Портфолио как связующее звено между ступенями образования

Разделы: Общепедагогические технологии, Классное руководство


Контроль знаний – один из важнейших элементов целостного учебно-воспитательного процесса. Принятие и дальнейшее развитие парадигмы практико-ориентированного обучения приводит к необходимости использования других, альтернативных методов оценивания. Одним из таких методов является оценивание при помощи портфолио.

Портфолио – это способ фиксирования, накопления и аутентичного оценивания индивидуальных образовательных результатов ученика в определенный период его обучения. Эта технология направлена не только на процесс оценивания, но и на процесс самоанализа в первую очередь. На наш взгляд, отсутствие навыков самооценивания является серьезным препятствием в формировании у ребенка способности к самообразованию, саморазвитию, без чего невозможна успешная социализация в быстроменяющемся современном мире.

Каждый человек видит себя под различными углами зрения, но очень важно для формирования самосознания понять и оценить особенности своих физических, психических, моральных и интеллектуальных качеств. Система представлений, оценок, относящихся к самому себе важна для осознания своих возможностей, качеств и месте среди людей.

Чаще всего ребенок узнает о себе от окружающих его людей: родителей, учителей, сверстников, т.е. смотрит на себя глазами других. И это формирует в значительной степени эмоциональное отношение к образу самого себя. Технология портфолио позволяет перенести акцент с оценки на самооценку.

Портфолио не только является современной формой анализа, но и помогает решать важные педагогические задачи, среди которых мы в первую очередь выделяем формирование умения учиться – ставить цели, планировать и организовывать собственную учебную деятельность, а также развитие навыков рефлексивной и оценочной деятельности учащегося, расширение возможности обучения и самообучения.

Однако стоит отметить, что успешное применение данной технологии возможно только при условии взаимодействия учителя, ученика и родителя.

В нашем Центре образования система оценивания вводится поэтапно, начиная с дошкольного отделения и заканчивая выпускными классами.

В подготовительной группе детского сада в течение года воспитатель с ребятами набирает материал, который размещался без какой-либо системы в отдельных файлах.

Основная задача портфолио в дошкольном отделении – приучить детей собирать свои работы в отдельном месте, т.е. помочь ребенку выработать привычку фиксировать успехи в своей жизни. В апреле-мае воспитанники совместно с воспитателем разбираются в собранном материале, т.е. проводится работа по систематизации. Рефлексия на данном этапе проста по форме и содержанию: “Эта работа мне нравится”, “За эту работу меня похвалил воспитатель”, “Это моя первая самостоятельная работа”. После размещения всех необходимых (по мнению ребенка) материалов, оставшиеся работы могут быть отданы воспитателю, т.к. необходимо учить детей избавляться от лишних документов, материалов и вещей.

Таким образом, в начальную школу ребенок приходит с навыками сохранения и отбора материала.

В начальной школе портфолио претерпевает ряд изменений. Девизом работы с портфолио ученика становится фраза “Каждодневный творческий процесс должен быть зафиксирован”.

В портфолио могут появиться такие разделы как:

– “Визитная карточка ученика”, одним из пунктов в которой будет “Я через 20 лет”. Т.е. ребенок невольно ставит перед собой цели, для того, чтобы решить задачу поиска пути их достижения.

– “Копилка” – раздел, где накапливаются памятки, инструкции и другая полезная информация по организации образовательного процесса (“Как учить стихотворение”, “Работа с текстом, пересказ”, “Как составлять план”, алгоритмы решения задач и т.п.).

– “Мои достижения в этом учебном году”. В этом разделе представлены детские творческие работы, персональные открытия, лучшие письменные работы, награды, дипломы, грамоты и т.п., но только те, которые отобрал САМ ребенок.

– “Взрослые обо мне” – раздел, в котором размещаются качественные оценки педагогов (не только школы), родителей, родственников ребенка. Ребенок учится принимать критические замечания.

Таким образом, при переходе в среднюю школу ребенок в целом овладел навыками начальной самооценки, систематизации материалов и постановки целей и задач, поиска пути их достижения.

Главными задачами при составлении портфолио ученика средней школы становятся:

– формирования умения ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность;

– развитие навыков рефлексивной деятельности;

– формирование навыка самопрезентации.

Структура портфолио ученика средней школы.

  1. Титульный лист (фотография, ФИО, класс, учебный год).
  2. Самопрезентация, резюме, автобиография эссе – по выбору ученика.
  3. Учебная деятельность:
    а) результаты обучения ученика по триместрам четвертям и за год (за предыдущие годы можно предоставить итоговые оценки);
Предмет 1 триместр 2 триместр 3 триместр год
         

б) учебные достижения по предметам (средний бал оценок по предмету);

Класс Гуманитарный
Цикл
Математический
Цикл
Естественно-

научный цикл

Общественные
науки
Эстетический
цикл
Физкультура Технология
               

в) самоанализ успешности (предмет – успеваемость – почему нравится, получается…);

г) отметки об участии в предметных олимпиадах, учебно-исследовательских конференциях, интеллектуальном марафоне, всероссийских конкурсах “Русский медвежонок”, “Кенгуру” и т.д.;

д) лучшие работы: исследовательские проекты, статьи, творческие работы и др. (электронные версии работ).

