Использование познавательных методов мотивации и стимулирования учебной работы в МОУ ЦЛПДО

Разделы: Администрирование школы


Муниципальное образовательное учреждение для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи “Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения” существует в городе Новокузнецке с 1 сентября 2001 года и предназначен для детей и подростков, имеющих проблемы в развитии, обучении, школьной и социальной адаптации, обусловленные возрастными и индивидуальными особенностями, состоянием их соматического и психического здоровья. В учреждение принимаются дети и подростки на основании заключения городского психолого-медико-педагогического консилиума или направления Комиссии по делам несовершеннолетних и защиты их прав.

Учебный план нашего образовательного учреждения сформирован на основе Федерального базисного учебного плана (Приказ МО РФ от 09.03. 2004 г. № 1312). Отличительной особенностью данного плана является наличие в региональном и компоненте образовательного учреждения специальных курсов, психолого-педагогического сопровождения, что связано с особенностями контингента обучающихся, которые относятся к категории детей, нуждающихся в поддержке по медицинским, социальным, психолого-педагогическим показателям, в коррекционно-развивающем обучении VII вида. Таким образом, есть возможность компенсировать уровень обученности, ликвидировать пробелы в знаниях по всем образовательным компонентам плана, обеспечить каждому обучающемуся индивидуальное развитие и обучение, повысить качество образования, обеспечить социальную, психологическую реабилитацию и адаптацию.

С другой стороны педагогический коллектив и специалисты Центра проводят работу, направленную на повышение интереса и мотивации к изучению предметов Учебного плана Центра. Данная деятельность ведётся по нескольким направлениям: организация внеурочной работы по предметам, организация и руководство учебно-исследовательской работой обучающихся, осуществление профориентации и социализации обучающихся-депривантов в ходе преподавания курсов Учебного плана, организация и осуществления работы по развитию и коррекции познавательных процессов, использование инновационных методов, приемов и средств обучения.

Ежегодно в Центре планируются и проводятся несколько традиционных предметных недель и месячников.

В ходе их проведения ставятся и решаются задачи:

  • привитие интереса к предмету;
  • повышение уровня мотивации к их изучению;
  • расширение кругозора обучающихся-депривантов;
  • расширение положительной личностно-значимой сферы деятельности подростков с девиантным и делинквентным поведением.

В ходе анализа мероприятий, проводимых в рамках предметных недель, отмечается высокое качество, уровень подготовки, разнообразие форм проведения. Мониторинг охвата обучающих Центра внеклассной работой по предметам, позволяет сделать вывод, о том, что подростки-деприванты принимают активное участие в мероприятиях. Педагоги и специалисты Центра создают положительную мотивацию к учению через участие во внеклассной работе по предметам. Широкий выбор форм проведения мероприятий, разнообразная тематика, виды деятельности участников, позволяют подавляющему большинству подростков Центра попробовать себя кроме учебной ещё и в проектной, творческой, организаторской, оформительской и других видах деятельности.

Методический совет Центра в течение нескольких лет ведет работу с педагогами и специалистами, направленную на привлечение их к руководству учебно-исследовательской работой обучающихся.

Научное общество обучающихся и педагогов Центра, организованное в 2006 году, работает в течение всего учебного года: проводятся тематические заседания, проводятся Дни науки, организуется участие подростков в научно-практических мероприятиях для школьников различного уровня. Работа с обучающимися ведется в трех направлениях: учебно-исследовательская, творческая, проектная работа. С 2007 года в Центре проводится День науки, в ходе которого в младших классах проводятся мероприятия научно-популярного характера, для старшеклассников организуется школьная научно-практическая конференция, в которой ежегодно с докладами принимают участие 6-10 человек, 8-12% обучающихся Центра. Педагоги и специалисты обеспечивают участие своих воспитанников в НПК различного уровня: районной “Открытый мир”, городской “Мир здоровья”, региональной, во Всероссийских конкурсах “Первые шаги”, “Портфолио”. Следует отметить, что с каждым годом повышается самостоятельность и осознанность занятий данной работой у обучающихся.

Год Школьная Районная Городские Региональные Всероссиийские
2005–2006 5 2 1 - 1
2006–2007 7 5 5 4 3
2007–2008 10 9 9 8 15
2008–2009 8 5 13 11 13
2009–2010 5 6 11 6 13

Проведение вышеописанной работы преследует цели выявления и поддержки педагогов, школьников, проявляющих интерес к учебно-исследовательской, творческой и проектной деятельности. В процессе работы решаются следующие задачи:

  • активизация работы учителей с талантливыми школьниками,
  • пробуждение интереса к предмету, повышение мотивации к его изучению,
  • вооружение элементарными навыками исследовательской, проектной работы,
  • предоставление широких возможностей для творческой самореализации,
  • повышение уровня самооценки подростков-депривантов через самореализацию в различных видах деятельности.

