Отчет о своей педагогической деятельности "Успешный ученик – успешное будущее страны"

Разделы: Общепедагогические технологии, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14 МБ)


Первоочередная задача приоритетного национального проекта «Образование»: дать системе образования стимул к движению вперед.

За национальным проектом четко проступает понимание исторической миссии образования, которое может быть передано формулой «От просвещенной России – к процветающей России». Нашим детям образование необходимо, чтобы быть востребованными на рынке труда, получать достойную зарплату, иметь возможность для самореализации личности. А стране, в свою очередь, нужны высококлассные профессионалы: управленцы, инженеры, врачи, геологи – люди самых разных профессий, которые своим трудом обеспечат развитие и конкретных предприятий, и целых отраслей промышленности, и всей российской экономики. Национальный проект – это путь к новому качеству образования, когда важна не только оценка проявленных знаний и умений, но и перспектива социальной успешности учеников, их востребованности в обществе.

Поэтому цель, которую я ставлю перед собой, – создать условия для подготовки ученика к непрерывному образованию в рыночных условиях, обеспечивая его конкурентоспособность на рынке труда.

Ученики, победившие в различных конкурсах, марафонах, конференциях, олимпиадах делают школу привлекательной для социального партнерства.

Родители, отдавая ребенка в школу, очень надеются, что он будет успешен и в учебе, и в отношениях с одноклассниками и учителями. Я мечтают о том же: об успехах своих учеников. Дети, переступив порог школы, тоже ожидают от новой жизни только хорошего. Но не все ожидания сбываются. Почему? Что значит быть успешным? Как достичь успеха?

В психологии давно создана и разработана теория мотивации достижения успехов. Ее основателями и соавторами считаются американские ученые Д.Маккелланд, Дж.Аткинсон и немецкий психолог Х.Хекхаузен.

В ходе специальных исследований, проведенных Д.Макклелландом и его коллегами, были получены следующие интересные данные в связи с обсуждаемой проблемой.

Большинство людей, имеющих с детства высокоразвитый мотив достижения успехов, действительно добиваются заметных успехов в своей жизни. /Одно из таких исследований было проведено на выпускниках престижного вуза в США.

Спустя несколько лет после окончания группой студентов этого вуза, выяснилось, что практически все студенты, которые еще во время обучения в вузе отличались высокоразвитой потребностью достижения успехов, приступив к профессиональному труду по полученной в вузе специальности, в скором времени заняли достаточно высокие посты./

И в тех странах мира, где средний национальный показатель развитости потребности достижения успехов оказался выше, наблюдались более высокие темпы экономического роста, чем в странах с более низким средненациональным показателем потребности достижения успехов.

Наблюдая за детьми я обратила внимание на то, что потребность достижения успехов проявляется в том, что обладающий ею ученик старается делать все как можно лучше, всегда ориентируется на высокие стандарты или образцы достижений.

Успешные дети:

  • с готовностью подвергаются различным испытаниям, включая экзамены;
  • с желанием включаются в соревнования с другими людьми, причем старается выиграть эти соревнования, стать первым среди равных;
  • для них очень важна оценка их деятельности учителями, и они активно стремятся к тому, чтобы получить с их стороны наивысшую оценку;
  • если их постигает неудача, то они не опускают руки, а, напротив, увеличивают прилагаемые усилия для того, чтобы во что бы то ни стало добиться успеха;
  • мотивированные на успех дети всегда чувствуют себя уверенно, обладают адекватной самооценкой и достаточно высоким уровнем притязаний.

Как вырастить успешного ученика?

Только подведя его к ситуации успеха!

Главным направлением своей педагогической деятельности считаю:

  • создание психологического комфорта в образовательном математическом пространстве;
  • ориентация на личность ученика как главной ценности современного общества;
  • предоставление благоприятных условий для воспитания и обучения школьников (технические, информационные, научно-методические и др.);
  • внедрение инновационных процессов на занятиях по математике;
  • гуманизация учебно-воспитательной деятельности;
  • взаимодействие с родительской общественностью;
  • модернизация контрольно-оценочного компонента в системе мониторинга качества образовательных услуг.

Но кто может вырастить успешного ученика? Только учитель, который собственным примером активной деятельности вовлекает учащихся в процесс познания, воспитывает не послушного «Исполнителя», а «Решателя» конкретных жизненных проблем, может воспитать конкурентноспособную, компетентную личность. Работая много лет в школе, я стараюсь ориентироваться на достижение, развитие, саморазвитие.

