Обобщение знаний по теме "Кислород. Воздух. Горение". 8-й класс

Разделы: Химия

Класс: 8


Цель урока:

  • Повторить, обобщить, систематизировать сформированные при изучении темы знания учащихся
  • Способствовать стимулированию познавательной активности учащихся
  • Формирование адекватной самооценки
  • Развитие интереса к предмету, умений быстро и четко излагать свои мысли, логично рассуждать
  • Развитие вербально-коммуникативной культуры и положительной самооценки, необходимых для поддержания психологического здоровья и эффективной социальной адаптации в самостоятельной жизни.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

Здоровьесберегающая технология

Сегодня наше занятие будет посвящено тренировке и применению полученных знаний по теме «Кислород. Воздух». Так же как в спорте, тренировки укрепляют мышцы, так и наши занятия будут способствовать укреплению вашего интеллектуального и духовного состояния. А для этого нужны специальные помещения, где можно потренироваться, культурно отдохнуть, набраться сил для последующей работы. Вот я и решила организовать свой химический фитнес-клуб, и на правах его учредителя приглашаю Вас на его презентацию! (2 мин)

Создание положительного настроя, атмосферы сотрудничества учитель-ученик

Звучит торжественная музыка (Приложение 5)

Уважаемые гости! Приветствую Вас от лица организаторов химического фитнес-клуба «Oxigenium». Наш клуб специализируется на оказании следующих услуг:

  1. Поддержание красоты предмета химии.
  2. Развитие творческой активности.
  3. Совершенствование умений логически рассуждать, быстро и четко излагать свои мысли, работать коллективно.

В нашем клубе работают:

  • Видеосалон,
  • виртуальная химическая лаборатория,
  • зал заседаний,
  • тренажерный зал,
  • бар.

(1 мин)

Развитие творческой активности учащихся

Прежде, чем приступить к нагрузке, проведем разминку (упражнение с мячом).

(Отвечает тот ученик, которому бросил мяч учитель после формулировки вопроса).

Вопросы:

  1. Назовите химический элемент, наиболее распространенный в земной коре.
  2. Каково содержание кислорода в воздухе (в % по объему)?
  3. Какие простые вещества образует химический элемент кислород?
  4. Какие сложные вещества образует химический элемент кислород? (Приведите примеры.)
  5. Как получают кислород в промышленности?
  6. Из каких веществ его можно получить в лаборатории?
  7. Что такое катализатор?
  8. Какие процессы относятся процессам окисления?
  9. Почему горение веществ на воздухе происходит медленнее, чем в кислороде?

(5 мин)

Развитие координации, внимания, наблюдательности и сосредоточенности

А теперь посетим видеосалон.

Внимание на экран. Озвучьте, пожалуйста, демонстрацию видеоопыта «Получение кислорода в лаборатории» (Приложение 2), представив себя на месте диктора.

Прокомментируйте опыты:

Запишите уравнения реакций.

(10 мин)

Отсутствие контакта с вредными реактивами и предотвращение несчастных случаев в ходе эксперимента.
Наглядность, красочность подачи материала

А теперь пройдем в зал заседаний на открытом воздухе.

Сегодня по поручению директоров фитнес-клуба будут проведены выборы почетных членов клуба. Для того, чтобы стать ими, надо изложить и защитить свою программу, и, в случае успеха, получить особый знак отличия (абонемент члена клуба).

В качестве домашнего задания группам учащихся было предложено подготовить ответы на следующие вопросы и представить свой ответ в виде презентации:

  1. Применение кислорода (Презентация 1)
  2. Круговорот кислорода в природе (Презентация 2)
  3. Тушение и предупреждение пожаров (Презентация 3)
  4. Придумать загадки по теме «Кислород. Воздух»

(8 мин) (Приложение 1)

Умение работать в коллективе, быстро и четко излагать свои мысли, расширение кругозора

Чтобы ваши знания были прочными, а вы уверены в них, необходимо тренироваться. Наш комплекс тренировочных упражнений позволит каждому выбрать свой уровень нагрузки (по самочувствию).

Задачи расположены по возрастанию уровня сложности.

Образец карточки для каждого ученика:

Задача 1. Определите объем кислорода, который потребуется для сгорания 6 г угля; 3 моль углерода.

Задача 2. Какой объем воздуха необходим для полного сгорания 1 м3 метана (CH4)?

Задача 3. На новогодние праздники были вырублены елки с площади 20 га. Какой объем кислорода (н.у.) могли бы выделить эти деревья за год? В среднем можно допустить, что 1 га хвойного леса выделяет 10 кг кислорода в сутки.

Через 5-7 мин раздаем учащимся для взаимопроверки и взаимооценки карточки с решениями.

(8 мин)

Дифференцированные задания способствуют реализации индивидуального подхода к учащимся в соответствии с их уровнем подготовки.

Взаимопроверка и самооценка позволяют снять стрессовую ситуацию, которая обычно бывает при проверке задания учителем

После полученной умственной и физической нагрузки рекомендуем посетить наш бар и выпить чашечку зеленого чая с лимоном.

(2 мин)

Здоровый образ жизни, релаксация

Наша встреча близится к концу. Сегодня вы все потрудились на славу. Подведем итоги.

Как вы заметили, на доске помещено высказывание Якова Берцелиуса «кислород – это вещество, вокруг которого вращается вся химия». Как вы понимаете его слова после сегодняшней встречи? (Учащиеся отвечают).

(5 мин)

Рефлексия

Выставление оценок отличившимся ученикам

(2 мин)

 

Откройте дневники и запишите домашнее задание: повторить параграфы 28-30. Составить кроссворд по свойствам кислорода.

(2 мин)

 

Литература:

  1. Н.Е. Кузнецова, И.М. Титова, Н.Н. Гара. Химия. 8 класс. М.: «Вентана-Граф». 2010.
  2. О.С. Габриелян, Н.П. Воскобойникова, А.В. Яшукова. Настольная книга учителя. Химия. 8 класс. М.: «Дрофа», 2003.
  3. И.В. Маркина Современный урок химии. Технологии, приемы, разработки учебных занятий. Ярославль: Академия развития, 2008.
  4. И.М. Титова Уроки химии VIII класс. Система личностного развития учащихся: Пособие для учителя. СПб.: КАРО, 2002.