Обучение письму на английском языке на разных этапах

Разделы: Иностранные языки


Одним из основных принципов обучения иностранным языкам является принцип интеграции и дифференциации, суть которого состоит в том, что тренируя любой вид речевой деятельности или аспект языка, мы одновременно тренируем и остальные. Иными словами, любой вид речевой деятельности на уроке иностранного языка является не только целью обучения, но и средством формирования смежных речевых и языковых навыков.

Основной целью обучения иностранному языку в школе сегодня является формирование и развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности таких ее составляющих как:

  1. Речевая компетенция.
  2. Языковая компетенция.
  3. Социокультурная компетенция.
  4. Учебно-познавательная компетенция.

На современном этапе, с учетом благоприятных условий для изучения иностранных языков, выдвигаются повышенные требования ко всем видам речевой деятельности в равной степени. Необходимо подвести учащихся к уровню независимого или компетентного пользователя иностранным языком.

Философию учителя формируют базовые методические категории, такие как: цели, принципы, содержание, методы и средства обучения. В настоящее время учитываются особенности конкретного учебного заведения и разрешается осуществлять процесс обучения с использованием отечественных и зарубежных учебно-методических материалов и авторских разработок.

Что же понимать под уровнем владения иностранным языком, и существует ли реальная возможность его измерить?

На сегодняшний день, благодаря усилиям Евросовета, сложилась единая система оценки знаний в области иностранных языков в Европе, и хотя для России проблема национальных стандартов еще не решена окончательно, мы можем опираться на проекты Стадартов, а также на опыт и практику наших европейских коллег.

Сегодня во всех школах ведется целенаправленная подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ, а в некоторых – и международных экзаменов, которые в данном случае становятся не столько конечной целью обучения (получение сертификатов), сколько объективным показателем прогресса в языке.

Мы отнюдь не считаем результаты экзаменов единственно объективными и допустимыми формами контроля. Однако, если изменяется цель обучения, то неизбежно должны меняться и требования к обучению и контролю.

В процессе подготовки к экзаменам ученик приобретает и развивает ряд важных знаний, навыков и умений:

  • концентрировать внимание и выполнять задания в необходимом темпе и объеме, четко следуя инструкциям;
  • определять стратегию выполнения задания по всем видам речевой деятельности, что в немалой степени способствует успеху;
  • увеличивать словарный запас и расширять кругозор во многих областях знаний;
  • стремиться к самообразованию и самосовершенствованию;
  • использовать навыки, приобретенные при изучении английского языка, в других областях знаний, что, безусловно, поддерживает устойчивую мотивацию к учению.

Что дает учителям подготовка учеников к сдаче ЕГЭ и международных экзаменов?

  1. Рост профессионального уровня владения языком.
  2. Повышение методического мастерства до уровня международных стандартов.

В настоящей статье мы хотели бы поделиться своими мыслями о том, как можно организовать работу с учащимися по обучению их письменной речи, какие можно использовать упражнения, методики и приемы.

С учетом вышесказанного, а также принимая во внимание, что в программе школы не существует специальных курсов по обучению письменной речи, мы решили, что имеет смысл организовать работу так, чтобы к концу обучения подготовить учеников к сдаче ЕГЭ. Оговоримся еще раз, что экзамен – это не самоцель, а лишь вызов возможностям и способностям, приносящий эмоциональное удовлетворение, а также – это определенное подведение итогов.

Умение писать на английском языке приобретает все большее значение в силу ряда причин. В настоящее время появилась возможность путешествовать, работать в иностранных фирмах, участвовать в международных конференциях и программах обмена, общаться через Интернет.

Все это предполагает умение заполнять анкеты и декларации, вести деловую переписку, составлять резюме, писать эссе и доклады. Иными словами, необходимо уметь выражать мысли и идеи в письменной форме, владея основами композиции, зная стилевые особенности и следуя определенным правилам организации письменного текста.

В школе же, часто выполнение разного рода «механических» заданий превращается для учеников в рутину. И еще не приобщившись к процессу письменного самовыражения, дети теряют интерес к подобного рода деятельности. В результате, письменные умения учащихся значительно отстают от уровня обученности другим видам речевой деятельности. Для изменения подобной ситуации необходимо превратить процесс выполнения письменных заданий из рутины в творчество.

По словам Выготского, «письменная речевая деятельность есть целенаправленное и творческое совершение мысли в письменном слове, а письменная речь – способ формирования и формулирования мысли в письменных языковых знаках».

Целью обучения письменной речи является «формирование у учащихся письменной коммуникативной компетенции, которая включает владение письменными знаками, содержанием и формой письменного произведения речи».

Задачи, которые необходимо решить для достижения этой цели, включают «формирование у учащихся необходимых графических автоматизмов, речемыслительных навыков и умений формулировать мысль в соответствии с письменными стилями, расширение знаний и кругозора, формирование аутентичных представлений о предметном содержании, речевом стиле и графической форме письменного текста».

