Синквейн как нестандартное решение стандартных вопросов сохранения здоровья обучающихся

Разделы: Общепедагогические технологии


Актуальность и значимость исследовательского проекта: сохранение и улучшение состояния здоровья школьников.

Основополагающий вопрос: можно ли синквейн использовать, как технологию здоровьесбережения в школе?

Проблемные вопросы исследовательского проекта:

1. Как можно использовать синквейн в качестве здоровьесберегающей технологии на уроках?

2. Является ли синквейн приёмом активизации речемыслительной деятельности и эффективной формой рефлексии?

Цель исследования: внедрение синквейнов в образовательный процесс.

Методические задачи проекта:

1. Познакомить с технологией критического мышления.

2. Научить приёмам и правилам составления синквейнов.

3. Показать многообразие вариантов составления синквейнов.

Дидактическая цель исследования поиск принципиально новых педагогических технологий, способных решить проблему сохранения здоровья учащихся.

Ожидаемые результаты:

  • развитие творческого мышления;
  • обучение синтезированию сложной информации;
  • создание благоприятной атмосферы на уроках.

Одной из важнейших задач отечественного образования является сохранение здоровья школьников. Все образовательные учреждения наравне с решением педагогических задач должны сопоставлять учебную нагрузку с индивидуальными особенностями учащихся для сохранения их здоровья. Улучшения состояния здоровья школьников можно достичь, внедряя здоровьесберегающие технологии в работу школы. Приложение1.

Перечень здоровьесберегающихпедагогических технологий
1. Технологии развивающего обучения 
2. Технологии на основе коллективной мыслительной деятельности 
3. Технологии интенсификации обучения на основе схем и знакомых модулей учебного материала
4. Педагогическое проектирование 
5. Информационные технологии 
6. Технологии личностно-ориентированного обучения 
7. Технологии авторских школ 
8. Элементы  здоровьесбережения в контексте урока или за его рамками 
9. Технологии развития критического мышления 
10. Технологии систематизации учебного материала, планирования итогового повторения, новые подходы в проведении промежуточного и тематического контроля знаний
11. Технологии на основе личностного  подхода 
12. Технологии на основе компетентного подхода 
13. Методические подходы и теоретические концепции воспитания с гуманно-личностными, социально ориентированные и здоровьесберегающие технологии развития и воспитания личности

Приём составления синквейна относится к технологии развития критического мышления. Выразить эмоции, чувства и мысли на бумаге достаточно сложно. Письменная речь у многих далеко не так богата, как устная. Мы стараемся писать кратко. Кроме того, письменная речь лишена интонации, мимики и жестов.

Выразить внутренние переживания в письменной форме человеку всегда помогали стихи. Мысль в стихотворении звучит красиво, она предстает в виде образов. Стихи позволяют нам выразить то, что не всегда удается передать в прозе. Именно поэтому поэзию, по мнению американских педагогов и психологов, можно назвать чрезвычайно эффективной формой рефлексии.

Некоторые могут возразить, что далеко не всякий способен писать стихи и некоторые ученики будут стесняться или бояться этого задания. С этим можно согласиться, но лишь отчасти. Писать стихи в свободной форме по заказу за несколько минут действительно дано не каждому.

Мы, педагоги, использующие технологию критического мышления, проведя исследование, предлагаем стихотворные формы, требующие достаточно строгого алгоритма, который вместе с тем не вызовет значительных затруднений у подавляющего большинства учеников. Любые жизненные впечатления рождают переживания, поэтому любое лирическое произведение есть рефлексия. Стихотворных форм, основанных на рефлексии и построенных "по правилам", не так уж и много и среди них синквейн. Данный прием можно успешно применять при работе над любой темой и на любом этапе обучения. Кроме того, хоть он и является рефлексией, его можно использовать в качестве приема активизации или вызова.

Синквейн позволяет учителю решить сразу несколько задач.

Синквейны могут быть полезны в качестве:

  • инструмента для синтезирования сложной информации;
  • способа оценки понятийного багажа учащихся;
  • средства развития творческойвыразителности.

Лаконичность формы развивает способность резюмировать информацию, излагать мысль в нескольких значимых словах, емких и кратких выражениях.

