Интегрированное внеклассное мероприятие (математика + история) "Имя России – Александр Невский"

Разделы: Внеклассная работа


“Человек не может понимать окружающий мир только логикой мозга,
он должен ощутить его логикой сердца, то есть эмоцией”, - уверял С. В. Образцов.

“Мало напичкать душу ученика знаниями, их надо укоренить в ней, а сделать это, не побеспокоив душу нельзя”

Введение.

Учитель математики, как и любой другой педагог, в своей работе не ограничивается только обучением учащихся на уроке. Дополнительные возможности для развития способностей детей, их заинтересованности, увлечения математикой и её применениями дают различные внеклассные мероприятия.

Игра “Имя России - Александр Невский” - это игра, посвященная истории древнейшего города Руси – Великого Новгорода, праздновавшего свой 1150- летний юбилей летом 2009 года.

Среди тех, кто защищал Русскую землю от врагов в 13 столетии, наибольшую славу у потомков завоевал князь Александр Ярославович, прозванный “Невским”.

“Он шёл путём, обычным для русского витязя, и перезвон боевых мечей…рано достиг его слуха”. Историческая ситуация сложилась таким образом, что Новгород сыграл исключительную роль в жизни Александра, можно сказать, что новгородцы воспитали князя.

Русский Александр Невский определил судьбу народа, спасая Русское государство и православную веру, за что и был причислен церковью к лику святых.

В дошедшем до нас летописном сказании о подвигах его говорится, что он “ Богом рожен ”. Побеждая везде, он никем не был побеждён. Рыцарь, пришедший с запада посмотреть Александра, рассказывал, что он прошёл много стран и народов, но нигде не видал такого “ни в царях царя, ни в князьях князя”.

Как легенды уживаются на страницах древних летописей с историческими фактами, так эпохи сосуществуют на кремлёвской земле. Любовь к старине и знание богатого новгородского наследия придут не сразу, но останутся в памяти и сердце на всю жизнь. И мы, учителя, должны постараться привить эту любовь к родному городу, стране, в том числе и с помощью математических игр.

В разработке данной игры используются задания, фабула которых – интересная история, основанная на историческом материале, заканчивающаяся вопросом, и математическое упражнение, последовательно решая которое ученик узнаёт исторический факт.

Игра представлена в двух вариантах: для учащихся 5-6 классов; для учащихся 7-8 классов.

Для проведения данной игры необходимы следующее оборудование и материалы:

-ноутбук, проектор и экран для наглядной демонстрации задач и наилучшего эмоционального их восприятия;

- подборка задач с решениями и ответами;

- презентация с текстами задач и ответов;

- учебный кабинет с подготовленными для работы команд местами;

- листочки для записи ответов каждой команды;

- жетоны для фиксации правильных ответов;

- таблица для отражения результатов каждой команды на протяжении всей игры;

- грамоты для награждения победителей.

Правила игры:

  1. Соревнуются сборные команды учащихся 5 -8 классов разных школ.
  2. В каждой команде выбираются заранее капитан, писарь, гонец.
  3. Время на выполнение задания объявляется ведущим перед каждым заданием(1 – 2 минуты, в зависимости от сложности вопроса).
  4. Задания, проецируемые на экран, решаются всей командой. Писарь пишет ответ на листочке, гонец относит его в жюри.
  5. За правильный ответ жюри помещает жетон в специальную таблицу на доске.
  6. Последним проводится конкурс капитанов.
  7. Выявляются победители. 1-3 места присуждаются командам, набравшим наибольшее количество жетонов. Дополнительно, по решению жюри, победителями могут быть объявлены команды, показавшие себя лучшими в определённых номинациях.
  8. Перед игрой детям было предложено домашнее задание по теме игры: составить свои задачи по материалу, оформить их презентацией и дать для решения соперникам. За это командам присуждались дополнительные баллы.

Такие игры позволяют учащимся не только показать свои знания по математике, но и ещё раз узнать что-то новое о своей малой Родине.

