Цель:
- Познакомиться с целями, основными понятиями, дидактическими особенностями организации учебного процесса с использованием личностно-деятельностных технологий: изучения частного случая, дидактических задач, направляющего текста.
- Посетить открытые уроки с использованием данных технологий.
- Оценить эффективность их применения на данных уроках.
План проведения методического дня
I этап: подготовительный.
Включает в себя:
- анкетирование педагогов с целью установления степени владения педагогами технологиями, ориентированными на действие;
- анализ результатов анкетирования;
- организационную подготовку.
II этап: реализации.
Включает в себя:
- методический семинар по технологиям, ориентированным на действие;
- посещение открытых уроков с использованием технологий изучения частного случая, дидактических задач, направляющего текста;
- самоанализ и анализ уроков с позиции темы методического дня.
III этап: заключительный.
Включает в себя:
- анализ проведения методического дня;
- выработку и принятие решений и рекомендаций.
Подготовка методического дня.
1. Организация творческой группы по подготовке методического дня, включающая:
- разработку анкет;
- анализ анкетирования;
- разработку содержания, структуры теоретического семинара;
- подготовку раздаточного материала;
- разработку карт наблюдения уроков, карт анализа уроков.
2. Подготовка методической выставки.
3. Организация методической помощи учителям в подготовке открытых уроков.
4. Корректировка расписания уроков.
Подготовительный этап:
1. Анкетирование (см. пример анкеты).
Степень владения педагогов современными образовательными технологиями
Напротив каждой технологии в соответсвующей колонке поставить знак «+».
Педагогические технологии | Не знаю | Знаю | Использую на практике | Стремлюсь к совершенствованию |
Развивающего обучения | ||||
Дистанционного обучения | ||||
Проблемного обучения | ||||
Ориентированные на действие | ||||
Интерактивного обучения | ||||
Разноуровнего обучения | ||||
Коллективная система обучения (КСО) | ||||
Информационно-коммуникативные (ИКТ) | ||||
Критического мышления | ||||
Технология проектов | ||||
Модульного и блочно-модульного обучения | ||||
Технология дидактических игр | ||||
Решения изобретательских задач (ТРИЗ) | ||||
Другие … | ||||
2. Анализ анкет.
Анализируются ответы учителей и делается вывод о степени владения педагогов современными технологиями, выявляется проблема недостаточного использования технологий компетентностного подхода.
Этап реализации: методический семинар.
Технология реализации – технология критического мышления.
Методический семинар проводится с применением технологии критического мышления, целью которой является формирование умений вырабатывать свое собственное мнение, осмысливать опыт, приходить к определенным умозаключениям, доказывать и обосновывать свое мнение. Технология критического мышления включает в себя три этапа:
- Вызов.
- Осмысление новой информации.
- Рефлексия.
К дидактическим особенностям технологии относится создание условий для свободного развития каждой личности, направленность на групповые формы работы, использование разнообразных методических приемов на каждом из трех этапов технологии, большая степень вариативности и дифференциации.
Этапы семинара
I. Организационный этап семинара.
Цель: представить проблему, выявленную творческой группой по итогам анализа анкет, мотивировать участников семинара на активную работу, организовать познавательную деятельность.
Проблема: недостаточное владение современными технологиями обучения, в том числе профильного обучения, недостаточное применение этих технологий на уроках, необходимость повышения профессиональной квалификации.
Сегодня на семинаре мы познакомимся с технологиями, ориентированными на действие – личностно-ориентированными технологиями.
II. Этап вызова.
Цель: актуализировать опыт по теме семинара.
Участники семинара распределяются на три группы с помощью карточек красного, синего и зеленого цвета, которые они взяли заранее.
Красная карточка соответствует технологии изучения частного случая, синяя карточка – технологии дидактических задач, зеленая – технологии направляющего текста.
Прием составления маркировочной таблицы «ЗУХ».
Это прием организации индивидуальной и групповой работы на начальной стадии семинара, когда идет актуализация имеющегося опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают участники по обсуждаемой теме путем составления маркировочной таблицы. В ней три колонки: знаю, хочу узнать подробнее, узнал новое (ЗУХ).
Маркировочная таблица З-Х-У
З | Х | У |
Задание группам. Ответить на вопросы и занести в таблицу информацию, полученную в ходе обсуждения.
- Что вам известно об этой технологии?
- Что бы вы хотели узнать о данной технологии, чтобы можно было применять ее на локальном уровне?
Сначала каждый участник вспоминает и записывает в индивидуальную таблицу З-Х-У все, что знает по теме, хотел бы узнать. Затем происходит обмен информацией в группах. Участники делятся друг с другом известным знанием (групповая работа). Обсуждение направлено на выяснение совпадений имеющихся представления и разногласий по вопросам. Далее каждая группа согласовывает недостающую информацию по теме.
Прием разбивки на «кластеры».
Кластер – это графическая организация материала, которая показывает связи между объектами и явлениями, помогает понять, что хотелось бы узнать по данной теме. В данном случае он поможет структурировать недостающую информацию по новым технологиям. Кластер составляется всей группой и начинается с записи темы для обсуждения. Ассоциативный ряд выстраивается так, чтобы просматривались направления дальнейшей работы.