Мы считаем, что в среднем и старшем школьном возрасте увеличивается роль социального самосознания обучающихся в определении их интересов и мотивации к учению, поэтому большое значение придаем планированию и осуществлению работы по социализации и профориентации.

При планировании и осуществлении работы по профессиональной ориентации обучающихся в ходе учебного процесса нами учитывается роль регионального компонента содержания образования по дисциплинам инвариантной части Учебного плана. Специалистами Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения г. Новокузнецка разработаны, апробированы и внедрены в учебный процесс спецкурсы, курсы по выбору с использованием регионального компонента содержания образования по учебным дисциплинам.

Решение задач развития, обучения и воспитания детей с целью дальнейшей успешной их социализации планируется и осуществляется в МОУ ЦЛПДО уже на начальном этапе обучения. В региональный компонент Учебного плана Центра на I ступени общего образования включёны спецкурсы: “Природа. Человек. Предметная среда”, разработанный на основе программы по трудовому обучению для 1-4 классов начальной школы “Художественно-конструкторская деятельность” (основы дизайнообразования) под редакцией Н.М. Конышевой; “Культура речи”, разработанный на основе типовой государственной программы научно-методического объединения “Школа 2001” по риторике под редакцией Ладыженской Т.А., учебника Ладыженской Т. А. “Детская риторика в рассказах и рисунках”.

На успешную социализацию, самореализацию и выбор профессии подростками с девиантным и делинквентным поведением в течение нескольких лет в основной школе работали спецкурсы: “Человековедение”, “Культура речи” и др. Спецкурс по профилактике антисоциального поведения “Коррекция асоциального поведения”, разработанный на основе программы психологического содействия социальной адаптации под редакцией Е.Г. Трошихиной (2002) реализуется в качестве программы превентивной педагогики. Курсы по выбору (электив-9): “Твоя профессиональная карьера”, “Физика и металлургические и строительные технологии”, “Химия и строительство”, “Химические вещества в повседневной жизни”, “Этикет бизнес-леди и делового человека”, “Физика и жизнь” и другие помогают осуществить профессиональные пробы в различных видах деятельности.

Спецкурсы “Художественное конструирование” и “Художественная обработка материалов”, разработанные на основе Программы для общеобразовательных учреждений “Технология” 5–11 классы (2002) и авторской программы “Курс занятий по искусству складывания бумаги (оригами) для 5–7 классов общеобразовательных школ” (автор Фридрих Е. А. Издательство ИПК г. Новокузнецка, 1998) преподаются в 5–7 классах основной общеобразовательной школы. Этот спецкурс имеет своей задачей формирование у детей с девиантным поведением таких параметров мышления как конструктивность, целесообразность, вариативность, гибкость и др. Помимо этого курс становится мощным стимулом технического мышления.

Программа курса “Коррекция асоциального поведения”, разработанная и внедрённая педагогом-психологом Центра, позволяет выработать у обучающихся адекватные и эффективные навыки взаимодействия, формировать ценностные ориентации и социальные навыки, которые позволят им адаптироваться в условиях коллектива; сообщить подросткам основные сведения о негативных последствиях приема психоактивных веществ, формировать бережное отношение к репродуктивному здоровью.

Курсы по выбору, вводимые в Учебный план нашего образовательного учреждения, направлены на профессиональное самоопределение обучающихся и ресоциализацию подростков-депривантов и, в этой связи, на воспитание гражданина-труженика, гражданина-семьянина.

Программа курса по выбору “Твоя профессиональная карьера” разработана и внедрена учителем технологии МОУ ЦЛПДО на основе программы общеобразовательных учреждений “Твоя профессиональная карьера”. 8–9 классы (Авторы программы С.Н. Чистякова и др.). Программа составлена на 34 часа и рассчитана на 2 года обучения.

Программы курсов по выбору “Химия и строительство”, “Химические вещества в повседневной жизни” разработаны учителем химии МОУ ЦЛПДО, рассчитаны на 9 учебных занятий в 8, 9 классах соответственно. Данные курсы не только существенно расширяют кругозор обучающихся, но и предоставляют возможность интеграции в национальное и мировое информационное пространство, культуру, историю, раскрывают материальные основы окружающего мира, его химическую картину. Богатый историко-искусствоведческий, краеведческий материал, используемый в программе, даёт возможность актуализации экологического просвещения и профессиональной ориентации школьников.

Содержание программы курса по выбору “Этикет бизнес-леди и делового человека”, составленного на межпредметной основе, оказывает большое воспитывающее воздействие на обучающихся. Подбор материала создаёт возможность для воспитания у них духовности, общечеловеческих принципов, формирования навыков эффективного взаимодействия в сфере профессиональной деятельности.

При организации работы по профессиональной ориентации мы рассчитываем не только на накопление у воспитанников определенного личного опыта профессионального выбора, опыта осмысления и рефлексии своего отношения к будущей профессии, осознания и формулирования личностно значимых профессиональных целей, а главное – путей и способов их достижения, но также на повышение интереса к учебной работе как условию получения необходимого профессионального образования.

