Обобщающий урок литературного чтения в 3-м классе по теме "Постигаем секреты сравнения"

Разделы: Начальная школа


Цели:

  • систематизировать знания обучающихся о различных видах сказочных сюжетов (самые древние, просто древние, менее древние сказки, а также бродячие сказочные истории);
  • продолжить работу над формированием умений и навыков осознанного и выразительного чтения;
  • развивать устную речь детей.

Материалы к уроку: учебник “Литературное чтение” (1 ч.), тетрадь для самостоятельной работы по литературному чтению; карточки с отрывками из сказок; презентация, выполненная в Microsoft Office Power Point.

Приложение 1. Слайд 1.

1. Организационный момент.

Уж прозвенел звонок.
Поговорить о сказке
Все в класс приглашены.

– Ребята, что напомнили вам строки, которыми я начала сегодняшний урок? (Японские стихи хокку.)

Япония находится очень далеко от нас, но и сказки, которые мы читали и будем читать, также собраны со всего земного шара. Итак, я предлагаю вам сегодня: Слайд 2.

  • вспомнить (все самое главное)
  • применить (свои знания)
  • проявить (себя с самой лучшей стороны)

2. Классификация сказок.

  • Составление кластера (работа в группах).

– Вспомните и обсудите, на какие группы делятся сказки по способу их создания и по содержанию. Результаты оформите в виде кластера.

– Давайте проверим (выслушиваются ответы, сверяются с таблицей на экране) Слайд 3.

  • Признаки древних сказок.

Самые древние (задание для первой группы обучающихся) сказки объясняли все самое важное: почему у животных именно такая внешность, почему они именно так себя ведут, как и откуда все в мире происходит; кроме того, по построению – это сказка-цепочка.

Просто древние (задание для второй пары обучающихся) сказки учат ценить не столько силу, сколько ум и хитрость.

Менее древние (задание для третьей пары обучающихся) сказки учат человека быть добрым и справедливым.

Проверка – Слайд 4.

  • Бродячие сказки (фронтально).

Бродячие сказки рассказывают похожие в разных уголках земного шара истории.

Примеры бродячих сказочных историй: “Два жадных медвежонка”, “Как барсук и куница судились”, “О собаке, кошке и обезьяне” – о жадности; “Черепаха, кролик и удав-маха”, “Хитрый шакал”, “По заслугам и расчет” – добро побеждает зло.

  • Расположить сказку на ленте времени. Слайды 5, 6..

3. Физкультминутка.

(Упражнение на релаксацию и внимание.)

– Если я буду называть глаголы, действия которых можно делать на уроке – вы приседайте, если нельзяраспрямитесь и сделайте хлопок над головой.

Читать, писать, прыгать, рисовать, хохотать, думать, драться, ругаться, узнавать, запоминать, кричать, отвечать, шуметь, заучивать, убеждать, помогать, выяснять, бегать.

4. Конкурс на лучшего чтеца сказок.

Ученики по очереди читают отрывки из сказок (из учебника и тетради), класс оценивает, поднимая карточку с цифрой – “5”, “4”, “3”.

– Не забывайте, ребята, о том, что когда вы читаете шепотом или “про себя” – вы читаете для себя. А когда вслух – для окружающих, это значит, им должно быть интересно вас слушать. Помните также и о том, что оценивать друг друга нужно объективно, то есть справедливо.

5. Физкультминутка для глаз. Слайды 7, 8.

6. Повторение сказок.

  • В каждой строке назови лишнего сказочного героя. Слайд 9.
  • Определи возраст сказки по ее названию. Слайд 10.
    (При необходимости в случае затруднения можно воспользовать гиперссылкой и вернуться к Слайду 4.)
  • Вспомни название сказки по ее отрывку. Слайд 11.
    “…А солнце уже высоко ходит, жарко припекает, снег тает, ручьями бежит с гор. Затосковал заяц, еще громче заплакал. Услышал зайца хозяин леса…” – “Снег и заяц”
    “…Видит, сидит недалеко какое-то чучело: ростом больше вороны, на шести высоких тонких ногах, крылья прозрачные, нос длинный, как вязальная спица…” – “Ласточка и комар”
    “…Сел медведь на лед, опустил в полынью свой коротенький хвост и стал ждать. Но когда захотел он подняться, чтоб посмотреть, много ли рыбы попалось, то почувствовал, что кто-то его крепко держит…” – “Вихио”
    “…На берегу большой реки жили в ветхом шалаше старик да старуха. Бедно жили они: каждый день старик отправлялся на реку рыбу ловить, старуха эту рыбу варила или на углях пекла, тем только они сыты и были. Не поймает старик ничего, так и вовсе голодают…” – “Золотая рыба”
    “…Жил на Алтае старый большой медведь. Его любимая еда – кедровый орех. Брал он орехи только с одного кедра. Толстый кедр, в шесть обхватов. Это дерево старый большой медведь от зверей и людей заботливо охранял. Хорошо жилось медведю подле него. Но вот однажды пришел медведь, а у толстого кедра орехов нет…” – “Нарядный бурундук”
    “…В давние времена жила в одной деревне вдова, у которой было две дочери. Дочерей звали просто – Большая и Маленькая. Сестры Большая и Маленькая были совсем разными. Большая была грубая и злая, да еще и жадная. А Маленькая ко всем относилась с добротою…” – “Жемчужинка и жаба”

7. Рефлексия.

– Ребята, как вы думаете, удалось ли вам достичь цели, которая стояла в начале урока? Оцените свою работу. Ответьте на вопросы (письменно, индивидуально):

– Самым интересным сегодня было…

– Самым трудным для меня было…

– Самым неожиданным для меня было…

Приложение 1