Задание группам.
- Попробуйте структурировать недостающую информацию по технологиям (столбик таблицы «Хочу знать»).
- Разбейте на кластеры (блоки идей).
Например, такой недостающей информацией являются цели, основные понятия, формы, методы, приемы, дидактические особенности, основные этапы применения технологии, варианты использования на уроках и т.д.
Примерный кластер
III. Этап осмысления.
Цель: знать цели, основные понятия, дидактические особенности, структуру занятий, методы, приемы предложенной в задании технологии; уметь определять наличие и эффективность применения технологии на занятии.
Прием «Пометки на полях».
Технология критического мышления предлагает методический прием, известный как инсерт. Этот прием является средством, позволяющим отслеживать свое понимание прочитанного текста. Технически он заключается в знакомстве с маркировочными знаками, которые по мере чтения ставятся карандашом на полях специально подобранного и распечатанного текста. Помечать следует отдельные абзацы или предложения в тексте. Данный прием требует активного и внимательного чтения, осознанного восприятия информации, обязывает вчитываться в текст, отслеживать собственное понимание текста. Маркировочные знаки обязывают быть внимательными и отмечать непонятное. Использование маркировочных знаков позволяет соотносить новую информацию с имеющимися представлениями.
Система маркировки текста:
- «+» – новая информация, интересная, неожиданная;
- «V» – знакомая, известная информация;
- «–» – не согласен, противоречит представлениям;
- «?» – непонятно, необходимо узнать поподробнее.
Группам раздаются информационные тексты с описанием соответствующей технологии (1 текст на пару участников).
Задание.
1. Прочитать текст и заполнить столбик У – «узнал» таблицы З-Х-У.
2. Контроль в парах:
- определите цель, основные понятия, основные дидактические особенности данной технологии;
- определите основные этапы данной технологии;
- выделите возможные варианты использования данной технологии;
- приведите свои примеры формулировки задания в данной технологии.
3. Обсуждение, консультации и согласование ответов на контрольные вопросы в группах.
4. Заполнение сводной таблицы
Задание | Ответ |
Цель | |
Основные понятия | |
Дидактические особенности | |
Основные этапы | |
Варианты использования технологии | |
Примеры использования технологии на уроках |
5. Подготовка презентации групповой работы (кластера).
IV. Этап рефлексии.
Цель: уметь презентовать результаты своей деятельности, аргументировать свою точку зрения, контролировать и оценивать результат своих действий.
Результаты своей работы группы презентуют в формате кластеров.
Возвращение к кластерам. Презентация групповой работы.
После чтения текста информация вновь организуется в виде кластеров, которые теперь будут отражать действительное соотношение понятий и идей так, как это подано в тексте. Когда работа закончена, представители групп аргументируют свой вариант кластера перед всей аудиторией.
Подведение итогов семинара.
1. Согласны ли вы, что технологии обучения, предполагающие активную деятельность учащихся, могут быть отнесены к компетентностно ориентированным технологиям?
Ответ. Использование деятельностных технологий обучения направлено на формирование способностей работать самостоятельно, замечать проблемы и находить пути их решения, анализировать новые ситуации, применяя уже имеющиеся знания, принимать решения, осваивать новые знания, т.е. формировать ключевые компетентности.
2. Почему технологии, ориентированные на действие приобретают особую актуальность?
Ответ. Эти технологии направлены на решение жизненных задач, частных случаев. Проблемы вытекают из жизненных ситуаций. Знания приобретаются за счет решения этих проблем.
3. Что означает ориентированность на действие?
Ответ. Ориентированность на действие предполагает самостоятельное добывание учащимися необходимых знаний в процессе решения определенной ситуации с обязательным выполнением всех фаз полного действия.
Открытые уроки.
1. Проведение уроков.
- Урок с использованием технологии изучения частного случая. Приложение 2
- Урок с использованием технологии дидактических задач. Приложение 3
- Урок с использованием технологии направляющего текста. Приложение 4
2. Обсуждение открытых уроков.
Самоанализ, анализ в группах, обмен мнениями.
Прием «Синквэйн». В переводе с французского слово «синквэйн» означает стихотворение, состоящее из пяти строк, которое пишется по определенным правилам. В чем смысл этого методического приема? Составление синквейна требует в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию, что позволяет рефлексировать по какому-либо поводу. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы.
Синквэйн.
1._____________________________________________________________________
(первая строка – тема стихотворения, выраженная одним словом, обычно именем
существительным)
2._____________________________________________________________________
(вторая строка – описание темы в двух словах, как правило, именами
прилагательными)
3._____________________________________________________________________
(третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами, обычно
глаголами)
4._____________________________________________________________________
(четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношения автора к
данной теме)
5. _____________________________________________________________________
(пятая строка – одно слово – синоним к первому, на эмоционально-образном или
филосовско-обобщающем уровне, повторяющий суть темы)
V. Заключительный этап.
1. Анализ проведения методического дня. Прием «9 шляп».
После выступления участников групп по заданиям, подводится общий итог методического дня.
2. Решение и рекомендации.