Пробуждая интерес к своему предмету, я не просто осуществляю передачу опыта, но и укрепляю веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Стараюсь развивать творческие возможности у слабых учеников, не дать остановиться в своем развитии более способным детям, учить всех воспитывать у себя силу воли, твердый характер и целеустремленность при решении сложных заданий. Но для создания глубокого интереса учащихся к предмету необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы и творчества учащихся разного возраста.

Следуя современным идеям развития школьного образования с 2005 по 2008 учебные годы я и мои ученики участвовали в Федеральном эксперименте «Школа 21 века». Три года я принимала участие в экспериментальной работе в составе творческой группы по освоению и апробации современных развивающих образовательных технологий, а мои учащиеся успешно проходили тестирование по математике и алгебре. Показывали высокий уровень обученности, знание всех изучаемых разделов математики, прочные знания раннее изученных материалов программы, а также умения и навыки в решении сложных, логических задачах, умение находить рациональные решения, обосновывать свои решения. Материал программы успешно усваивался, результаты материала указывали на успешный ход эксперимента, апробации новых учебников, методик, других аспектов эксперимента. Учащиеся на протяжении трех лет участвовали в мониторингах по материалам Регионального центра Федерального эксперимента, показывали: уровень обученности – 100%, качество обученности – 70 %. Эти результаты объективно отражают реальность. Ведь преподаваемый предмет очень сложен для детей, требует больших усилий и терпения.

Находясь в режиме эксперимента мною были даны открытые уроки для учителей района и представителей из областного и регионального центров, которым была дана высокая оценка и по достоинству был оценен труд и мой и детей. Выступала на школьных педсоветах, на областных и региональных совещаниях на темы: «Проблемы выбора учебно-методических комплектов по математике нового поколения», «Итоги апробации УМК М.Б.Воловича «Математика 5,6» и Мордкович «Алгебра 7». За хорошие результаты и участие в эксперименте я получила грамоты и благодарственные письма от областного отдела образования , издательского центра «Вентана-Граф».

С 2008 г принимаю участие в экспериментальной инновационной сетевой площадке по мыследеятельностной педагогике при НИИ ИСРО по направлению: «Задачная форма организации учебного процесса». В системе мыследеятельностной педагогики ЗФО представляется той технологией, с помощью которой имеется возможность ввести ребенка в процессы мышления (порождения нового способа действия) . Суть технологии задачной формы организации учебного процесса состоит в том, что предлагается учащимся задание, внешне похожее на предыдущее, но требующее другого способа решения. Учащихся приходится ставить перед необходимостью самостоятельно искать пути решения задачи, для которой они не имеют готового, заранее рассказанного способа, но в тоже время имеют достаточно знаний, применяя которые в нестандартных ситуациях или по-новому их комбинируя, способны прийти к правильным выводам. Дети при этом осваивают мыслительные техники по построению нового способа в новой ситуации. Решая задания – ловушки, преодолевая их, выводя новые правила дети чувствуют себя меленькими учеными, успех окрыляет их и уроки им уже не кажутся скучными.

Например, урок «Умножение рациональных чисел».

Дети получают задание, создающее ситуацию успеха: 2 * 3 = 6.

Доказывают.

Далее я им предлагаю задания-ловушки, создающие ситуации сбоя: -2 * 3 и -2 * (-3).

Дети предполагают либо число 6, либо -6.

Далее работая в группах, «изобретают» нужное правило с помощью практических задач (о доходах и расходах, изменении температуры), используют раннее приобретенные предметные знания: умение выполнять арифметические действия над натуральными числами, а также знают свойства этих действий, среди которых основными являются переместительный, сочетательный и распределительный законы сложения и умножения.

При подведении итогов урока выведенные правила еще истолковали и таким образом:

«Друг моего друга – мой друг»: + * + = +

«Враг моего врага – мой друг»: – * – = +

«Друг моего врага – мой враг»: + * – = –

«Враг моего друга – мой враг»: – * + = –

Развивая себя, принимаю участие в конкурсах, фестивалях, семинарах, конференциях, круглых столах. За последний год посетила:

Дата Название Уровень Форма участия
30.09.2009 Окружной семинар для учителей САО в ГОУ ЦО № 1419 «Организация научной и проектно-исследовательской деятельности учащихся». Окружной. Круглый стол. Обмен мнениями.

