Программа семинара-тренинга для родителей по обучению навыкам конструктивного взаимодействия с подростками, склонными к риску возникновения аддитивного поведения в условиях семьи "Через тернии к звездам!"

Разделы: Школьная психологическая служба


В настоящее время учителями, психологами образовательных учреждений мало внимания уделяется психопрофилактической работе с родителями, не говоря уже о тренинговых занятиях с ними.

Родители являются наиболее важными и значимыми лицами для подростка и должны активно участвовать в профилактической работе.

Родителям нужно дать необходимые и достаточные психолого-педагогические знания о влиянии семейного микроклимата на развитие подростка. Сформировать нетерпимое отношение родителей к злоупотреблению ПАВ детьми с целью предупреждения внутрисемейного вовлечения их в раннюю алкоголизацию. Оказать разноплановую, всестороннюю помощь семье по обучению правильной стратегии поведения в ситуациях потребления ПАВ.

Психопрофилактические мероприятия в условиях школы можно организовывать в форме круглых столов для родителей, родительского университета, групп родительской поддержки для “проблемных” семей, родительских собраний, консультаций, семинаров, тренингов и др.

Школа и родители – партнеры.

Данная программа включает профилактический и образовательный компоненты.

Вид программы: профилактическая психолого-педагогическая программа.

Контингент потенциальных участников программы: родители учащихся, склонных к риску возникновения аддиктивного поведения.

Цель программы: выработка у родителей навыков конструктивного взаимодействия с детьми, основанных на эмоциональной сдержанности и веры в возможности ребенка, с целью формирования адекватных семейных взаимоотношений и укрепления воспитательной роли семьи.

Задачи:

  1. Осведомление родителей об опасности употребления наркотических веществ.
  2. Формирование у родителей знаний и умений, способствующих созданию в семье ситуации не провоцирующей ребенка на употребление ПАВ.
  3. Обучение способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля, сдерживания негативных импульсов.
  4. Выработка определенной модели построения взаимоотношений с детьми и обучение родителей различным навыкам межличностного общения, необходимым для реализации этой модели.
  5. Обучение приемам регуляции своего эмоционального состояния.

Структура программы включает в себя 3 этапа.

1 этап – диагностический (комплектование тренинговой группы).

Психодиагностическое обследование детско-родительского взаимодействия и детско-родительских отношений.

2 этап – профилактический.

3 этап – психолого-педагогическое сопровождение родителей (оказание консультативной и методической помощи).

Этот семинар-тренинг дает определенные теоретические знания, практические навыки, позволяет узнать больше о детско-родительских отношениях. Продолжительные по времени лекции следует избегать, внимание должно быть сосредоточено на родителях. В процессе беседы постепенно вводится необходимая учебная информация в связи со спонтанными высказываниями родителей или информацией о детях.

Такое переплетение учебной информации с проблемами, волнующими родителей, приводит к тому, что знания воспринимаются и усваиваются ими более осмысленно. В группе родители часто находят решение проблем, новые способы общения и поведения с детьми. После каждого занятия родители получают домашние задания, которые позволяют им сохранять ощущение сопричастности к группе в период между встречами. Во время занятий рекомендуется вести записи.

Структура семинара-тренинга:

Каждое занятие состоит:

  • ритуал приветствия;
  • упражнение на снятие нервно-психического напряжения;
  • упражнение на сплочение группы;
  • тестовые задания;
  • мини-лекция;
  • дискуссия с использованием мозгового штурма;
  • упражнение на снятие напряжения;
  • тематические притчи, сказки, кроссворды;
  • обратная связь (подведение итогов работы);
  • ритуал прощания.

Периодичность занятий: один раз в неделю.

Продолжительность занятий: 2 – 4 академических часа.

Численность группы.

Наиболее оптимальной по численному составу является группа из 12-16 человек. Эффективность деятельности такой группы определяется с одной стороны тесным взаимодействием между участниками, с другой – возможностью контролировать и управлять действиями участников со стороны тренера.

