В докладе на городском педагогическом совете руководитель Департамента образования города Москвы О.Н. Ларионова обратила внимание на то, задача педагогических коллективов, - активно внедряя новые воспитательные технологии и формы работы, создать в учреждении такие условия, чтобы во 2-ой половине дня каждый ребенок, и особенно трудный подросток, нашел для себя дело по душе и в ближайшее время решить проблемы школьной неуспешности в каждой общеобразовательной школе.
Возможность понять истинные причины и наметить пути решения проблем является принципиально важным моментом работы всего педагогического коллектива и психологической службы школы.
Своевременное выявление причин, приводящих к неуспешности, и соответствующая коррекционная работа позволяют уменьшить вероятность перерастания временных неудач в обучении в хроническую неуспеваемость. Это снижает возможность возникновения у ребенка нервно-психических расстройств, различных форм девиантного поведения, развивающихся на основе стрессовых состояний.
Непременным условием эффективной работы с неуспешными детьми является совместная работа со специалистами - это психологи, логопеды, социальные работники, взаимодействие администрации образовательного учреждения, педагогов, родителей. Результаты наблюдений, исследований, тестирований, бесед, диагностики позволяют получить индивидуальную характеристику всех интеллектуальных, личностных и нейродинамических особенностей учащихся, их творческого потенциала, что является особенно актуальным для решения проблемы неуспешности. В школе полного дня больше возможностей для реализации потенциала ребенка, для развития познавательных и других интересов через систему дополнительного образования, мотивации, профилактики неуспешности через интеграцию основного и дополнительного образования.
Более 5 лет мы работаем без второгодников. Динамика качества обучения положительна. У нас разработана система по предупреждению и преодолению неуспешности в обучении, по созданию условий успешности, сохранению здоровья обучающихся в рамках школы полного дня. Мы стараемся так организовать работу педагогического коллектива школы, чтобы обеспечить успешное усвоение базового уровня образования учащимися с пониженной мотивацией к обучению.
Пути преодоления неуспешности:
В урочное время:
- Планирование и проведение разнообразных по форме и виду деятельности уроков, в том числе применение активных методов и форм обучения, новых педагогических технологий (интерактивные формы, ролевые познавательные игры, технологии РКМЧП, ИНЛОККС, информационные и т.д).
- Дифференциация учебного материала и заданий
- Индивидуальный подход (индивидуальные траектории развития, индивидуальные домашние и творческие задания)
- Контроль работы учителя по ведению рабочих и контрольных тетрадей, их проверкой и системой работы над ошибками
- Организация малых педсоветов по проблемам неуспешности обучения учащихся группы риска
- Контроль объема домашнего задания с целью предупреждения утомляемости учащихся
Во внеурочное время:
- Меры по устранению отставаний в учебе (дополнительные занятия, индивидуальные консультации с педагогами, которые возможны в рамках школы полного дня)
- Воспитательная работа, направленная на развитие интереса у учащегося к обучению (классные часы, посвященные деятелям науки, культуры, людям разных профессий; беседы о значении образования в современном мире и т.д).
Тесная связь основного обучения с дополнительным образованием, успешность в дополнительном образовании (спорт, кружки) приводит к усилению мотивации в основном образовании. Структура нашего центра образования позволяет активно вовлекать учащихся в различные виды деятельности в рамках Центра дополнительного образования, который включает в себя занятия в объединениях дополнительного образования по восьми направленностям: научно-техническое, эколого-биологическое, туристско-краеведческое, военно-патриотическое, культурологическое, художественно-эстетическое, социально-педагогическое, спортивно-оздоровительное.
Вовлечение детей группы риска во внеклассные мероприятия по предметам (участие в предметных неделях, викторинах, конкурсах, выпуск тематических газет, презентаций, подготовка докладов и т.д.)
Работа классных руководителей и социально-педагогической службы:
- Тесный контакт и работа с родителями.
- Тематические выступления на родительских собраниях психологов и социальных педагогов. Индивидуальные и групповые консультации для родителей.
- Проведение дней открытых дверей для родителей.
- Систематический контроль посещаемости, еженедельное выставление текущих оценок в дневники классными руководителями.
- Мониторинг успеваемости в течение всего учебного времени, анализ на производственных совещаниях, корректировка планов.
- Оценка результатов обучения, своевременное выявление пробелов.
- Помощь психологов, социальных педагогов (диагностика, тренинги). Комплексное тестирование учащихся при переходе с одной ступени обучения на другую, профессиональное определение.
- Индивидуальные и групповые коррекционно-развивающие занятия с учащимися, испытывающими трудности в усвоении учебной программы.
- Работа логопедов в тесном контакте с учителями начальной школы. Логопедические занятия для детей с проблемами в устной и письменной речи.
- Заседания совета по профилактике с привлечением родителей, сотрудников КДН.
Используемая литература:
- Доклад на городском педагогическом совете руководителя Департамента образования города Москвы О.Н. Ларионовой.