Использование информационных технологий в начальной школе

Разделы: Начальная школа


Современное общество называют информационным, подчеркивают значимость в нём информации. Для жизни и деятельности в информационном обществе человек должен быть подготовлен к быстрому восприятию и обработке больших объёмов информации. Научиться технологии работы с информацией он должен уже в начальной школе. Информация в наше время ускоряет своё обновление, умение находить, извлекать и отбирать необходимую информацию невозможно без электронных носителей. Наша задача скорее не научить пользованию компьютерными технологиями учащихся, а систематизировать этот процесс. Большая часть малышей, пришедших в школу, уже умеют пользоваться компьютером и часто проводят за ним больше времени, чем нужно. Задача учителей начальных классов совершить значительную поправку в сознании ребёнка, переведя компьютер из игровой приставки в помощники, для развития информационных навыков.

Огромную роль в образовании школьников играет работа учащихся по сбору, переработке, анализу, использованию информации для решения различных задач, оформлению тематического материала из газет и детских журналов. Использование информационных технологий помогает научиться в определённой степени информационной грамотности:

  • анализировать полученные сведения;
  • выделять ключевые положения;
  • отбирать нужную информацию;
  • уметь переводить её в схемы;
  • уметь классифицировать, сравнивать, обобщать;
  • наращивать собственный банк знаний;
  • использовать результаты поиска;
  • иметь несколько вариантов решений;
  • создавать свои источники информации (газеты, листовки, плакаты, мини– энциклопедии, рисованные фильмы).

В современных кабинетах начальных классов должны использоваться не только различные установки и приборы для проведения экспериментов, но и вычислительная техника с мультимедиа проектором или демонстрационным экраном. К сожалению, не в каждом классе есть такая возможность.

При использовании интернет – технологий у учителя возникает проблема, связанная с подготовкой докладов, рефератов. Чтобы избежать “скачивания” материалов из интернета либо использования имеющейся базы готовых рефератов на различных носителях информации, темы реферата формулируются так, чтобы учащийся, по крайней мере, воспользовался различными источниками информации, выбрав оттуда материал, соответствующий предложенной теме. Большую пользу может принести использование обучающих программ, ресурсов Интернета и электронных энциклопедий для расширения кругозора учащихся, получения дополнительного материала, выходящего за рамки учебника.

Но интернет – технологии не столь важны для работы на уроке. Они помогают учителю и ученику при изучении какой– либо темы, представляя богатый, обширный учебный или методический материал. Во время урока компьютер целесообразно использовать для активизации познавательной деятельности учащихся.

Разнообразный иллюстративный материал, мультимедийные и интерактивные модели поднимают процесс обучения на качественно новый уровень. Современный школьник намного интереснее воспринимает информацию именно в такой форме. При использовании компьютера на уроке информация представляется не картинкой, динамичным видео и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала. Интерактивные элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному. Школьники получают возможность самостоятельно моделировать, воспринимать информацию не линейно, с возвратом, при необходимости, к нужному фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами. Работа организуется в различных формах: индивидуальной, групповой, коллективной. Целенаправленная работа на уроке и при подготовке домашних заданий учащимися с помощью дополнительной литературы помогает им успешно обучаться и в последующих классах.

Дети с большим интересом выполняют творческие работы на компьютере: например на уроках русского языка создают гипермедиа сочинение — это аналог текстового рукописного сочинения традиционной школы, включающий в себя произведения, создаваемые детьми в рамках художественного труда и изобразительного искусства. Принципиальной новизной для начальной школы использование данной модели дает по развитию письменной речи учащихся через возможность многократного индивидуального и группового редактирования текста, совершенно невозможно при работе с бумагой. В бескомпьютерной ситуации даже незначительное исправление может потребовать несоразмерно больших усилий, прежде всего, для учащегося начальной школы. В компьютерном же случае обычные операции вставки, перестановки фрагментов и т. д. выполняются быстро и без особого труда, часто значительно меняя содержание текста. Наиболее эффективно в рамках межпредметной интегративной проектной деятельности может происходить создание гипермедиа сочинений и мультимедиа презентаций. Организация такой деятельности требует наличия простых и удобных инструментов творческой проектной деятельности – редакторов презентаций, текстов, звука, фотоизображений и гипертекстовых страниц.

Обилие информации не всегда приводит детей к системности знаний. Их необходимо научить правильно усваивать информацию, её целенаправленному поиску. Полученную информацию можно использовать при создании презентаций (программа MS Power Point), при составлении буклетов, шаблонов (программа MS Publisher). Каждый из учащихся имеет возможность самостоятельного выбора формы представления материала, компоновки и дизайна слайдов. Кроме того, он имеет возможность использовать все доступные средства мультимедиа для того, чтобы сделать материал наиболее зрелищным.

Интерактивная доска – ценный инструмент для обучения всего класса. Это – визуальный ресурс, который может помочь учителям сделать уроки живыми и привлекательными для учеников. Работа с интерактивной доской в начальной школе становится продолжением игры, сопровождаемой звуковыми и видеоэффектами. Использование различных магнитных ручек, лазерных указок, “волшебных” палочек развивает не только логику, творческое мышление, моторику и координацию ребенка, но и позволяет ему вернуться назад, посмотреть, где были допущены ошибки, проанализировать свою работу. А учителю позволяют создавать простые и быстрые поправки в имеющемся методическом материале прямо на уроке, во время объяснения материала, адаптируя его под конкретную аудиторию, под конкретные задачи, поставленные на уроке.

Один из реальных путей повышения качества школьного образования -использование информационных технологий в оценочной деятельности учителя. Использование этих возможностей позволяет автоматизировать процесс обработки результатов тематических, итоговых контрольных работ, отслеживать их динамику. Табличный процессор Excel позволяет легко поводить обработку и анализ результатов тестовых заданий и наглядно представлять в виде таблицы и диаграмм. Основные направления информационных компьютерных технологий в образовательном процессе:

  • для подготовки презентаций и докладов
  • как средство наглядности на уроках при введении нового материала (мультимедиа, видео, компакт– диски)
  • для работы в электронном дневнике в качестве домашнего задания
  • для диагностики качества образования (тесты)
  • для выполнения практических заданий
  • для самообразования учащихся и учителей
  • для проведения самопроверки
  • для получения информации через подключение к Интернету

Применение компьютера влияет на мотивацию учащихся, раскрывая практическую значимость изучаемого материала, предоставляя им возможность проявить оригинальность и индивидуальность мысли, фантазию и творческие способности не только на уроках, но и во внеклассной деятельности.

В то же время применение новейших программных продуктов требует от учителя постоянного обновления своих знаний. Если вчера ученикам достаточно было увидеть картинку на экране монитора, то сегодня им этого мало. Педагог обязан учится вместе с ними дальше: осваивает основы цифровой видеообработки, работает со звуковыми файлами, использует необъятные ресурсы Интернет, знакомится с новыми программными продуктами.

Список литературы:

  1. Дик Н.Ф.Как стать лучшим учителем.– Ростов н/Д.: Феникс, 2006.
  2. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования./Под ред. Е.С.Полат. – М.: Издательский центр “Академия”, 2000.
  3. Рыбъякова О.В.Информационные технологии на уроках в начальной школе// Издательство “Учитель”, Волгоград, 2008.
  4. Тыртышная М., Кабаев В. Информационные технологии и успех современного учителя.//Управление школой. 2007. №5. С. 12-15.