Этот прием изменяет атмосферу в классе, делая ее более творческой. Ребятам нравится сочинять. Это с удовольствием делают как малыши-первоклассники, так и выпускники-одиннадцатиклассники. Однако этот прием не только способствует улучшению эмоционального состояния ребят, но и позволяет учителю проверить, как они запомнили важнейшие понятия темы. Кроме того, синквейн, написанный учеником, позволяет учителю выяснить, как ребята чувствуют себя на уроке, нравится ли им изучаемая тема. Синквейны можно писать индивидуально, в парах или в группах после прочтения текста. Написанные в группах часто бывают интереснее индивидуальных, потому что ребята стараются писать с юмором, более строго отбирая самые ценные идеи.

Такие стихотворения можно писать и дома, устраивая конкурсы в семье. Проверяя домашнее задание, родители могут выбрать самые интересные термины и одновременно со своим ребенком написать синквейны на эти темы.

Синквейн универсален в работе с информацией (текст, видео, аудиозапись), поскольку помогает классифицировать, анализировать, систематизировать.

Синквейн предлагает приемы нестандартного решения стандартных жизненных вопросов, требует творческого и критического подхода к обучению, а значит, вносит в него новизну.

Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) - пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии. В дальнейшем стала использоваться (в последнее время, с 1997 года, и в России) в дидактических целях, как эффективный метод развития образной речи, который позволяет быстро получить результат. Ряд методистов полагает, что синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа учащихся.

История возникновения

В начале XX века форму синквейна разработала американская поэтесса Аделаида Крэпси (AdelaideCrapsey), опиравшаяся на знакомство с японскими силлабическими миниатюрами хайку и танка. Синквейны вошли в её посмертное собрание стихотворений, изданное в 1914 году и несколько раз переиздававшееся.

Правила составления

Традиционный синквейн состоит из пяти строк и основан на подсчёте слогов в каждом стихе: его слоговая структура - 2-4-6-8-2, всего 22 слога (в хайку 17, в танка - 31). Авторы, развивавшие форму в дальнейшем, предложили ряд её вариаций:

Дидактический синквейн

Дидактическийсинквейн развился в практике американской школы. В этом жанре текст основывается не на слоговой зависимости, а на содержательной и синтаксической заданности каждой строки.

  • Первая строка - тема сиквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка - два слова (чаще всего прилагательные или причастия), они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка - образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.
  • Четвертая строка - фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • Пятая строка - одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или объекта.

Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Например, для улучшения текста в четвёртой строке можно использовать три или пять слов, а в пятой строке - два слова. Возможны варианты использования и других частей речи.

Синквейн с точки зрения педагогики

Написание синквейна является формой свободного творчества, требующей от автора умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать. Помимо использования синквейнов на уроках литературы (например, для подведения итогов по пройденному произведению) практикуется и использование синквейна как заключительного задания по пройденному материалу любой другой дисциплины.

Простота построения

Простота построения синквейна делает его одним из эффективных методов развития ребенка школьного возраста, который позволяет быстро получить результат. В частности, знакомство ссамим понятием слова и расширение словарного запаса для более эффективного выражения своей мысли.

Формирование аналитических способностей

Составление синквейна, краткого резюме на основе больших объемов информации, полезно для выработки способности к анализу. В отличие от школьного сочинения, синквейн требует меньших временных затрат, хотя и имеет более жёсткие рамки по форме изложения, и его написание требует от составителя реализации практически всех его личностных способностей (интеллектуальные, творческие, образные). Таким образом, процедура составления синквейна позволяет гармонично сочетать элементы всех трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно ориентированной.

Вариативность

Различные вариации для составления синквейна способствуют разноплановому составлению заданий. Помимо самостоятельного (так и в паре, группе) составления нового синквейна, возможно варианты с:

  • составлением краткого рассказа по готовомусинквейну (с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна);
  • коррекция и совершенствование готовогосинквейна;
  • анализ неполного синквейна для определения отсутствующей части (например, дан синквейн без указания темы - без первой строки, необходимо на основе существующих, ее определить).