Цель урока:закрепить и обобщить знания учащихся о группе деревянных духовых инструментах, познакомить с группой медных духовых инструментов симфонического оркестра.
Задачи урока:
- различать инструменты симфонического оркестра;
- способствовать развитию общей и мелкой моторики;
- воспитывать доброжелательные отношения и партнёрские качества;
- побуждать учащихся к адекватной самооценке на уроке.
Тип урока:изучение нового материала.
Используемое оборудование:
- презентация;
- диск «Энциклопедия классической музыки»
- текст песни «Школьный корабль» Г.Струве;
- мозаика инструментов;
- карточки-раскраски;
- картинки различных инструментов
- инструменты: труба и туба.
- аудиозаписи:
- фрагменты – примеры звучания инструментов симфонического оркестра;
- фрагменты – примеры звучания различных видов оркестра;
- П. Чайковский. Марш из балета «Щелкунчик»;
- А.Вивальди «Осень», Э. Григ «Утро»;
- минусовая и плюсовая фонограммы песни Г. Струве «Школьный корабль».
План урока:
1. Оргмомент. Музыкальное приветствие.
Вхождение в урок.
2. Актуализация опорных знаний учащихся по
теме урока.
3. Открытие новых знаний.
4. Проверка усвоения нового материала
5. Закрепление знаний и умений учащихся по
изучаемому материалу.
6. Подведение итогов урока.
ХОД УРОКА
1. Оргмомент
Музыкальное приветствие.
– Здравствуйте, ребята, здравствуйте!
– Здравствуйте Любовь Анатольевна.
Вхождение в урок
Звучит музыка Э.Грига «Утро».
(Слайд 1)
Учитель: Настал новый день. Я улыбаюсь вам, и вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Глубоко вдохните и выдохните... Выдохните вчерашнюю обиду, злобу, беспокойство. Забудьте о них. Вдохните в себя свежесть и красоту осени, тепло солнечных лучей.
2. Актуализация опорных знаний учащихся по теме урока
Учитель: Кто нам аккомпанировал, когда мы разговаривали?
Ученики: Много инструментов (Оркестр)
Учитель: Правильно. А кто мне может сказать, что такое оркестр?
ОРКЕСТР – это коллектив музыкантов, играющих на различных музыкальных инструментах. Какие оркестры вы знаете? (Дети называют)
(Слайд 2)
Учитель: Определите вид оркестра.
(Слайды 3-6)
Дети показывают виды оркестров на карточках. (Приложение 1)
– А по звучанию узнаете оркестры? (Музыкальный диктант)
Звучат фрагменты различных оркестров. Последним звучит симфонический оркестр.
(Слайд 7)
Учитель: Поэтесса Татьяна Лаврова написала замечательный стих об оркестре.
«Дирижёрской палочкою осень
Нехотя взмахнула, повела,
Стайку скворушек, нырнувших в озимь
На румяной зорьке подняла.Симфонический оркестр могучий
Фраки, надушив пыльцой цветов,
Тишину безвольную нарушив,
Зазвучал, запел на сто ладов».
Учитель: О каком оркестре идёт речь?
Ученики: О симфоническом.
Открывается тема урока «Тайны симфонического оркестра»
(Слайд 8)
Учитель: Мы раскрываем тайны симфонического оркестра. Какие инструменты входят в состав этого оркестра?
(Слайд 9)
Звучит фрагмент струнно-смычковой группы инструментов
Учитель: Скажите, пожалуйста, какая группа инструментов симфонического оркестра сейчас прозвучала?
Ученики: Струнно-смычковая группа инструментов
Учитель. Совершенно верно. Кто помнит, какие инструменты входят в состав этой группы?
Ученики: Струнная группа инструментов – скрипка, альт, виолончель и контрабас.
(Картинки этих инструментов размещаются на доске) Эти инструменты называются струнные смычковые, т.к. звук у них извлекают при помощи смычка ударом по струнам.
(Слайд 10)
Учитель: Ребята, а ещё какая группа инструментов входит в состав симфонического оркестра?
Ученики: Вторая группа – это духовые деревянные инструменты. Духовыми инструментами их называют потому, что звук извлекают путем выдувания из них воздуха.
Учитель: Ребята, какие деревянные духовые инструменты вы можете назвать?
(Слайд 11)
Ученики: К деревянным духовым инструментам относятся – флейта, кларнет, фагот, гобой. (Показываю внешний вид каждого инструмента и прикрепляю картинки на доске).
3. Открытие новых знаний
Учитель: Итак, ребята, мы с вами знакомимся с тайнами симфонического оркестра. Сегодня мы узнаем ещё одну тайну симфонического оркестра. Мы познакомимся с другими духовыми инструментами. Ребята, почему эти инструменты называются деревянными?
Ученики: Потому, что эти инструменты сделаны из дерева.
Учитель: А может кто-нибудь знает другой духовой инструмент.
Ученики: Труба…..
Показываю трубу и тубу.
Учитель: Как вы думаете, из чего сделана труба?
Ученики: Из металла? Из меди?
– Совершенно верно, ребята. Группа духовых инструментов делится на деревянные и медные духовые инструменты. И мы сейчас познакомимся с группой медных духовых инструментов.
