Цели урока:
- упражнять детей в понимании смысла отношений “меньше на” и “больше на”;
- познакомить с правилом сравнения чисел с помощью вычитания и научить его использовать;
- воспитывать чувство коллективизма, любви к литературе, математике.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Учитель. Ребята, давайте повернёмся друг к другу и поприветствуем соседа по парте доброй улыбкой и мысленно пожелаем успехов на уроке. Сядьте ровненько, настройтесь на работу. А поможет вам в этом игра “Скорая помощь” (коррекционно - развивающее упражнение, которое способствует снятию эмоционального напряжения; улучшает работоспособность, развивает межполушарные связи, внимание, мышление). Инструкция. Верхняя буква каждой строчки проговаривается вслух. Нижняя буква обозначает движение руками: л – левая рука поднимается в левую сторону, п – правая рука поднимается в правую сторону, в – обе руки поднимаются вверх. Упражнение выполняется в следующей последовательности: от первой буквы - к последней, а затем от последней буквы - к первой.(плакат на доске)
II. Постановка цели урока.
Учитель. Урок у нас сегодня необычный – математика в сказке. К нам в гости пришёл замечательный детский поэт и писатель (показывает портрет). Кто это и что вы можете о нём рассказать?
Дети. Это создатель весёлых сказок в стихах, стихов, загадок и потешек – Корней Иванович Чуковский. Он родился в Петербурге в 1882 году. У Корнея Ивановича было четверо детей, и общение с ними и их друзьями он считал лучшим отдыхом. Весёлый, добрый человек, к себе он относился строго. Не пил вина, не курил, вставал в 5 утра, ложился спать в 9 часов вечера, выполнял точно в срок обещания, отвечал на все письма, никогда не хвалил то, что не нравилось. Учёный, доктор филологических наук, он неустанно боролся за чистоту русского языка, т.к. заметил, что в газетах и журналах стало появляться слишком много иностранных слов, молодёжного жаргона.
Учитель. Корней Чуковский принёс с собой сказку. А вот какую, вы попробуете отгадать сами. Посмотрите на плакат. Кто же увидел подсказку? Для тех, кто не догадался - загадка: “ Кто над нами вверх ногами?”. Какая же сказка пришла к нам в гости?
Дети. “Муха – Цокотуха”.
III. Повторение сформированных умений и навыков, являющихся опорой.
Учитель. Итак, сказка начинается...
Муха, Муха – Цокотуха,
Позолоченное брюхо,
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
- А какую денежку она нашла, вы узнаете, когда посчитаете длинный пример. Ответ мне нужно сказать на ушко. На доске запись.
- А теперь посмотрите на меня и “напишите” цифру ответа носом и подбородком. Делайте это с максимальным поворотом головы. Цифра должна получиться высокой и широкой (упражнение для снятия усталости). Правильно, я увидела, что вы написали цифру 1. А что можно купить в школьной столовой на один рубль? А вот
Муха пошла на базар
И купила самовар.
- Вот такой самовар приобрела Муха – Цокотуха (обращает внимание детей на магнитную доску с изображением самовара).
- Какие числа сравнивались?
- Назовите наименьшее число (наибольшее).
- Что вам помогало при ответе? (Направление стрелки и её цвет).
- Какие ещё числа можно сравнить?
- Самовар “вскипел”, угощение готово (выставляется наборное полотно с 6-ю стаканами). Сколько стаканов?
Приходите, тараканы,
Я вас чаем угощу.
- Смотрите, из всех щелей тараканы полезли (выставляются 4 таракана). Сколько тараканов?
Тараканы прибегали,
Все стаканы выпивали.
- Сколько стаканов они выпили?
- Сколько осталось?
Обозначьте каждого таракана кружочком, а каждый стакан квадратиком.
Сколько квадратиков (кружочков) нарисовали? Назовите большее из чисел. Докажите, что оно большее. Как узнали, что 6 больше 4?(Соединили кружочек и квадратик парами, остались лишними 2 квадратика-стакана. Значит, стаканов больше, чем тараканов на 2).
Сегодня на уроке мы будем учиться сравнивать числа другим способом.
IV. Ознакомление с новыми умениями, показ образца формирования.
А букашки –
По три чашки,
С молоком
И крендельком.
Нынче Муха – Цокотуха –
Именинница!
Чашки появляются,
Тетради ... открываются.
( На доске рисунок чашек)
Учитель. Букашками будете вы. Кто желает попить чайку из первой чашки (второй)? Нужно сравнить числа по образцу. Какое задание предлагают выполнить наши чашечки?
Дети. Нужно сравнить числа, на сколько одно число больше или меньше другого, доказать это вычитанием. (2 человека работают у доски, остальные – в тетрадях).