Слушатель.

16.12.2009 Творческий конкурс «Развитие личности ребенка – первоочередная задача математического образования». Округ. Участник.
10.01.2010 Городской конкурс ЦИДО: «От разовых акций к непрерывному обновлению содержания образования». Городской. Круглый стол. Обмен мнениями. Грамота участника.
20.03.2010 Всероссийский фестиваль «Открытый урок». Всероссийский. Диплом участника.
04.04.2010 Всероссийский «Девятый московский педагогический марафон учебных предметов». Мастер-класс «Новые педагогические технологии: организация и содержание проектной деятельности учащихся». Всероссийский. Круглый стол. Обмен впечатлениями о работе секций. Сертификат участника.
14.05.2010 Городская научно-практическая конференция «Инновационный потенциал мыследеятельностной педагогики: опыт освоения и перспективы работы» в ГОУ СОШ № 597. Городской. Слушатель.
06.06.2010 – 07.06.2010 Городской Фестиваль Увлекательной Науки в ГОУ СОШ № 179. Городской. Участник.
25.11.2010 Мастер-класс победителей конкурса «Учитель года – 2010». Городской. Слушатель.
08.12.2010 «Работа с одаренными детьми». Округ. Слушатель.

А также имею публикации статей в материалах Фестиваля педагогических идей «Открытый урок», на сайте Фестиваля, сборнике тезисов.

Систематически повышаю свое педагогическое мастерство, посетив курсы: «Основы предпринимательства (менеджмент, маркетинг, делопроизводство)»-2007 г, «Интернет-технологии для учителя предметника»-2007 г, «Профессиональная образовательная программа повышения квалификации»-2007 г, «Реализация деятельностного подхода на уроках математики»-2008 г, «Мыследеятельностная педагогика – эксперимент и инновация в образовании»-2009 г, «Интерактивные комплексы в учебном процессе»-2010 г, «Информационные технологии в проектной деятельности»-2010 г.

Зная, что одним из условий развития успешности личности является вовлечение учащихся в фестивально-конкурсную, проектно-исследовательскую деятельность, я стараюсь ориентировать детей на свободный выбор, творчество, представляющие безграничные возможности для самореализации.

Мои дети участвуют в олимпиадах, конкурсах и фестивалях, а это и есть необходимое условие для раскрытия и самореализации личности, т.к. в основе исследовательской и творческой деятельности человека лежит важнейшая потребность в новой информации, новых впечатлениях и знаниях, в новых результатах деятельности.

Ребята участвуя в любых соревнований более самостоятельны, инициативны, предприимчивы, по сравнению со сверстниками, не стремящимися к самовыражению и самореализации. Ориентированные на достижение успехов, способны правильнее воспринимать ситуацию и лучше оценивать свои шансы на успех, чем ученики, ориентированные на избегание неудач.

Одним из путей творческого восприятия математики считаю систематическую научно-исследовательскую работу, ведь главными задачами учебного исследования являются развитие личности, приобретение учащимися функционального навыка исследования, развитие способности к исследовательскому типу мышления, активизация личностной позиции учащегося в образовательном процессе, получение новых знаний на субъективном уровне. Работая над проектом, ученики получают опыт использования современных технических средств с одной стороны, с другой стороны – приобретают навыки индивидуальной и коллективной работы, которые пригодятся им в будущей производственной деятельности.

Основная особенность исследования в образовательном процессе – развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является получение новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимися функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развития способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т.е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

Но самое важное происходит в ходе работы над проектом, когда на первый план выступают новые специфические функции, когда учащийся чувствует во мне соратника, помощника, наставника. Исследование подводит к одной из сложнейших категорий современности – понятию интеллектуальной собственности, то есть исследовательская деятельность учащихся выступает не как самоцель, а как средство воспитания, развития и образования, ведь детские проекты – это не просто игра, а один из самых эффективных способов получения знаний.

Вот результаты детей за последние два года (все они посещают кружок по математике):

Название Уровень Результат
1. Всероссийская олимпиада школьников по математике. Окружной. 2008 г. – 1 победитель, 2 призера.

2009 г. – 1 победитель, 4 призера.

