В современном музее важнейшим направлением деятельности является распространение знаний, то есть образование. Одной из форм музейного образования является музейный урок.
Свои мысли, настроение детям проще передать в рисунке, чем выразить словами. Восприятие же в музее происходит в контексте ассоциаций. Учитель, проводя урок вместе с музейными работниками, старается не только дать новую информацию, но научить думать, анализировать, сравнивать, выражать свое мнение. Так следует отметить высокую роль патриотического воспитания ребенка.
Идея современного образования – стремление к гуманному образованию, такое направление может быть реализовано при сотрудничестве музея и школы.
В этом учебном году педагогическим коллективом и администрацией нашей школы было налажено сотрудничество с домом-музеем А.П. Чехова.
Первая встреча с научным сотрудником музея Галиной Ивановной Колгановой произошла в октябре 2009 года в стенах нашей школы. Она была направлена на подготовку ребят к посещению музея, дав ему первоначальное представление об истории музея, его структуре, целых и задачах, которые он выполняет. Учащиеся 4–6-х классов услышали интересный рассказ о музеях Москвы и по окончанию встречи были приглашены в гости к А. П. Чехову в дом на Садово-Кудринской.
Накануне празднования 150-летия со дня рождения А.П. Чехова учащиеся 4-х классов вместе со своим педагогом посетили дом-музей А.П. Чехова. Экскурсия называлась “В гости к Чехову” и была построена следующим образом:
- Вначале ребята получили вопросы, касающиеся материала экскурсии, на которые они должны попытаться ответить по окончанию экскурсии. Такое задание, как правило, повышает внимание у ребят, и они лучше усваивают материал.
- С огромным интересом дети прослушали рассказ об истории и создании музея и его особенностях, необыкновенно добрым и увлеченным своим делом человеком – Колгановай Галиной Ивановной.
- Путешествие по первому залу музея раскрыло нам тайну: Как экспонаты могут говорить? Как через фотографии, портреты, рукописи, книги создается образ писателя?
Мемориальная экспозиция дает возможность детям окунуться в атмосферу куринского дома, стать не просто посетителями, а гостями большой чеховской семьи.
Описание урока.
Тема урока: “ А.П. Чехов. Рассказ “Мальчики”
Цель: сформировать представление о раннем периоде творчества Чехова на примере юмористического рассказа “Мальчики”.
Задачи:
- Познакомить с биографией А.П. Чехова.
- Способствовать формированию представления о юморе.
- Учить воспринимать художественное произведение на уровне главной мысли (идеи).
- Способствовать воспитанию “внимательного читателя”.
Место проведения: Дом-музей А.П. Чехова. Город Москва, Садово-Кудринская улица, дом 6.
Ход урока
Смех – продлевает жизнь….
I. Вступительное слово учителя.
Ребята! Сегодня наш урок пройдет в стенах замечательного человека Антона Павловича Чехова, в доме-музее. Вы окунетесь в атмосферу кудринского дома, станете не просто посетителями музея, а гостями!
Мы с вами знакомы с рассказами А.П. Чехова “Каштанка”, “Ванька”, “Белолобый”, “Детвора”, “Мальчики”. Мы знаем, что рассказы о детях занимают особое место в творчестве писателя. Правда, сам писатель эти рассказы не считал “детскими” в привычном понимании этого слова. А вот почему он так говорил, нам поможет в этом разобраться замечательный сотрудник музея Галина Ивановна Колганова.
II. Урок-беседа.
1. Рассказ экскурсовода об истоках происхождения сюжета:
- Детские впечатления писателя;
- Встреча Чехова со Шмелевым, когда последний, будучи ребенком, ловил с друзьями карасей в прудах Мещанского училища, где служил брат писателя.
2. Прослушивание ребятами аудио записи рассказа “Мальчики”. Перед прослушиванием получают задание:
- Дать сравнительный анализ образов: мальчиков и девочек, мальчиков, старшей девочки и ее младших сестер;
- Попытаться объяснить, какая роль при этом отводиться художественной детали.
- Чтение учащимися понравившихся отрывков из рассказа “Мальчики” наизусть.
3. Ознакомление ребят с первоначальным вариантом рассказа, финал которого отличается от того, который они знают. Выяснить, почему, по их мнению, Чехов сделал эти изменения, и какой вариант они считают наиболее интересным.
4. Викторина. Что означают некоторые слова из текста, довольно редко встречающиеся в обиходе в наши дни.
5. Домашнее задание. Написать сочинение на тему: “Мечтают ли сегодняшние десятилетние мальчики совершить побег в Америку? О каких путешествиях грезится им в наши дни?”
III. Заключительное слово учителя.
Сегодня мы с вами стали участниками необычного “музейного урока”. Мы перенеслись в мир жизни и творчества замечательного писателя Антона Павловича Чехова. Проведя музейный урок по рассказу Чехова “Мальчики”, мы окунулись в мир его юмористических рассказов, попытались прожить жизнью героев писателя. Невозможно стать культурным и образованным человеком без знания литературы.
IV. Вывод.
Музейный урок – новая форма, которая помогает воспитывать патриотизм, любовь к Родине, преданность своему народу, гордость за его прошлое и настоящее. Музейный урок помогает сделать учебный процесс живым и интересным, оставляет неизгладимое впечатление в сердцах детей.