Вышеуказанная деятельность осуществляется в нашем учреждении также в ходе организации и осуществления психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса.

В Письме Министерства образования Российской федерации от 27 июня 2003 года № 28-51-513/16 отмечается, что Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, принятая правительством Российской Федерации определяет приоритетные цели и задачи, решение которых требует построения адекватной системы психолого-педагогического сопровождения.

Целью психолого-педагогического сопровождения обучающихся муниципального образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи “Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения” в ходе воспитательно-образовательного процесса, осуществляемого психологической службой Центра, является обеспечение развития ребенка в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте. Ведущими принципами психолого-педагогического сопровождения являются принципы преемственности, последовательности и системности в организации образовательного процесса.

В своей деятельности психолого-педагогическая служба ориентируется на решение следующих задач:

  • профилактику нарушений психологического здоровья воспитанников, его сохранение, развитие;
  • содействие обучающимся в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (помощь в преодолении учебных трудностей, проблемы выбора профессионального маршрута, нарушениях эмоционально-волевой сферы, проблемы взаимоотношений со сверстниками, педагогами, родителями и т.д.);
  • развитие психолого-педагогической компетентности (психологической культуры) участников воспитательно-образовательного процесса.

Педагог-психолог ведёт также большую работу по формированию надпредметных способов деятельности на специальных индивидуально-групповых занятиях. На занятиях дети выполняют упражнения по обучению конкретным надпредметным способам деятельности. Данная работа развивает учебную компетентность школьников, создает “ситуации успеха”, что в итоге способствует повышению учебной мотивации подростков.

Педагогом-психологом разработаны и внедрены Программы психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса на I ступени обучения в Центре:

  • “Уроки психологического развития”
  • “Уроки общения”.

Для облегчения процесса адаптации школьников в среднем звене в МОУ ЦЛПДО разработана и внедрена программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся на этапе перехода из начальной школы в основную.

Для психолого-педагогического сопровождения обучающихся 6-7 классов школьным психологом разработана и внедрена Программа психолого-педагогического сопровождения воспитательно-образовательного процесса, направленная на коррекцию школьной дезадаптации и социализацию подростков.

Программа психолого-педагогического сопровождения обучающихся 8-9 классов предусматривает формирование у подростков навыков продуктивного общения со сверстниками и взрослыми в ходе занятий блока “Основы конструктивного общения”. “Тренинг саморазвития” (блок №2) в 8 классе помогает подростку познать себя, увидеть свои “слабые” и “сильные” стороны, что формирует уверенность ребенка в собственных силах. В 9 классе вводится 3-ий блок – “Мои возможности в выборе будущей профессии”. Занятия, проводимые в рамках данного блока, способствуют первичному профессиональному самоопределению обучающихся и дают подросткам возможность более детально соотнести выбранную им специальность со своими личностными возможностями, что помогает осознанному выбору профессии.

В целях обеспечения получения основного общего образования, ликвидации пробелов в ЗУНах обучающихся, эффективности коррекционно-развивающей работы, ускоренного прохождения программ по предметам в МОУ ЦЛПДО в сентябре месяце было сформировано 8 групп продлённого дня.

В целях предупреждения появления пробелов в ЗУНах по предметам Федерального компонента государственных образовательных стандартов, а также для защиты прав ребёнка и обеспечения получения основного общего образования детьми и подростками с ограниченными возможностями здоровья (VII вид) учителя-предметники по итогам работы по повторению и тестирования остаточных ЗУНов разработали и внедрили в работу Программы коррекции и развития познавательных процессов, ликвидации пробелов в ЗУНах, формирования общеучебных и специальных умений и навыков, реализуемые в ходе занятий в группах продлённого дня.

В соответствии с расписанием, несколько раз в неделю воспитанники посещают занятия кружков в клубах “Эдельвейс” и “Буревестник”. Данные занятия направлены на развитие необходимых для данного контингента обучающихся умений и навыков, а также эмоционально-волевой сферы личности и воспитания таких черт характера как трудолюбие, усидчивость и т.д. На посещение и работу в ходе данных занятий мотивированы все воспитанники ГПД.

Кроме того, воспитатели ГПД организуют в ходе работы общеразвивающие занятия с обучающимися: просмотр учебных видеофильмов из школьной и городской видеотеки, беседы. Учителя-предметники, являясь одновременно и воспитателями ГПД, в соответствии с утверждённым расписанием проводят занятия по предметам в ГПД.

Кабинеты для занятий ГПД оснащены настольными развивающими играми, конструкторами, мозаиками, средствами ИЗО и т.д. Воспитатели в работе используют также художественную и справочную литературу из фонда школьной библиотеки, а также организуют посещение учреждений культуры района: клубов, детской библиотеки, Сада и Дворца Алюминиевого завода.

Таким образом, вышеперечисленная работа по различным направлениям с обучающимися МОУ ЦЛПДО позволяет добиваться не только удовлетворительных результатов обучения, но и обучения с удовольствием и интересом.