На этапе дошкольного детства одна из наиболее важных задач для ребенка – научиться правилам жизни во взрослом мире – мире спешащих людей и машин.
Помочь ребенку войти в этот мир с максимальными приобретениями и минимальным риском – обязанность взрослых. Поэтому детский сад № 1899 наряду с поставленными целями и задачами воспитательного – образовательного процесса считают необходимым сформировать у детей модель безопасного поведения на дорогах, улице и транспорте, позволяющую действовать адекватно конкретной реальной дорожной ситуации.
Воспитание у дошкольников безопасного поведения на дорогах должно осуществляться несколькими путями. Прежде всего – через непосредственное восприятие окружающего мира, в процессе которого дети активно знакомятся с различными дорожными ситуациями, воспринимая и называя предметы, явления, действия людей, их взаимоотношения между собой, анализируя эти отношения и делая выводы.
Второй путь – познание действительности через рассказы родителей, воспитателей, чтение художественной литературы, просмотры телевизионных передач, диафильмов и видеофильмов, через подвижные игры, с помощью различных картинок, иллюстраций, атрибутов.
И, наконец – через специальную работу по формированию у детей значимых для безопасного поведения двигательных навыков и установок восприятия.
В процессе воспитания детей педагоги детского сада учитывают следующее:
* важно не механическое заучивание детьми правил дорожного движения, а
воспитание у них навыков безопасного поведения на улице (в роли пешехода);
* в детском саду идет обучение не только по правилам дорожного движения, а
правилам безопасного поведения транспортных средств);
* воспитатели не ограничиваются словами и показом картинок, а вместе с
родителями и детьми выходят к дороге, выходят к дороге, наблюдают за реальной
дорожной обстановкой рассказывают и объясняют, что происходит в каждое время
года (гололед на дороге, слякоть, снежные заносы, дождь, рано темнеет, лужи,
ямы, скользкие листья и т д.)
* занятия проводятся не только по графику и плану, а используют каждую
возможность (ежедневно) в процессе игр, прогулок, чтобы помочь детям полностью
усвоить правила обращают внимание детей на ту или иную сторону правил;
* проводятся досуг, смотры – конкурсы, конкурс детского рисунка, положительные
результаты приносят проведение КВН с детьми подготовительной группы детского
сада и первоклассниками школ (бывшими выпускникам детского сада), семинар –
практикум для воспитателей микрорайона “ Новогиреево, методические объединения
для педагогов восточного округа;
* развивают такие качества, как координацию, внимание, наблюдательность,
реакцию, как можно больше упражняясь с детьми в играх, заданиях, соревнованиях,
которые нужны для безопасного поведения на улице;
* используют все доступные формы работы с детьми: (рассказы, беседы, игры диа –
и видеофильмы, чтение книг, прогулки, и др.) не считая какую – то из форм
основной;
* в каждой группе детского сада имеются уголки по ГИБДД, состоящие из макетов с
игрушечным транспортом различного функционального назначения (грузовые, легковые
машины, автобусы, пожарные машины, скорой медицинской помощи и т.д.) светофоры,
фигурки людей (пешеходов, водителей, регулировщиков);
* настольно – печатные игры, разрезные картинки, кубики. Мозаики, атрибуты для
сюжетно – ролевых игр в регулировщиков, водителей и пешеходов (жезл, свисток,
фуражка, соответствующие маркам машин эмблемы и значки и т д.)
* в детском саду имеется специально отведенное доступное для всех детей место с
настенными картинами, плакатами, сюжетными картинками, отражающими дорожные
ситуации, настольный макет, моделирующий улицы и дороги с различным видом
транспорта, регулировщиками, пешеходами, где дети могут получить, уточнить
закрепить знания и представления поведения, необходимые для безопасности на
дорогах большого города;
* в каждой группе детского сада имеются ширмы по правилам дорожного движения и
правилам на дороге по временам года;
* имеются информационные стенды для родителей “ роль родителей в воспитании
безопасного поведения детей на улицах и дорогах”;
* на территории детского сада расположена детская автоплощадка для практических
занятий с детьми по обучению и закреплению безопасному поведению на улицах и
дорогах.
Работа ведется систематически как с группой детей, так и с подгруппами, учитывая индивидуальные особенности детей конкретной группы.
Коллектив детского сада планирует не только продолжить, но расширить и углубить работу с детьми дошкольного возраста по правилам безопасности поведения на дорогах.
Приложение 1. Конспект занятия с детьми средней группы «Заяц и дорожные знаки».
Приложение 2. Конспект – досуг по ПДД в подготовительной группе.
Приложение 3. Занятие для детей старшей группы “Школа юных пешеходов”.