При обучении иностранному языку отрабатываются три основных вида письменной речевой деятельности:

  1. Контролируемое письмо (Controlled writing):
    1. написание букв;
    2. написание слов;
    3. составление предложений (или переписывание, копирование текстов).
  2. Направляемое письмо (Directed or Guided writing).
    Письменная работа выполняется в соответствии с определенным заданием.
  3. Свободное письмо (Free writing).

Хотелось бы привести несколько примеров заданий и упражнений, которые мы выполняем с учениками, работая над всеми тремя видами письма.

Controlled Writing (Контролируемое письмо).

  1. Игра в «Bingo!» на буквы, предлоги, формы глаголов.
  2. Составление слов из заданных букв.
  3. Расшифровка слов по заданному шифру.
  4. Расстановка слов предложения по порядку.
  5. Расположение кусков текста в соответствии с картинками (или наоборот).

В Упражнениях 2–5 результат обязательно следует записать в тетрадь.

Guided or Directed Writing (Направляемое письмо).

1. Projects.
Подготовка плакатов, таблиц, диаграмм.

Выполнение этих заданий формирует умение выбрать главное – то есть то, что необходимо проиллюстрировать таблицей или диаграммой. В дальнейшем этот навык очень пригодится для составления тезисов выступлений или написания планов сочинений.

Уже на начальном этапе обучения наряду с традиционными заданиями (диктанты, подстановочные упражнения, заполнение пропусков) необходимо предлагать ученикам упражнения, имеющие выход в реальную жизненную ситуацию. Это может быть заполнение анкет, личных карточек, оформление автобиографических сведений. Подобные задания вносят в процесс обучения письму элемент творчества.

2. Классификация объектов или предметов (Word-webs).

Эти задания способствуют развитию логического мышления, способности обобщения. Очень полезными данные упражнения могут быть на этапе отработки слов на заданную тему.

3. Управляемые поэтические упражнения.

Развитию творческого мышления на иностранном языке способствует создание небольших стихотворений по заданной схеме или изменение ранее выученных стихов с использованием активного вокабуляра. Примером управляемого поэтического упражнения может служить так называемое cinquian poem – стихотворение, состоящее из пяти строк, в каждой из которых сформулировано задание:

Line 1. State a subject in one word (a noun).

Line 2. Describe the subject in two words (Adverb + Adjective or two Adjectives).

Line 3. Describe an action about the subject in three verbs or 1sentence (3 words).

Line 4. Express an emotion about the subject in four words.

Line 5. Restate the subject in another single word.

Учащиеся начального уровня, пользуясь активным вокабуляром по темам «Внешность» и «Черты характера», могут создать следующие пятистрочные стихотворения в прозе:

Family.

Very friendly.
Have lunch together.
I like my relatives.
Happiness.

Baby.

Charming, cute.
Smiles, cries, sleeps.
He makes me happy.
Childhood.

Подобные стихотворные формы, являясь с точки зрения дискурсивной организации простыми перечислениями, не требуют знания сложных грамматических структур и поэтому вполне доступны для учащихся начального уровня. Они способствуют расширению словарного запаса, поскольку в процессе их создания приходится пользоваться словарем. Подобные работы могут быть собраны в антологию письменных произведений, что, безусловно, повысит уровень мотивации.

4. Упражнения, предлагаемые ученикам среднего уровня, служат своеобразным мостом между структурированными упражнениями начального этапа и творческими заданиями продвинутого уровня. Они подготавливают учащихся к написанию сочинений. На этом уровне можно использовать частичный перевод, реорганизацию простых предложений в сложные с использованием различных связующих элементов, реконструкцию предложений по ключевым словам. Так, например, можно предложить объединить несколько простых предложений в одно сложное с использованием различных связующих элементов.

Например, следующие фразы:

  • The boy is short.
  • The boy has fair hair.
  • The boy is standing by the gates.
  • The boy looks curious.

Можно преобразовать в следующее предложениеThe short fair-haired boy standing by the gates looks curious.

Предложения для подобных заданий могут быть взяты из оригинальной литературы. Сравнение вариантов, предложенных учащимися, с оригиналом сделает работу более целенаправленной, интересной и полезной.

5. На этом этапе можно предлагать учащимся задания по трансформации текста.

Письма могут быть трансформированы в телеграммы, текст – в таблицу, последовательность картин или диаграмма – в текст. Подобные упражнения помогают анализировать и синтезировать полученную информацию, отделяя главное содержание от второстепенных деталей.

6. Для развития логического мышления учащихся полезными могут быть так называемые strip stories. Небольшой текст разрезается на отдельные предложения, которые студенты должны соединить в логической последовательности.

Free Writing (Свободное письмо).