Комплектование группы при работе с родителями строится на принципах информированности и добровольности. Принцип информированности необходимо неукоснительно исполнить, то есть родители заранее имеют право знать все о той работе, в которой будут участвовать. Желательно, чтобы состав группы был гетерогенным. Наилучшим вариантом является такой, при котором в группу входят только отдельные родители или только супружеские пары.

Режим работы группы. Группа может работать в закрытом, полузакрытом и открытом режимах. Желательно использовать мягкий полузакрытый режим, то есть фиксируется время начала и конца работы, но опоздавшие допускаются к работе в группе. Вместе с тем во время работы группы никто из участников не имеет права ее покинуть.

Критерии ограничения и противопоказания на участие в освоении программы:

К участию в освоении программы не допускаются родители имеющие психиатрические заболевания, а также находящиеся под действием наркотических веществ.

Способы, обеспечивающие гарантию прав участника программы.

Гарантия прав участников программы обеспечивается “Правилами работы группы”, которые вырабатываются на первом занятии.

Сферы ответственности участников программы и тренера (педагога-психолога).

Участники несут ответственность за:

– соблюдение правил групповой работы;

– свое поведение.

Ответственность за происходящее возлагается на педагога-психолога в пределах своей компетенции.

Ресурсы, которые необходимы для эффективной реализации программы:

  1. Специалисты, реализующие программу, должны иметь опыт тренинговой работы по профилактике ПАВ.

  2. Уметь оценивать навыки группового взаимодействия, направлять ход обсуждения.

  3. Проводить занятия на высоком эмоциональном подъеме.

  4. Наблюдать за стилем поведения участников группы.

Требования к материально-технической оснащенности занятий.

Размер помещения должен позволять поставить стулья в круг и проводить подвижные игры, то есть допускать быструю перестановку мебели, содержать рабочую зону, и чистую зону (для обсуждения). Стулья должны передвигаться свободно, и их должно быть достаточное количество.

В помещении должны отсутствовать препятствия, отгораживающие участников друг от друга (столы, лишние стулья).

Необходимо учитывать освещенность, возможность проветривания помещения до начала занятий, во время перерывов, так как работа в шумном, мало освещенном и душном помещении значительно снижают внимание и повышают утомляемовсть.

Технические средства.

Комплекс специализированного диагностического и коррекционного оборудования. Музыкальный центр для проведения упражнений, музыкального сопровождения. Копировальный аппарат для размножения раздаточных материалов, диагностических методик, и материалов, нарабатываемых в ходе тренинговых занятий.

Сроки и этапы реализации программы:

1 этап – диагностический (комплектование тренинговой группы) – сентябрь

2 этап – профилактический – октябрь – ноябрь.

3 этап – психолого-педагогическое сопровождение родителей – ноябрь – май.

Ожидаемые результаты реализации программы.

  1. Положительная оценка программы семинара-тренинга родителями.
  2. У родителей сформируются знания и умения, способствующие созданию в семье ситуации не провоцирующей ребенка на употребление ПАВ.
  3. Обучатся способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля, сдерживания негативных импульсов.
  4. Выработается определенная модель построения взаимоотношений с детьми.
  5. Научатся приемам регуляции своего эмоционального состояния.

Система организации контроля за реализацией программы.

Контроль за реализацией программы осуществляет педагог-психолог по данным наблюдений в ходе занятий, а также срезовой и итоговой диагностики.

Критерии оценки достижения планируемых результатов.

У родителей:

– повысится общая осведомленность в области профилактики употребления наркотических веществ;

– повысится уровень мотивации и ориентации на здоровый образ жизни;

– нормализуются внутрисемейные отношения;

– обучатся способам целенаправленного поведения, внутреннего самоконтроля, сдерживания негативных импульсов;

– смогут снимать нервно-психического напряжения в стадии возбуждения.

Тематический план – сетка занятий “Через тернии к звездам!”.

№ п/п

Название темы

Количество академ. часов

1.

