Тема: Автоматизация звука [ш] в словах, словосочетаниях. (слайд 1)
Цели:
Образовательная:
- обозначение Ш на письме;
- учить программировать лексико-грамматическое оформление словосочетания.
Коррекционная:
- уточнение правильного акустико-артикуляционного уклада звука Ш;
- автоматизация звука [ш] слогах, словах, словосочетании;
- развитие общей, мелкой, артикуляционной моторики;
- развитие фонематического слуха и восприятия;
- развитие навыка звукослогового анализа;
- развитие функции словоизменения;
- активизация словарного запаса;
- развитие связной речи;
Воспитательная:
- формирование учебно-познавательной деятельности;
- воспитание навыка самоконтроля за устной и письменной речью;
- развитие самооценки.
Ход занятия
1. Организационный момент:
- Какое сейчас время года? (осень) (слайд 2).
- Стало холодно. Дует ветер (руки качаются над головой). Лесные звери спрятались в норы (присесть). Снега всё больше и больше (медленно подняться). Люди одеваются тепло. Давай и мы наденем перчатки(самомассаж каждого пальчика). Молодец.
2. Слушание образца нормированной речи.
- Выдели звук, который часто встречается в тексте:
Все ушли из дома. А кошка остаётся. Сидит кошка на окошке. Вот и мышка. Мышка идёт на кухню за пышкой. Мышка не видит кошку. Кошка гонится за мышкой.
3. Объявление темы занятия:
- Сегодня на занятии мы будем учиться правильно произносить звук Ш.
Но сначала мы сделаем зарядку для языка и губ (слайд 3): «Слоник», «Чашечка» с выдохом, «Лошадка», «Грибок», «Барабан».
4. Артикуляционно – акустический образ звука Ш:
- Это паспорт звука Ш. Расскажи о нём (слайд 4).
- Губы округлены. Зубы сближены. Язык чашечкой за верхними зубами.
Воздушная струя тёплая, плавная. Голос не звучит.
Звук Ш – согласный, глухой, твёрдый.
5. Уточнение звука Ш перед зеркалом:
Упражнения: «Гуси шипят», «Сердитая кошка», «Деревья шумят»
(слайд 5).
Игра «Поймай звук» - хлопнуть на звук Ш из звукового ряда.
6. Соотнесение звука Ш с буквой;
- Какой буквой обозначается звук Ш?
Соотнесение буквы Ш со зрительным образом змеи, тризубцем
(слайд 6).
7. Автоматизация звука Ш в слогах. Слоговые дорожки:.
- Помоги мышонку добраться до норки (слайд 7).
- Помоги мышонку перебраться через ручей (слайд 8).
- Правильно выбери дорожку для каждого мышонка.
8. Автоматизация звука Ш в словах:
Игра «Найди и назови» - выбор картинок со звуком Ш: ШАР, МЫШЬ, ЛОЖ(Ш)КА, ШКОЛА, МАШИНА (слайд 9).
Игра «Определи место звука Ш» в найденном слове по звуковой линейке (слайд 10).
9. Развитие фонематического восприятия:
Игра «Поправь меня» (слайд 11):
- Вкусная каска.
- Тёплая жаль.
- Воздушный жар.
- Черепичная крыса.
- Забавные сутки.
10. Развитие функции словоизменения:
Игра «Один – много» по образцу (слайд 12):
- Большая кошка – большие кошки;
- Пушистая мышка - …….
- Камыш шуршит - …….
- Шёлковая рубашка - …..
- Пшённая каша - ……
- Машина шумит - …..
- Школьник пишет -…….
- Мышиный шорох - …..
11. Чтение словосочетаний в чистоговорках с заданием (слайд 13).
- Дочитай чистоговорку самостоятельно:
Ша-ша-ша – Маша хоро….
Шо-шо-шо – летом хоро….
Шу-шу-шу – я тебе пи….
Ши-ши-ши – это малы….
Ше-ше-ше – ты мне по ду….
12. Итог занятия:
- Какой звук ты учился проговаривать?
- Что тебе понравилось делать на занятии?
- Как ты думаешь – ты со всеми заданиями справился?
- Ты хорошо работал на занятии. Молодец. Можешь идти в класс, до свидания (слайд 14).