Среди глобальных проблем человечества, наиболее остро заявляющих о себе в новом, XXI веке, особое место занимает психическое и физическое здоровье детей [1;3].
Обеспечение эмоционального благополучия ребенка в дошкольном учреждении – очень сложная и ответственная задача. Именно в детском саду для ребенка расширяется сфера его деятельности, растет круг значимых и менее значимых людей (взрослых и детей), осваиваются новые социальные отношения. Одним словом, детский сад является необходимой и важной ступенькой, ведущей ребенка в сложный, меняющийся и противоречивый социальный мир. Насколько конструктивным будет вхождение в социум, в большей степени зависит от эмоционального самочувствия ребенка в детском саду [1;54].
Одним из важнейших условий эмоционального благополучия ребенка в детском саду является его успешная адаптация к ДОУ.
МДОУ «Детский сад № 4»–это дошкольное учреждение присмотра и оздоровления с приоритетным осуществлением санитарно–гигиенических, профилактических и оздоровительных мероприятий и процедур с квалифицированным лечением детей, инфицированных микробактериями туберкулеза.
В детский сад для оздоровления поступают дети разного возраста в течение всего года из многих детских садов. Необходимо также отметить то, что если организация адаптационного периода у детей раннего возраста достаточно хорошо освещена в педагогической литературе, то адаптация детей раннего и дошкольного возраста при переходе из одного дошкольного учреждения в другое практически не затрагивается.
Как следствие, возникла необходимость организации работы по адаптации вновь прибывающих детей в ДОУ. не только в группе раннего возраста, но и в других возрастных группах.
Адаптация (приспособление) – процесс активного взаимодействия организма со средой. И животные и человек приспосабливаются к той или иной среде обитания: рыбы–к воде, птицы – к воздуху. Человек к существованию в определенных климатогеографических условиях. Это биологическая адаптация. Но, в отличие от животных, человек должен обладать способностью приспосабливаться и к социальным условиям, поскольку любая социальная среда требует от него адекватных форм поведения (работа, отдых, семья и т. д.), т. е., помимо биологической, человек способен к социальной адаптации (Д. В. Эльконин). Свойство приспособления создает условия для наиболее оптимального существования организма. Так называемая физиологическая адаптация — это реакция, наиболее полно отвечающая потребностям данной ситуации. Если же возникает необходимость какого-то изменения или перестройки форм реагирования, то заинтересованные системы начинают работать более интенсивно, так как всякая перестройка реакций требует усиления функции. При этом возникает состояние, обозначаемое как напряженная адаптация.
Период привыкания ребенка к новым социальным условиям делится на три этапа.
- Острый период,или период дезадаптации,когда имеется более или менее выраженное рассогласование между привычными поведенческими стереотипами и требованиями новой микросоциальной среды. В это время наиболее выражены изменения во взаимоотношениях со взрослыми и сверстниками, в речевой активности, игре, имеются изменения в деятельности нервной системы.
- Подострый период,или адаптация,когда ребенок активно осваивает новую среду, вырабатывая соответствующие ей формы поведения. В это время постепенно уменьшаются изменения в деятельности разных систем. Это происходит не синхронно. Прежде всего нормализуется аппетит (в течение 10–15 дней), но продолжительны нарушения сна и эмоционального состояния, медленнее развиваются игра и речевая активность (40–60 дней).
- Период компенсации или адаптированностик данным социальным условиям, когда нормализуются все регистрируемые показатели.
Характер и особенности течения первых двух периодов позволили классифицировать адаптацию по степени тяжести: легкая, средней тяжестии тяжелая.При этом для детей раннего и дошкольного возраста основными параметрами установления тяжести течения адаптационного периода являются сроки нормализации поведения, частота и длительность острых заболеваний, проявление невротических реакций.
При легкой адаптации поведение детей раннего возраста нормализуется в течение месяца, у дошкольников – за 10–15 дней. Отмечается незначительное снижение аппетита: в течение 10 дней объем съедаемой ребенком пищи достигает возрастной нормы, сон налаживается в течение 20-30 дней (иногда и раньше). Взаимоотношения с взрослыми почти не нарушаются, двигательная активность не снижается, функциональные изменения едва выражены и нормализуются в течение 2–4 недель. В период легкой адаптации заболеваний не возникает. Легко адаптируются дети моложе 8–9 месяцев или старше полутора лет с благополучным анамнезом, хорошим состоянием здоровья и положенным по возрасту уровнем социализации.
При адаптации средней тяжестивсе нарушения в поведении ребенка выражены более ярко и являются длительными. Нарушения сна и аппетита нормализуются не раньше, чем через 20–40 дней. Период угнетения ориентировочной активности длится в среднем 20 дней, речевая активность восстанавливается на 30–40 день, эмоциональное состояние неустойчиво в течение месяца, отмечается значительное снижение двигательной активности на протяжении 30-35 дней. В это время взаимоотношения со взрослыми не нарушаются. Все функциональные изменения выражены отчетливо, особенно в дни, предшествующие заболеванию, которое при этой форме адаптации возникает в виде острой респираторной инфекции, протекающей без осложнений. Такое течение адаптации бывает у детей, поставленных в условия изменившейся социальной среды: от 9 месяцев до полутора лет либо у детей дошкольного возраста, имеющих отклонения в состоянии здоровья или педагогически запущенных.