Учитель. Так как же узнать, на сколько одно число больше (меньше) другого?
(выслушивание ответов отдельных учащихся, чтение правила в учебнике).
- Поднимите руки, кто хорошо понял, как сравнивать одно число с другим? Продолжим работу на закрепление полученных знаний.
Игра “Кто больше?”
(Детям предъявляется первая картинка.)
- Ребята, рассмотрите картинку повнимательнее и постарайтесь найти на ней как можно больше чисел. Запишите их, чтобы не путаться.
(Предъявляется вторая картинка.)
- Вот некоторые цифры, которые нашла Муха. Поработайте в парах: выберите 2 числа из записанных и сравните их по образцу на доске. Докажите это записью в тетрадь.
V. Упражнения на освоение новых умений.
Учитель. А кто придёт к Мухе следующей, вы отгадаете, выполнив вместе со мной движения. Круговые движения указательных пальцев, сначала одной, затем двумя руками; вокруг себя кружимся (физминутка).
Отгадайте загадку:
Жу – жу – жу, жу – жу – жу –
Над ромашкой я жужжу,
Жу – жу – жу, жу – жу – жу,
Над полянкой я кружу. ( пчела)Приходила к Мухе
Бабушка пчела,
Мухе – Цокотухе
Мёду принесла.
Помогите Мухе правильно решить задачу.
Задача: В первый день Муха опустошила все горшочки с медом в первом шкафчике, во второй день – во втором, в третий день – в третьем шкафу. Остался только последний шкафчик. Но он закрыт. А откроется он только в том случае, если мы поможем Мухе отгадать, сколько горшочков стоит на каждой полке в этом шкафу. Существует закономерность между количеством горшочков во всех шкафчиках.
Учитель. Ребята, сколько горшочков на верхней полке в каждом из трех шкафов? На нижних полках?
На доске записываются числовые ряды.
Верхняя полка: 8, 6, 4
Нижняя полка: 2, 3, 4
Учитель. Что происходит с горшочками на верхних полках? (Их количество уменьшается на 2). Сколько их будет в закрытом шкафу на верхней полке? (2). А на нижних полках? (Количество горшочков увеличивается на 1). Сколько их будет в последнем шкафу? (5). Молодцы, помогли Мухе подкрепиться.
Учитель показывает две баночки с “мёдом”, предлагает решить задачу:
“В одной баночке 10 граммов мёда, а в другой 6. На сколько граммов больше в первой банке, чем во второй?” (Самостоятельная работа с последующей фронтальной проверкой).
VI. Упражнения на закрепление творческого характера.
Стук в дверь. Входит почтальон, вручает конверт учителю, который его вскрывает, достаёт письмо. Хорошо читающий ребёнок разворачивает письмо и читает:
“Я так рада, ребята, что вы, наконец, добрались и до меня. Сейчас я сижу рядом с вами, а вы даже не замечаете меня. Попробуйте решить ещё одно задание: отгадать, что должно быть изображено в пустой клеточке волшебной таблицы, и, может, тогда вы увидите меня” (дети выполняют задание на развитие логического мышления.)
Рисунок цветка |
Рисунок бабочки |
Рисунок божьей коровки |
Рисунок божьей коровки |
Рисунок цветка |
? |
Рисунок бабочки |
Рисунок божьей коровки |
Рисунок цветка |
Учитель. Точно, к нам прилетела...
Бабочка – красавица,
Кушайте варенье!
Или вам не нравится
Наше угощенье?
- Ой, а куда наша бабочка улетела? Давайте её поищем. А! Она – на цветке. Вот вам научный факт для сведения: бабочки пробуют еду (сок, нектар) не хоботком, а средними лапками, а сосёт уже хоботком. Это я узнала из книги “Занимательная этимология”, которая есть в нашей школьной библиотеке. Этимология – это наука о насекомых.
- Посмотрите на лепестки нашего цветка. Какие из этих чисел можем сравнить, используя новое правило? Как узнать, на сколько одно число больше или меньше другого? Докажите вычитанием.
VII. Итог урока.
Учитель. Со сказкой мы прощаемся, а наш урок подходит к концу. Закройте на минутку глазки и вспомните всё, что было интересного, какие задания мы выполняли, кто в гости приходил. А что было самым главным в уроке? Как узнать, какое из чисел большее, и на сколько?
Ребята, а кто из вас хотел бы после урока ещё раз прочитать сказку Чуковского “Муха – Цокотуха” и подумать, какие задания я могу дать вам завтра, чтобы закончить сказку? А может, кто-то поможет мне и сам придумает для своих одноклассников задачи и примеры?
Используемая литература:
Материалы газеты “Начальная школа” ИД “Первое сентября”.