Цель урока:
Оборудование: рисунки, рефераты, презентация проектов учащихся, презентация учителя, карта, компьютер, документ камера.
Ход занятия
1. Знакомство с темой.
Внеклассное занятие по окружающему миру. 1 слайд.
* Мы начинаем наше занятие. Закройте глаз. И представьте, что вы идете по лесу. Вы слышите шелест листьев, пение птиц. А какой чистый воздух! Вдохните. Как все таки легко дышится в лесу. Откройте глаза. Мы действительно в лесу. О чем мы с вами будем сегодня говорить? 2 слайд. Лес.
Тема: О Русский лес.
* Лес - это мир, полный загадок и тайн. Лес - это гостеприимный дом, он многих приютил: зверей и птиц, ящериц и лягушек, жуков и бабочек. В лесу ни на мгновение не замирает жизнь. А сколько в нём разнообразных растений!
2. Выступление учащихся.
1 ученик. В нашем лесу растут разные деревья: лиственница, обыкновенная сосна, ель, берёза, ива, рябина, много разнообразных кустарников.
2 ученик. В лесах нашего края много диких животных. Самые крупные - это лось и медведь, есть лисы и волки. Много пушных зверей: соболь, песец, горностай, белка, бурундук. Летом в лесу очень много птиц.
3 ученик. В нашем лесу растёт много лекарственных трав: толокнянка, багульник, кровохлёбка, тысячелистник, крапива, пижма, зверобой и многие другие.
4 ученик. Летом мы собираем в лесу красную и чёрную смородину, голубику, чернику, клюкву, малину, ежевику и бруснику. Много в нашем лесу разных грибов.
5 ученик. Древесина леса идёт на постройку домов, на изготовление мебели.
Лес украшает нашу землю, он служит домом для диких зверей, растения леса очищают воздух.
Учитель. Да, лес - это исполинская зелёная лаборатория: он вырабатывает кислород, улавливает газы и пыль. Лес - источник здоровья, его называют лёгкими нашей планеты.
6 ученик / читает стихотворение/
Я славлю лес.
Когда идёшь усталый, запылённый,
Дорогой длинной в полуденный зной,
Сверни смелее в тихий лес зелёный,
И он усталость снимет как рукой.
Я славлю чудо из чудес -
Родимый лес, зелёный лес!
Когда на сердце неспокойно станет,
Когда не в силах совладать с тоской,
Побудь в лесу на солнечной поляне,
И все печали снимет как рукой,
Я славлю чудо из чудес -
Красу земли, зелёный лес!
В.Лукша.
3. Проверка заданий. 3 слайд. Стихи про Русский лес. (читают хором)
- О лесе много слагают стихов. Прочитаем одно небольшое стихотворение, но оно за душу берет.
- Рассмотрите картинку. Все растения одинаковы? На какие группы они делятся ? (трава, кустарники, деревья) 4 слайд .
- Представьте нашу планету без растений. Как она будет выглядеть? А что надо сделать, чтобы был лес?
- Давайте посадим свой лес и украсим нашу землю.
Показ рисунков, приготовленных дома. (трава, кустарники, деревья)
4. Игра: "Узнай дерево".
* Мы любим лес, мы им любуемся, отдыхаем в нем. А я хочу узнать, знаете ли вы деревья. И можете их узнать по листьям? 5 слайд. Листья клена, каштана, ивы, березы, дуба, ель
5. Игра: "Лесные заморочки."
Игра "Лесные заморочки". Ученики по очереди берут листочек с номерами. Учитель читает текст под выбранным номером, ученик должен узнать, о каком растении идёт речь.
1. Этот кустарник - ближайший родственник садовой красавицы, царицы цветов розы. Его ягоды используют в лечебных целях. (Шиповник).
2. Весной это дерево стоит нарядное, будто всё в белой пене, и запах его цветов чувствуется издалека. Жаль только, что из-за красивых цветов люди ломают ветки этого дерева. (Черёмуха).
3. Если тебе когда-нибудь понадобится расколоть полено этого дерева, сделать это будет нелегко: топор увязнет в древесине. И ты поймёшь, почему дерево так названо. (Вяз).
4. Лиственные деревья зимой стоят голые, хвойные - зелёные круглый год, потому что хвоинки у них осенью не опадают. А это дерево, хоть и хвойное, но осенью его хвоинки опадают, как у лиственного. (Лиственница).
5. В народе это дерево часто называют "сладким". Нет, конфеты на нём не растут. Но посмотри, как во время цветения летят к нему пчёлы. И мёд потом будет самый вкусный и душистый. (Липа).
6. Сверху листья этого дерева зелёные, снизу - серебристо-серые. От малейшего ветерка листья начинают дрожать, переворачиваются, и дерево от этого выглядит то зелёным, то серым - "переодевается". (Осина).