Год Наименование работы Место представления работы Результат
       

е) копии грамот, дипломов, демонстрирующие результативность в той или иной области деятельности.

4. Участие в делах класса и школы.

а) результаты творческой деятельности учащихся в разных областях;

Год Название мероприятия Занятое место Количество баллов
       

б) отметка о посещении факультативов, кружков, секций;

Год Название кружка, секции достижения
     

в) спортивные достижения;

г) роль в самоуправлении класса, достижения;

д) оценка выполнения общественных поручений, дежурств по классу и трудовой опыт.

Год Название предприятия Какой вид деятельности выполнял Впечатления от работы
       

5. Карта краткосрочных и долгосрочных планов образования и карьеры.

Обучение планированию собственной деятельности начинается с составления карты долгосрочных и краткосрочных планов с обязательным подведением итогов: “Что удалось выполнить? Что не удалось? Почему?” Таким образом, рефлексия становится более сложной: “Почему нравится? Почему не получается?” В конце учебного года обязательно подводится итог, и составляются планы на следующий учебный год.

В качестве примера можно привести анкету для самоанализа по итогам 5 класса.

  1. Главные итоги прошедшего года для меня ……….
  2. Из запланированного мне удалось выполнить …….
  3. Невыполненным оказалось …….., потому что ……
  4. В результате изучения предметов ………. для меня стало важным …
  5. В этом учебном году для меня самым значимым и запоминающимся было ……….
  6. Мои представления о себе за прошедший год изменились ……..

В средней школе для развития навыка самопрезентации целесообразно проводить защиту портфолио. В Центре образования защита портфолио организуется, начиная с 6 класса и проходит в форме доклада (рассказа о себе, своих достижениях) с обязательным сопровождением в виде компьютерной презентации. Хочется заметить, что среднем звене мы рекомендуем учащимся переходить к электронной форме портфолио, т.к. к этому возрасту дети овладели основами ИКТ и работа в этом формате для них посильна и интересна. Кроме того работа в формате современных технологий образовательного процесса является востребованной и наиболее перспективной.

При защите портфолио каждый ученик придерживается регламента (не более двух-трех минут на выступление и столько же для ответов на вопросы). В ходе выступления учащийся должен отразить цели работы, их реализацию, свои основные достижения.

Заранее организованная комиссия оценивает содержание “Портфолио” и его защиту по заранее определенным критериям.

Оценка жюри складывается из суммарного балла по следующим пунктам:

  1. Соответствие плану по содержанию (все пункты должны быть освещены)
  2. Дизайн презентации (содержание анимаций, красочность слайдов, соответствие одному стилю)
  3. Защита портфолио: Соответствие текста эссе слайдам презентации. Полнота содержания эссе (свободный рассказ о себе, не считывание презентации). Ораторское искусство.
  4. Соответствие регламенту – выступление не более 5 минут
  • Правила оценки:
  • До начала работы над “Портфолио” учащиеся должны знать все критерии его оценки.
  • До начала работы над “Портфолио” учащиеся должны знать все категории материалов и содержание обязательной категории.
  • “Портфолио” не сравнивается ни с какими эталонами. Проводится сравнение прошлых и настоящих результатов работы ребенка. Учащийся сравнивается только самим собой.

В 8–9-м классе основное назначение портфолио – это накопление документальных подтверждений обоснованного права ученика на занятия в классе с определенным профилем обучения. В данном случае портфолио является документальным подтверждением его успехов в обучении и внеучебных интересах, которые прямо или косвенно связаны с профилизацией и будущей профессиональной деятельностью. В связи с этим важным новым разделом является раздел “Профессиональный выбор”, где размещаются результаты профориентационного тестирования и рекомендации психолога.

Работа с портфолио позволяет провести ученика через различные ступени формирования навыков самоконтроля, самооценки, самоанализа в целом, мотивации к обучению и самообразованию. Практическая значимость портфолио заключается в том, что оно позволяет выпускнику основной школы вступить в конкурсный отбор на профильное обучение в старшей школе, и кроме того, помогает по профессиональному самоопределению.

Литература

  1. Марусич Е.Н., Валеева Р.Л. Технология “Портфель”, Вестник московского образования, 2011. – № 11. – С. 298.
  2. Новикова Т. Папка индивидуальных достижений “портфолио”: федеральные рекомендации и местный опыт. – 2004. – № 7. – С. 61.
  3. Юдина И.Г. Портфолио ученика средней школы, Учитель, Волгоград, 2008.