Тип урока: развитие речи
Цели урока:
- Подготовить учащихся к осознанному восприятию картин.
- Продолжить работу по формированию культуроведческой, коммуникативной, информационной компетентностей учащихся.
- Продолжить работу по развитию монологической речи учащихся, воспитанию внимания к культуре речи, точности слов и выражений.
Задачи урока:
- На примере работ О.Кипренского и В.Тропинина показать, как замысел художников, идейное содержание картин определяют изобразительные средства.
- Научить девятиклассников писать сочинение – сопоставление по картинам.
Оборудование:
- Репродукции картин В.Тропинина и О.Кипренского.
- Мультимедийная презентация к уроку.
- Лист-опора (у каждого ученика), который заполняется им в течение урока.
Опережающие задания к уроку:
Сообщения на тему:
- «Судьба О.Кипренского»
- «Судьба В.Тропинина»
Ход урока
1. Оргмомент (подготовка к уроку)
2. Вступительное слово учителя.
Имя А.С.Пушкина знакомо каждому с детства. Но задумываемся ли мы, каким человеком был этот гениальный поэт, каким его видели окружающие. Сегодня на уроке развития речи мы попробуем приподнять эту завесу.
На уроках литературы мы с вами говорили о судьбе А.С.Пушкина. Вспомните, с какими событиями в жизни поэта связан 1827 год? (Возвращение поэта из ссылки) Проведя 6 лет в ссылке, Пушкин изменился. Каким же его увидели друзья и знакомые?
3. Работа в группах с отрывками из воспоминаний современников о Пушкине. (Приложение 1)
Задание:
- Познакомьтесь с воспоминаниями современников о Пушкине.
- Каким увидели А.С.Пушкина современники?
- Что вам показалось интересным, неожиданным?
Работа в группах продолжается 5-7 минут. Затем выступают представители 1 группы, все остальные дополняют. (Каждый увидел в личности Пушкина что-то своё).
4. Время донесло до нас не только воспоминания современников, но и портреты Пушкина – взгляд художников на него. В 1827 году были написаны два портрета А.С.Пушкина. Авторы их - В.А.Тропинин и О.А.Кипренский. Сегодня на уроке мы познакомимся с этими произведениями искусства.
Формулировка темы и целей урока. (Слайды 1, 2)
5. Фронтальная беседа о портрете и средствах его выразительности. (Слайды 3-6)
- Что такое портрет?
- Что можно передать с помощью портрета?
- Какие средства позволяют создать художественное полотно?
- Как называют художника, который пишет портреты?
- Чем отличается фотография от портрета художника?
6. Портреты А.С.Пушкина были написаны в 1827 году. Авторами их были известные художники В.А. Тропинин и О.А.Кипренский. Сообщения учащихся о творческой судьбе О.Кипренского и В.Тропинина и истории создания портрета А.С.Пушкина.
7. Работа в группах - описание портрета А.С.Пушкина. (Слайды 9, 10)
- Какова поза поэта?
- Как изображены лицо, глаза, губы?
- Каков костюм поэта?
- Каков фон картины?
- Насколько соответствует цветовое решение картины ее идейному содержанию?
- Какова композиция картины?
- Каков идейный смысл картины? Благодаря чему автор достиг этой цели?
- Каково ваше впечатление от картины?
Работа в группах продолжается 15-20 минут. Затем одна группа представляет описание портрета А.С.Пушкина кисти В.А. Тропинина, остальные группы дополняют, уточняют; также идет работа над картиной О.А.Кипренского.
8. Сопоставительный анализ портретов.
Портреты написаны в 1827 году. Но посмотрите на них внимательно: как по-разному увидели Пушкина художники (вспомнить, каким увидели его современники).
- Что общего между картинами? (Живописцы останавливают внимание зрителя на выражении лица А.С.Пушкина. Он близок им обоим как русский поэт, и это они стремятся подчеркнуть в любой детали)
- Чем картины отличаются друг от друга? (Художники представили нам разного Пушкина: Тропинин подчеркивает в Пушкине все домашнее, будничное, а у Кипренского Пушкин – прежде всего творческая личность. Разность замысла обуславливает и выбор художниками различных выразительных средств)
9. Составление плана сочинения.
Каждая группа составляет свой план сочинения, затем представляет его. Остальные обсуждают, дополняют, уточняют.
- В.Тропинин и О.Кипренский – замечательные художники-портретисты пушкинского времени.
- Образ А.С.Пушкина на картинах художников.
- Отражение идейного замысла художников во внешнем облике
- Изображение через внешние черты душевного состояния Пушкина.
- Роль композиции, фона и колорита в раскрытии замысла художников.
- Какие мысли и чувства возникают у меня при знакомстве с картинами В. Тропинина и О. Кипренского?
10. Подведение итогов.
- Как замысел художников, идейное содержание картин определили выбор изобразительных средств?
- Каковы ваши впечатления от увиденных картин?
- Как вы думаете, о каком из своих портретов Пушкин написал:
Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз,-
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит:
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.
(«Кипренскому» 1827 г.)
Свое мнение обоснуйте.
11. Домашнее задание.
Написать сочинение на тему «А.С.Пушкин на портретах О.Кипренского и В.Тропинина», используя материалы листа – опоры.
12. Рефлексия.
Закончи предложение.
Оказывается…
Список использованной литературы.
- Высочина Е.И. «Образ, бережно хранимый». – М., Просвещение, 1989.
- Краснобаев Б. И. Очерки истории русской культуры XIX в. М., 1982.
- Куликов И.В. Жизнь и творчество А.С.Пушкина. – М., 1989.
- Мир Пушкина. В 4 т. – Спб: Пушкинский фонд, 1993.
- Материалы с сайта http://www.peremeny.ru/column/
- Энциклопедия русской живописи / Под редакцией Т.В. Калашниковой. – М.: ОМЛА-Пресс, 2000.
- Головина Л. Два хрестоматийных портрета // Юный художник. 1999. № 4. С.6.