Игру подготовили и провели учителя, члены клуба интеллектуалов “Пеликан” Великого Новгорода:

  • Прилуцких С.М. – учитель математики, гимназия “Исток”,
  • Бороздина С.Н. – учитель математики, гимназия “Исток”,
  • Мухина С.Н. – учитель математики, гимназия “Исток”,
  • Смирнова Л.Т. – учитель математики, гимназия “Исток”,
  • Степанова Т.А. – учитель математики, гимназия “Исток”,
  • Чечина В.И. – учитель математики, гимназия “Исток”,
  • Фотина Е.Б. – учитель математики, МАОУ СОШ №25,
  • Лиманцева В.В. – учитель математики, МАОУ СОШ №13,
  • Начарова Т.В. – учитель математики, МАОУ СОШ №22,
  • Ермилова С.Н. – учитель математики, МАОУ СОШ “Комплекс “Гармония”.

Сценарий игры

Среди тех, кто защищал Русскую землю от врагов в 13 столетии, наибольшую славу у потомков завоевал князь Александр Ярославович, прозванный “Невским”. Отцом Александра был деятельный и властный князь Ярослав, а дедом Мстислав Удалой. От деда Александр унаследовал свою пылкую отвагу, рыцарскую беспечность.

Из сохранившихся до наших дней древних источников известно, что родиной Александра был город Переславль – Залесский. Наречён младенец был, по обычаю того времени, в честь святого, подвиги которого церковь вспоминала близко ко дню его рождения. Небесным покровителем его стал святой мученик Александр. Имя Александр было редким для 13 века в княжеской среде и напоминало имя героя языческой древности Александра Македонского.

Вопрос №1: Решив задачу вы узнаете, какого числа, согласно летописи, родился князь Александр.

Класс шёл парами. Один из учеников посмотрел вперёд и насчитал девять пар, затем обернулся и насчитал пять пар. Сколько всего учеников шло в колонне?

Ответ: 30 числа.

Вопрос №2:Чтобы узнать в каком месяце он родился вместо знака “ ? ” запишите необходимое число:

17 – х = 13 20
х: 4 = 9 х – 6 30
7 х = 63 45 : х ?

Ответ: 5 (май)

Историк 18 века В. Н. Татищев, пользовавшийся не сохранившимися до наших дней летописями, сообщает, что будущий герой увидел свет в субботу, 30 мая 1220 года в городе Переславль – Залесский.

Будущее Александра было предопределено от рождения. Он князь, а значит, законовед и законодатель, воин и полководец, праведный христианин и защитник веры, ценитель искусств и щедрый покровитель его творцов. Изучал он правила этикета, письмо и чтение, историю великих предков. Александр проходил в Новгороде при отце обучение внутренней и внешней дипломатии, постигал искусство подчинять бояр и повиливать толпой, переменчивой и грозной.

Но особое место в обучении и воспитании княжича отводилось ратному делу: владеть конём, защитным и наступательным оружием, быть и турнирным рыцарем и знать строй пеший и конный, тактику полевой битвы и осады крепости. “Он шёл путём, обычным для русского витязя, и перезвон боевых мечей…рано достиг его слуха”. Историческая ситуация сложилась таким образом, что Новгород сыграл исключительную роль в жизни Александра, можно сказать, что новгородцы воспитали князя.

Вопрос №3: В этот период Русь постоянно подвергалась набегам с северо-запада, проводимым по благословению Ватикана. Летом 1240 года шведские корабли вошли в Неву, надеясь овладеть крепостью Ладогой, располагавшейся близ устья Волхова. Узнав о приближении неприятеля, Александр с небольшим конным отрядом выступил навстречу шведам, а за ним водным путём двигалось новгородское ополчение.

15 июля 1240 года у берегов Невы шведы были разбиты и бежали. Позднее в честь этой славной победы князя Александра назвали Невским.

После Невской битвы новгородцы во главе с Александром одержали победу над Орденом крестоносцев на льду Чудского озера. В каком году это было узнаете вычислив значение выражения:

(5600 – 14*40) :312+294:7+39*20+20*21

Ответ: 1242 год

Вопрос №4. В Ледовом побоище численность немецких рыцарей, по некоторым историческим данным, составляла 12 – 14 тысяч воинов. Сколько насчитывало ополчение новгородцев с княжескими дружинниками вы узнаете найдя недостающее число:

13 (10) 7
14 (67) 120
11 (?) 19

Ответ: 15 тысяч воинов.