7. "Красавец" - так переводится с латинского научное название этого дерева. Но оно не только красиво: это дерево - богатырь, дерево - долгожитель. (Дуб).
8. Весной в лесу на этом дереве "загораются" маленькие красные и синие "лампочки" - это почки дерева. А под Новый год на этих деревьях вспыхивают гирлянды настоящих лампочек. (Ель, ёлка).
9. Ягоды на этом дереве могут висеть всю зиму; и чем крепче прихватит морозец, тем слаще они будут. (Рябина).
10. Дотронься летом до ствола этого дерева и почувствуешь, что он прохладный даже на солнцепёке. Так может быть только у одного дерева в мире: ведь это единственное дерево с белой корой, которая не нагревается на солнце. (Берёза).
6. Сообщение учеников о деревьях. 6 слайд. Береза.
А) Рассказ о березе.
Крупные деревья с белой корой. Веточки и листья голые, усеянные смолистыми железками, душистые. Листья очередные, черешковые, напоминающие ромб, с двояко-острозубчатым краем.
Цветки раздельнополые, собраны в соцветия - сережки. Плод - крылатый орешек. Цветет береза в апреле - мае, плоды созревают в августе - сентябре. Размножается семенами и вегетативно.
В медицине используют почки в качестве мочегонного и желчегонного средств. Применяют в виде настоя и отвара.
Распространена в европейской части и Сибири.
Заготавливают листовые почки ранней весной, во время соко-движения, в период набухания (но до расхождения чешуек). Ветки связывают в пучки и сушат на открытом воздухе или в сушилках при температуре 25-30°. После сушки почки обмолачивают. Хранят в сухом, хорошо проветриваемом помещении. Наряду с березой повислой в медицине применяют сырье березы пушистой и березы плосколистной.
* Русский лес нельзя представить без белой березки. О ней и стихов много написано. Одно мы послушаем.
Б) Стихотворение о березе. Сергей Есенин Береза
Белая береза
Под моим окном
Принакрылась снегом,
Точно серебром.На пушистых ветках
Снежною каймой
Распустились кисти
Белой бахромой.И стоит береза
В сонной тишине,
И горят снежинки
В золотом огне.А заря, лениво
Обходя кругом,
Обсыпает ветки
Новым серебром.
* Скоро Новогодний праздник. Без чего мы не представляем этот праздник? Что вы можете о елке рассказать? 7 слайд. Елка.
В) Рассказ о ели.
Род ель (семейство сосновые) широко распространён, представляет собой вечнозелёные деревья, с многолетней одиночной спирально расположенной хвоёй, однодомные, раздельнополые, ветроопыляемые. Древесина со смоляными ходами, без ядра, малосмолистая, лёгкая, желтовато-белого цвета. Род объединяет около 50 видов. Отдельные экземпляры доживают до 300 лет и в зрелом возрасте распространена на севере и северо-востоке европейской части бывшего СССР, Урале, в Сибири встречается в Приамурье, Забайкалье, на Саянах, Алтае и в северной части Монголии. Произрастает по побережью Охотского моря.
Применение:
из-за отличных резонансных свойств используется для изготовления музыкальных инструментов , растет (120-150 лет) иногда достигают высоты 50 м 8 слайд. Срубили елку.* А чтобы елка была в нашем доме, что человек делает? Какой вред наносят люди природе? Как можно выйти из положения: не срубать елку, но быть в праздник с украшенной елкой?
9 слайд. Новый год.
7. Игра: "Доскажи словечко". Мы сейчас побываем на новогоднем празднике. Все хором отвечайте.
Ёлка Елена Благина
Есть ещё игра для вас:
Я начну стихи сейчас.
Я начну, а вы кончайте,
Хором, дружно отвечайте!
На дворе снежок идёт,
Скоро праздник... (- Новый год!)
Мягко светятся иголки,
Хвойный дух идёт... (- От ёлки!)
Ветви слабо шелестят,
Бусы яркие... (- Блестят!)
И качаются игрушки -
Флаги, звёздочки... (- Хлопушки!)
Нити пёстрой мишуры,
Колокольчики... (- Шары!)
Рыбок хрупкие фигурки,
Птицы, лыжницы... (- Снегурки!)
Белоус и краснонос
Под ветвями Дед ... (- Мороз!)
И, верхушку украшая,
Там сияет, как всегда,
Очень яркая, большая,
Пятикрылая... (- Звезда!)
Ну и ёлка, просто диво!
Как нарядна, как... (- Красива!)
Вот огни зажглись на ней,
Сотни крошечных... (- Огней!)
Двери настежь, точно в сказке,
Хоровод несётся в ... (- Пляске!)
И над этим хороводом
Говор, песни, звонкий смех...
