“Задача, конечно, не слишком простая:
Играя, учить и учиться, играя.
Но если с учебой сложить развлеченье,
То праздником станет любое ученье!”
Игру подготовили:
- Прилуцких С.М., учитель математики Гимназии “Исток”.
- Бороздина С.Г., учитель математики Гимназии “Исток”.
- Лиманцева В.В., учитель математики МОУ СОШ № 13.
- Фотина Е.Б., учитель математики МОУ СОШ № 25.
- Начарова Т.В., учитель математики МОУ СОШ № 22.
- Ермилова С.Н., учитель математики, МОУ СОШ “Комплекс “Гармония”.
1. Введение
Миллионы людей проходили в игре школу жизни, познавали окружающий мир, учились человеческим отношениям. И это доказывает, что игра - прекрасное средство развития. Оно не только дает дополнительные знания, но и развивает целый спектр разнообразных способностей, является полигоном общественного и творческого самовыражения каждого. Интеллектуальные игры - источник не только знаний, но и радости, удовольствия от интеллектуальных побед, от своего умения быть находчивым, разгадывать трудное, узнавать новое. Причем в отличие от предметных олимпиад, научных конференций игра позволяет превратить серьезную интеллектуальную деятельность в яркое зрелище, в увлекательное состязание, в праздник.
Оборудование: компьютер или ноутбук, проектор, интерактивная доска или экран для демонстрации презентации, листы для ответов, таблички с названием команды на каждом столе, грамоты.
2. Правила игры
В игре участвуют команды из различных учебных заведений по 5-6 человек в каждой команде. Каждая команда выбирает капитана, “писаря” и “гонца”. Время для ответа строго ограничено (1-1,5 минуты). Если гонец не принес жюри ответ в положенное время, то баллы команде за это задание не засчитываются. Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов. Могут быть награждены также лучший капитан, лучший писарь, лучший гонец (по решению жюри). В состав жюри входит учителя из различных школ.
3. Содержание
Ведущий: “Бежит река времени, и уже почти прожит 2008 год… Неотвратимо и волнующе наступает новый, 2009 год. И вновь нас ждут волшебные мечты и непередаваемые ощущения ожидания необыкновенных чудес и сказочных событий.
1 часть
Однако есть одна особенность, которая выделяет русского Деда Мороза с самой выгодной стороны. Только у него есть внучка, и зовется она Снегурочка. Появилась Снегурочка в конце 19 века, благодаря А.Н. Островскому и его сказке "Снегурочка". Однако в одноименной сказке Снегурочка выступала в роли дочки Мороза. Снегурочка жила в лесу и выходила к людям, очарованная прекрасной музыкой, которую от них слышала. Позже известный меценат Савва Мамонтов, очарованный образом Снегурочки, поставил спектакль на сцене своего домашнего театра.
Конкурс капитанов
(В викторине можно засчитывать и наиболее близкий ответ, т.к. вопросы достаточно сложны, пусть капитаны просто погадают)
- В Новый год принято дарить не только подарки, но и открытки. Но мало кто знает, что впервые новогодняя открытка появилась в Лондоне. А вот в каком году - вам нужно угадать. Небольшая подсказка - между 1800 и 1850 годами. (1843)
- Как и везде, Новый год в Германии празднуется в декабре, но вот празднуется он не один день, как у нас, а гораздо дольше. Кто подскажет, с какого числа начинаются в этой стране новогодние праздники? (6 декабря)
- Никто не будет спорить, что новогодние часы бьют 12 раз, провозглашая тем самым наступление Нового года. Но есть одна страна, где ударов намного больше – это Япония. А сколько раз бьют японские ходики - вы должны угадать. Подсказка - от 100 до 150. (108)
- В каком году Петр I издал указ праздновать Новый год именно в зимние дни? (1700)
- Ежегодно приходят
- Какой год длится один день? (Новый год)
- Лежит брус на всю Русь,
Около бруса 12 ёлок,
На всякой ёлке 4 гнезда,
Во всяком гнезде по 7 яиц. (Год, месяцы, недели, сутки)
К нам гости:
Один седой,
Другой молодой,
Третий скачет,
А четвёртый плачет. (Времена года: зима, весна,
лето, осень)
2 часть
- мебель, ружьё
- соломка, пора, мель
- лиса, письмо, перелёт
- пуловер, пальто, полёт
- молоко, реле, лассо (белье, карамель, самолет,
вертолет, колесо)
Речное и степное в нём раздолье,
В нем клекоты орла и волчий рык,
Напев и звон, и ладан богомолья.
