Применение здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательном пространстве в условиях городской школы с учетом региональной специфики

Разделы: Классное руководство


Почти ежедневный стресс на протяжении одиннадцати лет - такова школьная жизнь ребенка. Поэтому для нашей школы, как и для любой другой, нет важнее задачи, чем сохранение здоровья учеников. Анализ практики городских школ в республике показал, что существует противоречие между условиями учебно-воспитательного пространства и состоянием здоровья учащихся. Вместе с этим наибольшую тревогу вызывает ухудшение состояния здоровья коренного населения.

С целью внесения необходимых корректив и оптимизации основных положений и требований гигиены и охраны здоровья детей и подростков назрела необходимость внедрения и реализации проекта "Применение здоровье-сберегающей технологии в учебно-воспитательном пространстве в условиях городской школы с учетом региональной специфики"

Основная концептуальная идея проекта заключается в создании сберегающего здоровье учебно-воспитательного пространства посредством:

  1. Использования здоровьесберегающей технологии в учебно-воспитательном процессе
  2. Диагностика и мониторинг состояния здоровья учащихся
  3. Проведение системы плановых здоровьесберегающих, профилактических, экологических, краеведческих мероприятий во внеклассной работе.
  4. Формирование индивидуальной траектории сохранения здоровья путем исследовательской работы и мониторинга самими учащимися

В основу теоретического обоснования проекта легли:

  • Проблемы оздоровления и профилактики детей нашли отражение в педагогической литературе (В.Ф. Базарный, Н.К. Смирнов, Е.А. Земсков)
  • Личностно ориентированный подход к образованию (И.С. Якиманская, Е.В. Бондаревская)
  • Компетентностный подход к подготовке учащихся (И.А. Зимняя, Э.Ф.Зеер, А.В. Хуторской, Т.Г. Татур)
  • Концептуальное положение о саморазвитии, самовоспитании личности (Куликова Л.Н.)

Цель: разработать оптимальные профилактические условия, способствующие эффективному процессу оздоровления и сохранения здоровья учащихся в учебно-воспитательном пространстве в условиях городской школы

Задачи:

  1. Изучение медицинской и педагогической литературы по проблеме оздоровления детей.
  2. Разработать систему работы классного руководителя с учителем биологии по реализации сберегающего здоровье учебно-воспитательного пространства в условиях городской школы для учащихся классов с изучением якутского языка с учетом преемственности начального и среднего звена
  3. Разработать механизм внедрения индивидуальной траектории развития личности в научно исследовательской работе.

Ресурсное обеспечение:

  • Кадровые
  • МТБ школы
  • Научно методическое
  • Информационное

Этапы реализации и содержание проекта

Данный проект рассчитан на 6 лет обучения, т.е. с 4 класса по 9 класс.

Ежегодно:

  • В начале и в конце года провести медицинский осмотр
  • Анализ мониторинга состояния здоровья с целью последующей медико- психолого - педагогической коррекции
  • В конце учебного года организация летнего лагеря при школе с выездом:
    • В конце 6 класса в Хангаласский улус (природный парк "Булуус", "Красный Ручей")
    • В конце 7 класса в Горный улус (турбаза )
    • В конце 8 класса в Амгинский улус (сплав по Амге)
    • В конце 9 класса в Сунтарский улус (Эльгэй, Тойбохой)
  • Участие на НИР школьников республики
  • Во время каникул организация профилактических оздоровительных процедур (физиотерапия, массажи, посещение стоматологического кабинета), выезд на оздоровительные детские лагеря
  • Один раз в четверть:
    • Анализ мониторинга состояния здоровья
    • Консультация у школьного психолога
    • Проведение тематического классного часа
    • Родительские лектории о ЗОЖ
  • Еженедельно:
    • Посещение бассейна "Самородок" и "Долгун"
    • Проведение ЛФК в спорткомплексе "Эллэй Боотур"
    • Проведение кружка "Экология здоровья человека" для 5-х классов
  • Ежедневно:
    • Физзарядка
    • Физкультминутки во время уроков
    • Организация горячего питания

Ожидаемые результаты

  1. Повышение уровня лечебной и профилактической работы
  2. Введение оптимального режима учебного труда и активного отдыха учащихся
  3. Повышение уровня физического, психического и социального здоровья учащихся
  4. Осознанное отношение учащихся и их родителей к состоянию здоровья как основному фактору успеха на последующих этапах жизни

Законодательно- нормативное обеспечение проекта

  1. Закон РФ "Об образовании"
  2. Санитарные нормы и правила, утвержденные совместным постановлением Министерства образования РФ и Госсанэпиднадзором.
  3. Устав образовательного учреждения

Итоги первого года реализации проекта

Заключили двусторонний договор с ГУ "Республиканским Центром лечебной физкультуры и спортивной медицины" с целью:

  • Оздоровление детей с помощью физических упражнений, ЛФК
  • Проведение обследования врача лечебной физкультуры и спортивного врача
  • Наблюдение за состоянием физического здоровья детей в динамике

Физическое развитие обследованных детей было определено по росту, весу и окружности грудной клетки. Физическое развитие выше среднего у 61 % детей, среднее у 29%, ниже среднего у 10% детей.

Спирометрия (жизненная емкость легких) у 33% детей в пределах нормы.

Индекс Руффье (работоспособность сердца) хорошая у 66,6% детей, посредственная у 28,5%, слабая у 4,9% (у одного ребенка, т.к. в данное время он болел)

Даны следующие рекомендации:

1.Для формирования правильной осанки у детей необходимо предотвратить воздействие отрицательных факторов. Обращать внимание на мебель ребенка, чтоб соответствовала его росту, следить за осанкой во время занятий, правильно подбирать школьные рюкзаки (вес имеет значение).

Главная профилактическая мера - создание условий для развития мышечного корсета, выработки навыков правильно держать тело. Для правильной осанки полезно: плавать, кататься на велосипеде с высокоподнятым рулем, делать упражнения у вертикальной плоскости, подниматься и спускаться по "шведской стенке" и тренировать координацию движений.

2. Для повышения жизненной емкости легких в процессе занятий включать больше дыхательных и общеразвивающих упражнений, а также применять закаливание.

Провели следующие тематические классные часы:

  • Режим дня школьника
  • Как беречь зрение?
  • Гигиена кожи
  • Правильное питание
  • Молочные и мясные продукты
  • Мой друг - компьютер

Для пятиклассников работал еженедельно кружок "Экология здоровья человека", где учащиеся научились отслеживать за состоянием здоровья, провели исследовательские работы, каждый ученик вел валеологическую карту-дневник

Еженедельно по графику учащиеся 4б и 5б класса организованно посещали бассейн "Самородок" и занятия ЛФК в спорткомплексе "Эллэй Боотур"

В конце учебного года организовали коллективное посещение летнего оздоровительного лагеря "Надежда" при школе, а также часть детей отдыхали в специализированных здравницах России. Во время работы лагеря учащихся разбили на 2 отряда по 25 детей. Ежедневно проводились оздоровительные физзарядки на воздухе, подвижные игры на воздухе, купания в бассейне, трехразовое питание. А также продолжили ознакомительные беседы по ведению правильного образа жизни, экологические уроки, начальные азы спортивного ориентирования, правила туристов. В конце сезона провели антропометрию. Исследования показали улучшение и рост у большинства учащихся.