(Слайд 12)
Звучит фрагмент медных духовых инструментов
Работа с диском «Энциклопедия классической музыки»
Учитель: К медным духовым инструментам относятся: труба, тромбон, валторна, туба.
(Показываю внешний вид каждого инструмента на открытке и их звучание на компьютере).
(Слайд 13)
Рассказ о трубе (Приложение 2)
– Особое внимание мы будем уделять трубе и тубе. Наша задача определить сходства и различия этих инструментов.
(Предлагаю детям сыграть на этих инструментах).
(Фрагменты звучания трубы и тубы)
Труба– духовой музыкальный
оркестровый и сольный инструмент высокого
регистра
Туба– самый низкий по звучанию
духовой оркестровый музыкальный инструмент.
На доске размещаются картинки инструментов с
названиями
(Слайд 14)
Записываем в словарь. Медные духовые инструменты: труба, тромбон, валторна, туба.
(Слайд 15)
Учитель: Медные духовые инструменты - величие оркестра. Великолепный вид, сверкающие раструбы тромбонов; грациозно завитые валторны, настолько же мягко отражающие свет, насколько мягко звучащие; трубы, небольшие, но эффектные, все еще напоминающие своих воинственных предков; короткая и толстая туба, немного смешная, несмотря на все свое великолепие; ну а звучание говорит само за себя.
Проводится физминутка. Презентация 2 Чайковский Марш (Приложение 3)
4. Проверка усвоения нового материала
(Слайд 16)
Учитель: А сейчас предлагаю вам несколько заданий по теме сегодняшнего урока.
Работа в парах
Детям раздаются рисунки, в которых спрятаны медные духовые инструменты симфонического оркестра.
Задача: Найти на рисунке изображения медных духовых инструментов симфонического оркестра и раскрасить их.
Рассматриваем и оцениваем задания
5. Закрепление знаний и умений учащихся по изучаемому материалу.
Учитель: А теперь задание сложнее. (Приложение 5)
«Третий лишний»
- Скрипка, контрабас, баян
- Гобой, труба, кларнет
- Барабан, альт, виолончель
- Тромбон, фагот, валторна
Учитель. Ребята, вы очень хорошо справились с этим заданием, а по тембру вы сможете узнать инструменты симфонического оркестра?
Проводится викторина «Узнай инструмент» (Приложение 9)
Учитель. А сейчас мне хотелось бы
раскрыть ещё одну тайну симфонического оркестра.
Симфонический оркестр не только может
существовать сам по себе, но и под оркестр можно
исполнять песни и мы сейчас попробуем это
сделать, но прежде, чем петь погреем горлышки. И
вспомним, как правильно брать дыхание при пении.
Сели удобнее и…
(Слайд 17)
…исполняем песню «Школьный корабль» сначала под баян, а затем под симфонический оркестр. (Приложение 6)
Учитель. Молодцы, ребята! Хорошо справились и с этим заданием, а сейчас мы поиграем.
(Слайд 18)
Проводится игра: Эстрадно-симфонический оркестр
– Какие музыкальные инструменты можно услышать в таком оркестре?
– Сейчас зазвучит музыка, во время которой я буду называть музыкальные инструменты, а вы должны изображать игру на этих инструментах. Если я ошибусь – подайте мне сигнал – громко хлопайте в ладоши. Договорились? Тогда начнем.
(Звучит веселая музыка)
Учитель.
– Играем на скрипке
– на тромбоне
– на бубне
– на контрабасе
– на мясорубке
(Дети хлопают в ладоши)
Учитель.
– Играем на виолончели
– на скрипке
– на баяне
– на трубе
– на утюге
(Дети хлопают в ладоши)
Учитель.
– Играем на балалайке
– на флейте
– на рояле
– на дудочке
– на метле
(Дети хлопают в ладоши)
Учитель. Молодцы, ребята! И последнее задание. (Класс делится на две группы) Собрать инструмент из мозаики и назвать его (Труба и туба)
6. Подведение итогов
(Слайд 19)
Учитель: Какую тайну симфонического оркестра мы сегодня раскрыли?
Ответы детей: Медные инструменты.
Учитель: Ребята, вы хотите узнать, какие ещё тайны таит в себе симфонический оркестр? Об этом мы узнаем на следующем уроке.
– А сейчас оцените, пожалуйста, свою работу на уроке. На доске картинки трубы и тубы. Ребята, чтобы зазвучали эти инструменты, прикрепите, пожалуйста, нотки красного цвета, если вы хорошо справились с заданиями, и вам было всё понятно, а если вы испытывали затруднения в усвоении урока, прикрепите нотку жёлтого цвета.
– Молодцы ребята! Вы сегодня хорошо работали. (Кому-то нужно лучше стараться. Выставляю оценки с комментариями).
Учитель: Сегодня мы с вами узнали много нового о симфоническом оркестре. Эти знания нам пригодятся, чтобы ещё лучше понимать язык музыки. Сегодня все ребята хорошо работали. На следующем уроке мы продолжим говорить о симфоническом оркестре.
(Слайд 20)
Звучит «Школьный корабль» в сопровождении симфонического оркестра.
(Слайд 21)