2. Заочный конкурс по математике им. А.А.Леманского, проводимой Методическим Центром окружного управления одаренных детей «Успех». Окружной. 2009 г. 1 этап – 1 победитель, 4 призера.

2010 г. 2 этап – 4 победителя, 1 призер.

2010 г. (осень) 1 этап – 3 победителя

3. Очный конкурс по математике им. А.А.Леманского, проводимой Методическим Центром окружного управления одаренных детей «Успех». Окружной. 2010 г (весна) 3 этап – 2 победителя.

2010 г (осень) 2 этап – 1 победитель.

4. Конкурс «В науке первые шаги». Окружной. 2009 г. – 2 призера.

2010 г. – 8 призеров.

5. Фестиваль научно – исследовательских работ «Портфолио». Всероссийский. 2008-2009 г. – 10 призеров.

2009-2010 г. – 10 призеров.

6. Заочный конкурс по математике Московского центра непрерывного математического образования. Всероссийский. 2010 г. – 1 победитель, 1 участник.
7. Международный конкурс – игра «Кенгуру». Региональный.

Окружной.

2010 г. – 2 победителя.

2010 г. – 2 победителя.

Любая деятельность требует оценки. Победители предметных олимпиад, конкурсов, фестивалей награждаются на общешкольной линейке под аплодисменты всех присутствующих. Особенно это необходимо детям, имеющим проблемы в учебе. Даже получение обычного сертификата участия помогает почувствовать в себе силы, повышает самооценку, побуждает к дальнейшему творчеству. Важно вовремя дать установку «Нужно верить и все получится!» А эмоции, связанные с удовлетворением от проделанной работы? Ощущение собственной компетентности, самоуважение от полученного индивидуального результата являются сильнейшими внутренними мотивами учебной деятельности, которые значительно более эффективны в учебном процессе, чем внешние мотивы (награды, поощрения, вознаграждения и т.д.)

Получая поощрения за действия, направленные на достижение успехов, ребенок испытывает удовольствие от этих поощрений, и для того чтобы еще раз пережить это удовольствие, он начинает повторять эти действия. Так у него формируется и закрепляется поведение, направленное на достижение успехов.

Чтобы оценить, правильно ли я определила пути своей деятельности – необходима обратная связь. Я много лет отслеживаю судьбу своих выпускников, радуюсь их успехам, огорчаюсь неудачам. Многих моих выпускников (среди них 11 «золотых» и «серебряных» медалистов) отличает сознательная потребность в более глубоких избранных областях знаний, высокая и устойчивая мотивация к обучению, активная жизненная позиция, готовность к самореализации во взрослой жизни. Мои ученики, в основном все получают высшее образование и работают в образовании (преподают в школах, техникумах, институтах), больницах, банках, администрации города, прокуратуре, судах, милиции, являются успешными предпринимателями и т.д.

Отсюда можно сделать выводы, сходные с выводами, сделанными Д.Макклелландом: успешные ученики и в жизни более успешны!

А результаты анкетирования старшеклассников подтверждают – завтрашний успех начинается сегодня!

«Сегодня качество труда педагога измеряется не только количеством хороших и отличных оценок в дневниках, а компетентностью, конкурентноспособностью и востребованностью выпускников в жизни, и оценки, которые выставляет молодому человеку жизнь, он по праву делит со своими учителями. Это повод и для гордости, и для размышлений. Только взаимное доверие и уважение в тандеме «педагог-ученик» сможет обеспечить высокое качество образования, воспитания и успешность подрастающего поколения в жизни, а значит, и успешное развитие государства. Новые молодые кадры и есть тот человеческий капитал, который обеспечит переход страны к инновационной экономике». /А.А.Фурсенко./

Я, как педагог понимаю, что вырастить успешного в жизни ученика – дорогого стоит, и к этому стремлюсь. Я хочу, чтобы на выходе из школы мои выпускники представляли собой:

  • успешных людей;
  • профессионально-определившихся;
  • коммуникативно-грамотных;
  • владеющих информационными технологиями;
  • обладающих навыками исследовательской деятельности;
  • причастных к русской и мировой культуры;
  • социально адаптированных;
  • осознающих свое «я» и свое место в мире;
  • креативных;
  • самостоятельно и критически мыслящих;
  • способных работать в команде;
  • обладающих высокой степенью толерантности;
  • интернационалистов и патриотов.

Приложение