Начиная работать над этим видом письма, следует сразу объяснить учащимся, что такое стили письменных работ, и писать даже самые короткие тексты в определенных форматах.

1. Можно составлять рассказ по картинке в формате газетной статьи, журнальной статьи, повести, пьесы.

2. Письма (официальные, полуофициальные, неофициальные).

На этом же этапе можно обучать учащихся писать письма и поздравительные открытки, начиная с подстановочных упражнений и создания параллельных текстов.

Одним из способов обучения письменной речи могут быть всевозможные журналы-диалоги, позволяющие учащимся письменно общаться друг с другом, обсуждая интересующие их темы. Преимущество таких журналов перед другими видами письменных работ очевидно. Они дают ученикам возможность писать для настоящей аудитории. Кроме того, в журналах студенты пишут не для оценки, что позволяет им свободнее выражать собственные мысли, не ограничиваясь употреблением знакомых структур.

3. Сочинения.

Познакомившись со многими требованиями к сочинениям и рядом методических установок, мы решили, что готовить детей к этой сложной работе надо начинать буквально с первых шагов изучения языка. На первом этапе ребенок должен понять, что существуют правила написания сочинений.

Сочинение должно иметь начало, середину и завершающую часть. Любая работа должна иметь идею, которую необходимо представить, логически развить и завершить.

Сочинение должно начинаться с плана. Подобно повару, который печет торт по определенному рецепту, тот, кто пишет сочинение, должен следовать законам логики и эстетическим требованиям. План должен включать основные компоненты работы.

Составить план не так трудно, если знать, что вы хотите сказать, и уточнить содержание вопросами к предмету сочинения. Эти вопросы должны включать следующие слова: How, Why, What, Where, When, Who. Формулировки вопросов с этими словами и составят план сочинения.

Ответы на данные вопросы плана (по одному абзацу на вопрос) и составят стройное изложение темы сочинения. Идеи повествования и сами предложения, выражающие идеи, должны представлять собой стройную последовательность, т.е. необходимо знать и уметь использовать связующие слова (linking words: and, but, then, usually, moreover) и фразы (linking phrases: at first, later on, just then, at the finish, in addition).

Написав сочинение, необходимо его проверить и соответственно оформить.

Необходимо помнить, что обучение письменной речи должно сочетаться с другими видами речевой деятельности – аудированием (диктанты, изложения, заполнение пропусков и таблиц), чтением (послетекстовые упражнения, ответы на вопросы, завершение рассказа, добавление деталей), говорением (интервью с последующим письменным изложением информации, парное или групповое обсуждение с записью аргументов обеих сторон).

Эффективному сочетанию всех видов речевой деятельности способствует использование на уроках фрагментов видеофильмов. Последующие письменные задания могут варьироваться от составления отдельных реплик и озвучивания сцен до написания сценариев и даже критических статей.

Чтобы достичь уровня коммуникативной компетенции в письменной речи, учащиеся должны научиться писать, используя любой из предложенных стилей.

Если воспользоваться терминами заданий Кембриджских экзаменов, учащиеся должны уметь писать Personal Discursive, Descriptive and Narrative Compositions and Letters of the personal and informal type.

Огромное значение (как и в любой другой области знаний) должно отводиться тренировочным упражнениям. Чем больше практики, тем лучше навык. Грубо говоря, писатель – это «профессионал по использованию слов». Прежде чем писать, учащийся должен быть вдохновлен на обдумывание того, что можно написать по данному поводу.

Составление плана сочинения и мобилизует этот мысленный процесс. «Умственная дисциплина» и способность составлять планы помогают учащимся выработать разумное отношение не только к конкретной работе, но и к повседневным жизненным ситуациям, что немаловажно, поскольку в конечном итоге наша задача не сводится только к развитию определенных навыков у детей, а мы должны подготовить их к жизни.

Таким образом, умение писать сочинения это не только искусство, но и наука, а тренировка по написанию сочинений – это развитие не только созидательных способностей (creative abilities), но и научного мировоззрения. Итак, написание сочинений – это искусство и технология. Обучить искусство конечно же очень сложно, но обучить определенным техническим приемам можно и необходимо.

Отметим в заключение, что умение писать на иностранном языке повышает уровень коммуникативной компетенции учащихся, дает им возможность участвовать в программах обмена и международных конференциях, сдавать экзамены международного образца.

Литература:

  1. Обучение письму на иностранном языке: назревшая необходимость. В.В. Бондарева. ELT, Dinternal, 1999.
  2. Обучение письму. Е.Н. Соловова. ELT, Dinternal, 2000.
  3. Composition. The Art and the Technique. M. O’Sullivan, 1988.
  4. Grammar Games. M. Rinvolucri. CUP, 1999.
  5. Spotlight 2–11. V. Evans, J. Dooley. Просвещение, Express Publishing, 2009.