Тяжелая адаптацияхарактеризуется значительной длительностью (от 2 до 6 и больше месяцев) и тяжестью ее проявлений. Число таких детей относительно невелико (8–9%), и они требуют особого внимания. Эта форма адаптации может протекать в двух вариантах, каждый из которых имеет свои признаки.
При первом, вариантеребенок начинает повторно болеть, что неблагоприятно отражается на состоянии реактивности его организма, общем соматическом статусе, показателях физического и нервно-психического развития. Этот вид тяжелой адаптации чаще встречается у детей 1,5–2 лет жизни, имеющих в анамнезе отклонения в здоровье вследствие токсикоза беременности у матери, осложнений в родах, заболевания периода новорожденности и т. д.
Второй варианттяжелой адаптации характеризуется длительностью и тяжестью проявлений неадекватного поведения, граничащего с невротическими состояниями. Наблюдается длительное снижение аппетита (его восстановление начинается не раньше чем на третьей неделе, иногда и позже). В некоторых случаях при приеме пищи проявляется стойкая анорексия или даже невротическая рвота. Длительно (в течение 30-40 дней) нарушается сон (чуткий, укороченный). Ребенок медленно засыпает, пробуждаясь, плачет. Снижена ориентировочная активность.
Дети, как правило, упорно избегают контактов со сверстниками, проявляют к ним агрессию или стремятся к уединению. Отношение к взрослым избирательно. Эмоциональное состояние длительно нарушено. Это выражается либо в плаче во время бодрствования, либо плач и хныканье сменяются пассивностью, безразличием. Резко снижается двигательная и речевая активность, игровая деятельность становится примитивной. Ребенок капризничает, требует повышенного внимания со стороны взрослого, вскрикивает во сне, путается чужих людей. Положительная динамика показателей поведения нарастает медленно. Улучшение такого состояния неустойчиво, возможны рецидивы плача и пассивности.
При тяжелой адаптации темп нервно-психического развития ребенка замедляется. Развитие речи и игровая деятельность по сравнению с возрастной нормой отстают на 1–2 квартала.
Тяжелая адаптация, проявляющаяся у ребенка нарушением поведения, чаще наблюдается у детей от 3 лет, т. е. в тот период, когда наиболее активно осуществляется формирование личностных качеств; психика характеризуется бурным развитием и становится особенно ранимой и чувствительной к отягощающим развитие обстоятельствам. В анамнезе таких детей регистрируются неблагоприятные факторы: биологические–патология беременности и родов у матери, приводящая к гипоксии мозга плода и новорожденного, и социальные–нарушение возрастных режимов сна, приводящее к медленному засыпанию, отсутствию дневного сна и укорочению ночного, нарушение методики кормления, вследствие чего происходит срыгивание и рвота после приема пищи, неправильная организация бодрствования и др.
Тяжелая адаптация в силу обусловливающих ее причин неблагоприятно сказывается на развитии ребенка и состоянии его здоровья, которые нормализуются в дальнейшем очень медленно, иногда в течение ряда лет.
Легкое привыкание ребенка к новым социальным условиям во многом зависит от его эмоционального состояния. Па этой основе формируется более высокий уровень его познавательной активности в новых условиях [2;12].
Работа по индивидуальному сопровождению детей в процессе адаптации детей к ДОУ в нашем детском саду ведется по двум направлениям:
- взаимодействие с родителями как условие успешной адаптации (разработана анкета для родителей, создан банк информации по проблеме адаптации, памятки);
- организация адаптационного периода (разработан индивидуальный лист адаптации на основе критериев адаптации детей к детскому саду, карта индивидуального сопровождения ребенка).
Нами были разработаны следующие учебно – методические материалы:
- картотека бесед и игр, направленных на освоение ребенком окружающей среды и знакомство с персоналом детского сада и сверстниками;
- картотека игр, направленных на знакомство детей друг с другом и воспитателем, создание положительных эмоций;
- картотека игр и упражнений, направленных на формирование доброжелательного отношения у дошкольников;
- картотека игр и упражнений, снимающих психоэмоциональное напряжение.
В МДОУ «Детский сад № 4» поступают дети разного возраста, с разным социальным опытом, поэтому в материалах нет прямых указаний на возраст. Те или иные задания подбираются педагогами самостоятельно в соответствии не только с возрастом ребенка, но и особенностями его развития.
Данная система работы апробирована в течение 2006-2007, 2007-2008, 2008-2009 учебных годов и необходимо отметить, что в этот период у всех вновь поступивших детей дошкольного возраста была легкая степень адаптации.
Список использованной литературы:
- Смирнова Е.О., Холмогорова В.М. Межличностные отношения дошкольников: Диагностика, проблемы, коррекция. – М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2003.
- Кирюхина Н.В. Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ: практ.пособие/ м.: Айрис-пресс, 2006.