- Ь 963 – 741=
- Т 242 : 22 =
- Л 789 – 456 =
- М 11 х 11 =
- А 55 х 11 =
- Н 144 : 12 =
- О 369 – 258 =
- Б 123 + 987 = (Бальмонт)
- Назовите, кто у наших предков-язычников считался главным богом, покровителем князя и его дружины. Этот бог изображался скачущим на коне и пускающим стрелы. (Перун)
- У народов какой страны арабы позаимствовали современные цифры 1, 2, 3, …, 9, 0? (Индия)
- В какой стране была составлена таблица умножения: в Индии, Греции или Египте? (Греции).
3 часть
1. Расставьте вдоль стен четырехугольной комнаты 10 стульев так, чтобы у каждой стены было поровну стульев.
(Ответ:)
2. Какого цвета винесогк? (Снеговик, белого цвета)
3. Прочитайте строки известной песни, вставив гласные буквы.
В лс рдлсь лчк
в лс н рсл
змй лтм стрйн
злн бл… (В лесу родилась елочка, в лесу она росла,
зимой и летом стройная, зеленая была)
4. Посмотрите на выражение: 15+9=12 . С точки зрения математики это полный абсурд. Но все же, подумайте и попытайтесь сообразить, догадаться, в какой ситуации оно будет верно. (Это возможно на “языке часов”)
Раньше на Руси Новый год праздновали не 1 января. С 1492 до 1700 года традиционным блюдом новогоднего праздничного стола были яблоки. Как вы думаете, почему? (Новый год праздновали 1 сентября)
В Японии в новогоднюю ночь звонят в колокола, всего 108 раз. Каждый удар колокола означает один из шести пороков: глупость, легкомыслие, злость, жадность, нерешительность и зависть. Однако, как считают японцы, у каждого порока существует 18 различных оттенков, в результате получается 108 ударов колокола.
5. Расставьте знаки действий и скобки так, чтобы результат был равен 108.
3 10 6 3 = 108 (3*10+6)3=108
6. Выберите в каждой строчке лишнее слово:
Темный, светлый, красный, яркий, тусклый
Руки, ноги, нос, уши, глаза
Пурга, мороз, вьюга, буран, метель
Как вы думаете, к какому персонажу относятся эти слова? (Мороз- Красный нос)
7. Используя все цифры (0, 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9), запишите возможно меньшее число (1023456789)
- Впишите пропущенные буквы и прочитайте слово из восьми букв. (Праздник)
- Из каждой строчки выберите лишь те буквы, которые не повторяются, и составьте из них пожелание.
А О Б О О У А Д А
И П Ь Р Т П Е И Р
Э П В Ф Э С Ф П Е
В Ю Л Г В Д Л А Ю
Ж З С У У Ч Ж А З
О А С А О Т А Л О
Г Ц И Д В Г Ц Ы Д ( Будьте всегда счастливы).
4 часть
1. Смелый вождь свободного волчьего племени в сказке Р. Киплинга “Маугли”? (Акела)
2. Страна, на территории которой, по слухам, находится резиденция Снежной королевы? (Лапландия)
3. Речь одного лица, обращенная к слушателям или самому себе? (Монолог)
4. Съедобный герой русской сказки? (Колобок)
5. Самый “правдивый” человек на свете? (барон Мюнхаузен)
6. Какие слова получатся, если прочесть следующие слова от конца к началу, учитывая звуки, а не буквы: лог, гол, люк, лед, пара? (Кол, лог, куль, толь, арап)
7. Как можно превратить слово мел в мелкое место, угол в топливо, шест в число? (Дописать мягкий знак)
8. В каких словах по сто согласных? (Стол, стог, стон)
9. В каком слове сорок гласных? (Сорока)
10. Народное собрание в древней и средневековой Руси? (Вече)
11. Наемные рабочие, передвигавшие речные суда вручную с помощью бечевы и весел? (Бурлаки)
12. Похищенная Зевсом девушка, именем которой названа часть света? (Европа)
13. Другое название Древней Греции? (Эллада)
14. Священная гора, место пребывания богов во главе с Зевсом? (Олимп)
15. Место, занимаемое цифрой в записи числа? (Разряд)
16. Единица массы драгоценных камней? (Карат)