Задание №5. Для сражений новгородцы ковали пики, железные палицы, булавы, мечи и наконечники для стрел. В 12 – 13 веках булавы чаще всего были бронзовыми с шипами, с орнаментом в виде верёвочного плетения. Реже встречались бронзовые булавы со свинцовой заливкой в форме приплюснутого шара.Длина рукояти новгородской булавы 13 века, найденной на Троицком раскопе в 1989 году 69 см. Чему равен диаметр её рукояти, составляющий 1/23 этой длины? Вычислите размеры резного орнамента на рукояти булавы, если орнамент покрывает 2/3 длины рукояти.

Ответ:

69 : 23 = 3 (см)

69: 3 * 2 = 46 (см)

Вопрос №6. Кольчуга – рубашка из железных колец. Она защищала воинов в бою. В 9 – 13 веках кольчугу называли “бронью”. Слово “кольчуга” появилось в 15 – 16 веках и произошло скорее всего, от слова “кольцо”. Изготовление колец для кольчуги было делом очень сложным и длительным. На изготовление одной такой рубашки опытный кузнец тратил от года до двух лет. При изготовлении колец для кольчуги проволока разрубалась на кусочки длиной 3 см. сколько колец получалось из 600 м проволоки? Ответ: 20 000 колец.

Вопрос №7. Кроме проволочных колец кузнец выковывал цельносечные кольца, высеченные из железного листа. Сколько цельносечных колец шло на кольчугу вы узнаете, если сумму всех нечётных чисел от 1 до 199 уменьшите в 2 раза

Ответ: 1+3+…+199 = (1+199) + +(3+197)+…+(99+101)=200 * 50=10000

10000 : 2 = 5000 колец

Вопрос №8. Римская церковь была против союза, который установил Александр. Она усилила натиск на Русь, предлагая русскому князю подчиниться римскому престолу. По рассказу летописца, Александр, посоветовавшись с мудрыми людьми, дал ответ, суть которого вам предстоит выяснить. Ключом является сдвиг на две буквы алфавита назад:

“… рф дву хщжпкя пж сткковжо”

Ответ: “… от вас учения не принимаем”.

Русский Александр Великий определил судьбу народа спасая Русское государство и православную веру, за что и был причислен церковью к лику святых.

В дошедшем до нас летописном сказании о подвигах его говорится, что он “ Богом рожен ”. Побеждая везде, он никем не был побеждён. Рыцарь, пришедший с запада посмотреть Александра, рассказывал, что он прошёл много стран и народов, но нигде не видал такого “ни в царях царя, ни в князьях князя”.

Вопрос №9. Приставка “Невский” у Александра появилась значительно позже невской битвы. После чего это произошло, вы узнаете “ прополов сорняки ”. Выберите из данного текста три названия сорных растений, тогда оставшиеся буквы составят нужное слово.

Косаонтомонкиризцаасцниыить Ответ: после канонизации.

Вопрос №10. Летом 1724 года состоялось перенесение мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в Александро – Невскую лавру Санкт – Петербурга. Тогда же Пётр 1 намеривался учредить и орден в честь святого “небесного предстателя за невские земли” Александра Невского, навеки оставшегося покровителем города.

За какие заслуги мыслил Пётр 1 вручать новый российский орден?

  • 60 - за пользу Отечеству
  • 80 - за военные заслуги
  • 70 - за государственные
  • 50 - за заслуги в воспитании детей

Решив задачу, вы сможете узнать код и ответить на вопрос.

Площадь квадрата 81 см?. Сторону квадрата увеличили на 11 см. Найдите периметр полученного квадрата.

Ответ: Решение: 9 см – сторона была, 9+11=20 см сторона стала, 20*4=80 см периметр.

“в награждение подвигов на полях брани”, т. е. как военная награда.

Вопрос №11. Пётр сам занимался разработкой проекта нового государственного ордена и утвердил основные положения орденского устава. Но впервые награждения орденом были произведены уже после его смерти в царствование Екатерины 1 в 1725 году. Но его стали вручать не только военным, но и гражданским лицам, а так же монархам – российским государям. Ордена имели, например, адмирал Ф. Ф. Ушаков и А. В. Суворов. В советской России также существовал орден Александра Невского, которым награждались командиры, проявившие в боях за Родину личную отвагу, мужество, храбрость и умелым командованием обеспечивающие успешные действия своих частей.Определите какой из орденов является орденом Александра Невского?

Ответ: Со времени 18 века внешний вид ордена изменялся, но девиз остался прежним  “За Труды и Отечество”

Награждение победителей.

Приложение.