Поздравляю с ... (- Новым годом!)
В новым счастьем сразу ... (Всех!)
8. Сообщение Легейдиной Леры. 10 слайд
* Лес многих интересует. Одни изучают как живут лесные животные, другие - какие растения бывают. А в нашем классе Лера занимается исследовательской работой по теме " Растения Сибири". Она собирает информацию о лекарственных растениях. Об одном из растений она расскажет.
Шиповник майский.
Морфологическое описание. Невысокий (0.2-2 м выc.) кустарник с тонкими красновато-коричневыми голыми ветвями, несущими немногочисленные небольшие, книзу отогнутые шипы, располагающиеся обычно по два при основании листьев, на цветоносных побегах они нередко отсутствуют. В нижней части ветвей нередко имеются также многочисленные мелкие шипики и щетинки. Листья 5-7-листочковые, черешки их коротко опушенные, нередко с участием мелких шипиков и железок. Прилистники вегетативных побегов узкие, трубковидные, у цветоносных широкие, плоские, с расходящимися острыми ушками. Листочки продолговато-яйцевидные или продолговато-эллиптические, 1.5-5 см дл., тонкие, по краю мелкопильчато-зубчатые, сверху голые или прижато-волосистые, снизу густо прижато-волосистые, без железок, с резко выступающими жилками. Цветки одиночные, реже по 2-3 на голых цветоножках, венчик розовый, 4-6 см в диам. Чашелистики с ланцетным придатком, по краям опушенные, сверху с железками, прикрытыми опушением. Плоды шаровидные, гладкие, красивые.
Местообитание. В лесной и степной зонах в травяных хвойно-лиственных, березовых и сосновых лесах, в зарослях кустарников,, на лесных и пойменных лугах.
Административные районы Сибири. Тюменская, Курганская, Омская, Томская, Кемеровская, Новосибирская, Алтай, Красноярский, Тува, Иркутская
Вне Сибири. Европейская часть СССР, Средняя Европа, Скандинавия.
9. Причины пожаров и гибели животных.
Учитель. В нашем лесу много обитателей, которые украшают наш лес, живут в нем, это их дом. Но человек бывает порой к ним жесток. Скажите, что это за печальная история?
11 слайд. Печальная история
Россия занимает первое место в мире по количеству лесов. Это огромное богатство нашей страны и наш народ бережёт и охраняет это богатство. Самое страшное для наших лесов - это пожары. Лесные пожары уничтожают огромные территории лесов. Все пожары в лесу происходят из-за какой-то внешней причины, но чаще всего по вине человека. 12 слайд.
Назовите причины пожаров.
Причины пожаров: 13 слайд.
- брошенная горящая спичка, окурок;
- охотник выстрелил, пыж начал тлеть и загорелся;
- люди разводили костёр в местах с сухой травой;
- весенний пал травы;
- хозяйственные работы в лесу;
- осколок стекла сфокусировал солнечные лучи как линза и зажёг сухую траву;
- от замыкания высоковольтной линии;
- от вспышки молнии.
В нашей стране ведётся учёт каждого пожара , выясняются причины пожаров, определяются меры борьбы с лесными пожарами. Наукой о лесных пожарах - она называется лесная пирология - собран большой научный материал, который помогает в борьбе с пожарами. Лесные пожары называются стихийными бедствиями, ведь горят не только леса, но и жилые дома, горят целые деревни, гибнут люди.
Чтобы сохранить вокруг нашего города зелёную зону, для отдыха жителей нашего города в лесу около реки Протока оборудовано специальное место. Там построены домики, поставлены столы, скамейки, есть специальное место для костра. По всей поляне поставлены ящики для мусора. Каждый год в конце учебного года мы классом выезжаем в лес. Какие же правила надо выполнять в лесу?
Памятка - как вести себя в лесу. 14 слайд.
1. В лес дети ходят только в сопровождении
взрослых.
2. Костёр разводят только взрослые, они же готовят
и обед.
3. Дети играют только на поляне, играть около
костра опасно.
4. В лесу не ломать веток, не рвать цветов, трав,
5. Не разорять птичьих гнёзд, не брать из гнезда
птенцов,
6. Осторожно вести себя на берегу ручья и
у озера.
7. Убирать после себя мусор: бумагу сжигать на
костре, а банки и бутылки класть в ящики для
мусора.
8. Костёр заливать водой или засыпать песком .
9. Помни! После тебя на этом месте будут отдыхать
другие люди. Храни красоту нашего леса!
15 слайд.
10. Итог занятия.
Что полезного вы узнали? Как будем относиться к природе?
Давайте будем
Беречь планету!
Во всей Вселенной
Красивей нету.
Во всей Вселенной
Совсем одна!
Что будет делать
Без нас она?