Вводное занятие: “Мы и дети: два разных мира”.

3 часа

2.

Стили семейного воспитания.

3 часа

3.

Индивидуальные особенности подростков.

3 часа

4.

Влияние наследственности и окружающей среды на подростка.

3 часа

5.

Влияние психического состояния ребенка на возникновение различных заболеваний.

3 часа

6.

Роль отца в воспитании подростка.

3 часа

7.

Семейный конфликт. Пути и методы разрешения.

3 часа

8.

Стресс. Причины возникновения и влияние на физическое и психическое здоровье.

3 часа

9.

Последствия психических травм детства.

3 часа

10.

Что такое психоактивные вещества? Мотивы и причины потребления психоактивных веществ подростками.

3 часа

11.

Проблемы внутрисемейных отношений.

3 часа

12.

Проблемные ситуации. Пути решения.

3 часа

13.

Проблемы в отношениях со сверстниками и учителями.

3 часа

14.

Проблемы денег и влияния “плохой” компании на подростка.

3 часа

15.

Проблемы аддиктивного поведения подростка.

3 часа

16.

Каким я вижу свое будущее.

4 часа

 

Всего:

49 часов

Занятие 10

Тема: “Что такое психоактивные вещества? Мотивы и причины потребления психоактивных веществ подростками”.

Цель: познакомить родителей с психоактивными веществами и их влиянием на организм ребенка, а также с мотивами, причинами потребления ПАВ детьми и подростками.

Время: 3 академических часа.

Материал: магнитофон, цветовой экран настроения, правила работы в группе, принципы проведения мозгового штурма, тестовый материал, бумага формата А 4, ватман, различные изобразительные средства.

Форма зала: круг.

1. Упражнение “Цветовой экран настроения нашей группы”.

Цель: определить настроение, с которым участники группы пришли на тренинг.

Время: 10 минут.

Техника проведения: на стене прикреплен лист ватмана, с начерченной таблицей. Участникам предлагается выбрать звездочку такого цвета, который соответствует их настроению и приклеить в соответствующий квадрат.

Материал: лист ватмана, звездочки 8 цветов по Люшеру (синие, зеленые, красные, желтые, малиново-фиолетовые, коричневые, черные, серые).

Инструкция: Посмотрите на стену. Перед вами “Цветовой экран настроения нашей группы”. Здесь мы будем дважды за встречу отмечать свое настроение: в начале и в конце занятия. Обратите внимание на стол, где лежат разноцветные звездочки: синие, красные, зеленые, желтые, малиново-фиолетовые, коричневые, черные, серые. Вам необходимо будет подойти к столу, взять звездочку такого цвета, который соответствует настроению, с каким вы пришли сегодня на тренинг. Приклейте звездочку в квадрат.

А теперь посмотрите на экран. Сколько разных звездочек, какое разнообразное, разноцветное настроение в нашей группе!

Анализ:

Кто сразу выбрал соответствующего цвета звездочку?

Кому было сложно выбрать цвет?

Кто долго думал, сомневался?

Почему именно эту звездочку вы выбрали?

В действительности ли она характеризует ваше настроение?

2. Упражнение “Групповое приветствие”.

Цель: помочь участникам отвлечься, настроиться на тренинговую работу, расслабиться.

Время: 10 минут.

Техника проведения: участники групп придумывают и представляют приветствия. Остальные участники группы повторяют его.

Инструкция: Наш сегодняшний день мы начнем с приветствия, которое придумает каждая из 3-х малых групп. Мы смотрим приветствие и повторяем всей группой.

Анализ:

Какое у вас настроение?

Готовы ли вы продолжать работу?

3. Упражнение “Спина друга”.

Цель: создать положительный настрой на дальнейшую продуктивную умственную деятельность, снять напряжение, поднять настроение.

Время: 10 минут.

Техника проведения: участники объединяются в пары, прислоняются спинами и стараются по очереди описать друг друга.

