Предлагаем вашему вниманию материал, который, по нашему мнению, необходим для подготовки учащихся к ЕГЭ по английскому языку. Вторая часть экзаменационного задания раздела 3 «Грамматика и лексика» состоит из текста с пропусками. Каждому пропуску соответствует выделенное жирным шрифтом слово, которое дается на правом поле. Учащимся необходимо изменить форму слова таким образом, чтобы оно соответствовало содержанию текста по смыслу и по форме. Необходимо не только подобрать соответствующую часть речи, но и поставить ее в нужную форму (лицо, число, противоположное значение и т.д.).
Для успешного выполнения данного задания учащимся, во-первых необходимо прочитать весь текст до конца, для того чтобы понять его смысл. И только после этого выполнять пошагово следующее:
- Прочитать предложение внимательно, стараясь понять смысл.
- Внимательно посмотреть на слова, стоящие до и после пропуска для определения части речи.
- Определившись с частью речи, вспомнить суффиксы, характерные для данной части речи.
- Определить по контексту имеет ли слово положительное или отрицательное значение.
- Подобрав нужное слово, надо прочитать шепотом предложение. Если слово звучит естественно, то приступайте к следующему предложению, но если слово звучит неестественно, и вы уверены, что видите и слышите его в первый раз, то это значит, что вы выбрали не ту форму, которая нужна в данном случая, попробуйте подобрать другое слово.
КАК ОПРЕДЕЛИТЬ ЧАСТЬ РЕЧИ
- Прочитать предложение внимательно, стараясь понять смысл.
- Внимательно посмотреть на слова, стоящие до и после пропущенного слова.
- Вспомнить, что характерно для данной части речи. Например, для имени существительного характерно наличие следующих частей речи:
- артиклей: a, an, the (It’s not always easy being a_________(tour);
- указательных местоимений: this, these, that, those;
- притяжательных прилагательных: my, your, his, her etc. (Brenda blames her ___________(happy) on being single, but I am not so sure.);
- предлогов, с помощью которых осуществляется связь слов в предложении (Extreme sports have increased in ____________________(popular) in recent years).
Определив, что пропущенное слово – это имя
существительное, необходимо вспомнить суффиксы,
характерные для данной части речи. При написании
существительного не забудьте о числе
(множественное или единственное). Сказуемое и
контекст подскажут вам его. (Hundreds of _________________ (cycle)
take part in cross-country races.)
Чтобы сузить ряд подбираемых суффиксов, сначала
определите часть речи исходного (заданного)
слова.
Особенно внимательными надо быть с
однокоренными словами, имеющими разные значения,
например, tour – tourist – tourism.
По аналогии с вышесказанным об имени
существительном, отработайте и при подготовке к
экзамену повторите, наличие каких частей речи
характерно для имен прилагательных, наречий и
т.д.
Ниже мы приводим наиболее часто употребляемые
суффиксы различных частей речи.
СУФФИКСЫ ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ
Образование имен существительных от имен существительных (noun ––> noun)
football – footballer
garden – gardenermusic – musician
beauty – beauticianviolin – violinist
medal – medallistking – kingdom
bore – boredombrother – brotherhood
child – childhoodfriend – friendship
sponsor – sponsorshiptour – tourist – tourism
commune – communist – communism
Образование имен существительных от глаголов (verb ––> noun)
- work – worker
- visit – visitor
- beg – beggar
- study – student
- assist – assistant – assistance
- differ – difference
- arrange – arrangement
- examine – examiner – examinee
- wait – waiter – waitress
- impress – impression
- provide – provision (de ––> sion)
- create – creation
- prepare – preparation (re ––> ra + tion)
- solve – solution (ve ––> u + tion)
- arrive – arrival
- prove – proof (ve ––> f)
- believe – belief
Образование имен существительных от прилагательных (adjective ––> noun)
- happy – happiness
shy – shyness - distant – distance
- silent – silence
- popular – popularity (i + ty)
- odd – oddity
- stupid – stupidity
- cruel – cruelty
- poor – poverty
- brave – bravery
- long – length
deep – depth
warm – warmth
СУФФИКСЫ ГЛАГОЛОВ
Образование глаголов от имен существительных (noun ––> verb)
- memory – memorize
- beauty – beautify
- pure – purify
- length – lengthen
warmth – warmthen - advice – advise (c ––> s)
practice – practise
Образование глаголов от прилагательных (adjective ––> verb)
- special – specialize
- deep – deepen
- just – justify
СУФФИКСЫ ИМЕН ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ
Образование имен прилагательных от имен существительных (noun ––> adjective)
- rain – rainy
- boy – boyish
child – childish - beauty – beautiful
- hope – hopeless
- friend – friendly
- poison – poisonous
- optimist – optimistic
- poetry – poetic
- music – musical
- psychology – psychological
- picture – picturesque
Напомним, что после глаголов: to be, smell, taste, fell, sound, look – используются прилагательные:
The dish tastes delicious.
Образование имен прилагательных от глаголов (verb ––> adjective)
- create – creative
- use – useful
- help – helpless
- differ – different
- hesitate – hesitant
- accept – acceptable
- flex – flexible
- bore – bored – boring
СУФФИКСЫ НАРЕЧИЙ
Образование наречий от имен прилагательных (adjective ––> adverb)
Почти все наречия образуются от прилагательных с помощью суффикса -ly
- beautiful – beautifully
- slow – slowly
Формы некоторых прилагательных и наречий одинаковы:
- fast – fast
- hard – hard
- early – early
- lately – lately
Важно не путать наречия с прилагательными или существительными, имеющими тот же суффикс или ту же форму:
- lovely, daily – прилагательные
- weekly – прилагательное
(еженедельный)
weekly – существительное (еженедельник) - friendly – прилагательное
(дружелюбный, дружеский)
friendly – существительное (товарищеский матч, встреча) - -friendly, – суффикс прилагательных (eco-friendly, computer-friendly)
Также полезно запомнить:
- Если прилагательное оканчивается на -у,
то она меняется на i и добавляется ly:
- hungry – hungrily
- Если прилагательное оканчивается на -ic,
то добавляется –ally:
- logic – logically
- Если прилагательное оканчивается на -able/-ible,
то буква -е исчезает, а буква -у
появляется:
- comfortable – comfortably
Наречие от прилагательного good образуются не по правилам, об этом тоже надо помнить:
- good – well.
АНТОНИМЫ (OPPOSITES)
Как мы уже упоминали выше, иногда, подбирая слово по смыслу, необходимо образовать антоним. Напомним некоторые приставки, которые необходимы в этом случае.
- happy – unhappy
- efficient – inefficient
- possible – impossible
- legal – illegal
- regular – irregular
- honest – dishonest
- sense – nonsense
- resident – non-resident
- centralize – decentralize
Приставка de- образует слово, в смысл которого закладывается значение уменьшения числа или количества чего-либо, в этом случае антонимом будет слово с приставкой in- (увеличение)
- decrease – increase
- deflate – inflate
Иногда приставка не образует слово, которое являетс абсолютным антонимом, а придает ему определенный смысл:
- Understand – понимать misunderstand – понять неверно
Мы надеемся, что предложенный материал поможет нашим коллегам и частично упростит подготовку к экзамену.
Список литературы:
- State Exam, Е.Н. Соловова, Pearson–Longman, 2007.
- LES First Certificate (Use of English), J.Cook, J.Copage, Longman, 2000.