Цель: обобщение и систематизация знаний и умений учащихся по теме “Взаимодействие тел. Сила”.
Задачи:
Образовательные: активизировать
познавательную деятельность учащихся.
Тип урока: урок систематизации и обобщения материала.
Методы урока: постановка учебной проблемы, частично-поисковый, словесно-наглядный.
Форма организации занятия: беседа, демонстрационный эксперимент, разгадывание кроссвордов, решение задач, тестирование, работа в парах, индивидуальная работа.
Оборудование урока: динамометры, тележка, брусок, грузы, цилиндр, штатив; электронные ресурсы – кроссворды, презентация «Тестирование по теме “Взаимодействие тел. Сила”», электронная поддержка урока; компьютеры.
План урока.
- Организационный этап – 2 мин.
- Проверка домашнего задания – 8 мин.
- Актуализация знаний по теме – 10 мин.
- Физминутка – 2 мин.
- Решение задач / тестирование – 10 мин.
- Тестирование / решение задач – 10 мин.
- Домашнее задание – 1 мин.
- Подведение итогов урока. Выставление оценок. – 2 мин.
Ход урока
I. Организационный момент
Психологически подготовить учащихся к работе на уроке.
Эпиграф:
Ключом ко всякой науке является вопросительный знак.
О. де Бальзак
Учитель. Нашим первым вопросительным знаком будет тема урока, которая зашифрована в виде ребуса. Для знакомства с темой урока и для постановки целей урока давайте отгадаем ребусы:
Ученики отгадывают ребусы.
Учитель. Итак, тема нашего сегодняшнего урока «Обобщение и систематизация знаний по теме “…”».
Ученики. Взаимодействие тел. Сила.
Учитель. Молодцы. Сегодня на уроке мы с вами будем повторять и закреплять материал по теме “Взаимодействие тел. Сила”. Кроме того, мы должны учиться работать в парах, уметь слушать и говорить правильно, уважать друг друга, быть внимательными. Пожелаем друг другу удачи и начнем урок. На протяжении всего урока вам понадобиться оценочный листок. Приложение 1.
II. Проверка домашнего задания
Учитель. У кого возникли вопросы и какие при подготовке домашнего задания §15 упражнение 8.
Учащиеся задают вопросы.
Учитель. Вторая часть домашнего задания предлагалась по желанию. Кто хочет выступить? Вам слово!
Мини проекты
- Написать сочинение в прозе или в стихах на тему: “Если вдруг исчезнет трение, что будем кричать "Ура" или "Караул".
- Проект: Трение в литературных произведениях.
- Проект: Трение и спорт.
- Проект: Трение в технике.
- Проект: Трение в природе.
- Объясните поговорки:
Что кругло – легко катится.
Ловкий человек и на дынной корке не
поскользнётся.
Нет такого человека, который хоть бы раз не
поскользнулся на льду.
Колодезная верёвка сруб перетирает.
III. Актуализация знаний по теме
1. Разгадай кроссворд.
Учитель. Займите места возле компьютеров парами. Выберите кроссворд согласно номеру компьютера: нечетные номера – кроссворд по теме "Понятие силы", четные – кроссворд "Сила и ее проявление". Приложение 2.
2. Реши задачку опытным путем:
Учитель. Три ученика, быстро справившиеся с предыдущим заданием выполняют экспериментальные задания. Приложение 3.
IV. Физкультминутка
V–VI. Решение задач – Тестирование
1 группа | 2 группа |
Решение задач 1. На столик динамометра поставлена гиря 1 кг. К гире привязана нить, за которую тянут вертикально вверх с силой 3 Н. Какую силу покажет динамометр? Изобразите силы, действующие на гирю, на рисунке. Каково направление равнодействующей сил? 2*. Каков вес бидона цилиндрической формы высотой 50 см и сечением 6 дм2, наполненного молоком, если масса пустого бидона 5,1 кг. Плотность молока 1030 кг/м3. |
Тестирование |
Тестирование | Решение задач 3. Электровоз, двигаясь равномерно, тянет железнодорожный состав, развивая силу тяги 150 кН. Чему равна сила сопротивления (трения)? Изобразите силы, действующие на электровоз, на рисунке. 4*. Рассчитайте равнодействующую двух сил F1=5 и H F2=8H, если они а) направлены вдоль одной прямой в противоположные стороны; б) направлены вдоль одной прямой в одном направлении. |
Тест – Приложение 4.
VII. Домашнее задание
Повторить §§ 6-15, задачи:
1 группа | 2 группа |
1. Груз массой 10 кг поднимают
вертикально при помощи веревки, к которой
приложена сила 150Н. Сделайте рисунок, изобразив
на нем силы, действующие на груз. Определите
направление и модуль равнодействующей сил? 2. Вес ведра, наполненного медом, 150 Н. Определите плотность меда, если масса ведра 1 кг. Ведро имеет цилиндрическую форму высотой 40 см и сечением 2,5 дм2. |
3. Трактор при вспашке земли, двигаясь
равномерно, развил силу тяги 15 кН. Чему равна сила
сопротивления почвы? Изобразите силы,
действующие на трактор, на рисунке. 4. Рассчитайте равнодействующую двух сил F1=9 и H F2=6H, если они а) направлены вдоль одной прямой в
противоположные стороны; |
VIII. Подведение итогов урока. Выставление оценок
Учитель. Заполните оценочные листы, выполните последние вычисления и сдайте мне.
Продолжите предложения:
- Теперь я знаю, что ......
- Своему другу я могу рассказать о......
- Наиболее трудным для меня было.....
- Мне еще не совсем понятно ........
- Больше всего мне запомнилось …..
Выберите свое настроение:
biggrin |
cool |
cry |
dry |
happy |
sad |
smile |
surprised |
tongue |
wacko |
wink |
? |
Учитель. Ребята! Мы сегодня здорово потрудились: закончили изучение темы “Взаимодействие тел. Сила”. Впереди нас ожидает контрольная работа, поэтому убедительно рекомендую повторить пройденный материал. А еще впереди нас ожидают новые темы для изучения не менее интересные и увлекательные. Хочется закончить урок словами Ф.И. Тютчева:
Блажен, кто явственно узрел
Хотя бы скорлупу природы.
Не то, что мните вы, природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Спасибо всем за работу!
Примечание: удобно на уроке использовать электронную поддержку урока. Приложение 6.