Инструкция: я предлагаю вам объединиться в пары. Прислонитесь спинами друг к другу. Попробуйте почувствовать сзади стоящего человека. Вспомните, в чем он одет, как выглядит, какого цвета у него глаза, какое настроение и пр. А теперь, не оборачиваясь, опишите друг друга.

Анализ:

Все ли правильно вы назвали?

С какими трудностями столкнулись при описании?

Поделитесь своими наблюдениями, настроением, чувствами?

Кому не удалось подробно описать человека?

Кого, по вашему мнению, наиболее точно описали?

4. Тест для определения нуждающихся в антиалкогольной помощи.

Цель: обучение навыкам самодиагностики, сбор проблематики.

Время: 10 минут.

5. Тест “Можно ли считать вас алкоголиком?”.

Цель: обучение навыкам самодиагностики, сбор проблематики.

Время: 10 минут.

6. Мини-лекция “Что такое психоактивные вещества? Мотивы и причины потребления психоактивных веществ подростками”.

Цель: познакомить родителей с психоактивными веществами, мотивами и причинами их потребления подростками.

Время: 20 минут.

7. Дискуссия в малых группах.

Цель: закрепление теоретического материала.

Время: 25 минут.

Техника проведения: участники разбиваются на 4 малые группы, выбирают секретаря, спикера, таймера и председателя. Каждой группе дается задание для обсуждения.

Материал: 4 листа ватмана, фломастеры.

Инструкция: Вы прослушали информацию о психоактивных веществах. Закрепим теоретический материал, обсудив некоторые вопросы. Обсуждение будет проходить в форме дискуссии с использованием мозгового штурма.

Задание 1группе. Мотивы и причины употребления психоактивных веществ подростками.

Задание 2 группе. Влияние ПАВ на организм подростка.

Задание 3 группе. Как удержать ребенка от вредных привычек.

Задание 4 группе. Что должны делать родители, если узнали, что их ребенок потребляет ПАВ?

8. Упражнение “Ох, уж эти танцы!”.

Цель: достижение двигательного раскрепощения и мышечного расслабления.

Время: 10 минут.

Техника проведения: участники делятся на 3 малые группы и организовывают круги. Под веселую музыку участники одного из кругов предлагают определенные движения, два остальных круга повторяют и т.д.

Материал: магнитофон.

Инструкция: Давайте немного отойдем от этой проблемы и подвигаемся. Разделимся на 3 малые группы и организуем 3 круга.

Принцип деления: Мама мыла раму.

Возьмемся за руки, улыбнемся друг другу. Итак, круги приходят в движение. Все двигаемся. Первый круг придумывает свое движение, а остальные 2 повторяют его, затем свое движение показывает 2, а затем 3 круг. Великолепно. Давайте еще раз попробуем! А теперь попрошу сделать один большой круг и потанцевать. У кого есть желание, просим в круг. Он нам будет показывать движение, а мы все повторим его. Затем следующий участник выходит в круг и так далее, пока все не предложат свои танцевальные движения.

Анализ:

Что легче, придумывать или повторять движения?

В каком кругу вы чувствовали себя более комфортно – в маленьком или в общегрупповом?

Кто из вас сумел расслабиться и целиком отдаться ритму музыки, движений и танца?

Ваши впечатления от упражнения?

9. Упражнение “Цветовой экран настроения нашей группы”.

Цель: определить настроение, с которым участники группы завершают тренинговый день.

Время: 10 минут.

10. Анкетирование "Обратная связь".

Цель: получение обратной связи от участников группы.

Время: 15 минут.

11. Упражнение “Рифмы”.

Цель: развитие групповой сплоченности, навыков взаимодействия, умения чувствовать другого.

Время: 10 минут.

Техника проведения: участники сидят по кругу и придумывают стихотворные рифмы на прощание.

Инструкция: сядем в круг. Я предлагаю вам немного посочинять. Будем придумывать рифмы. Итак, первая строчка нашей рифмы:

“Пришла пора прощаться….”. Следующий участник добавляет “Но трудно расставаться…”.