Цель:
- Показать, что человеческая жизнедеятельность на Земле подчиняется законам природы, их знание является необходимым условием успешного развития человека как личности.
- Подвести к пониманию, что свобода – есть ответственность.
- Показать, что основные “нелюбимые” требования (дисциплина, организованность, необходимость учиться, обязанность трудиться…), предъявляемые ученикам со стороны учителей обеспечивают условия поддержания порядка как высшего достижения человеческого сознания. Соответственно, порядок – признак развития. Если сознание низкое, то человек ввергает себя в пучину хаоса, что в дальнейшем может отразиться на условиях жизни всего народа.
При инсценировке использовались музыкальные произведения саунд – треков к фильму “Пираты Карибского моря”, группы “Nightwish” (Приложение 1).
Музыкальные произведения можно взять у автора статьи.
Сценка: Диван. Ученик 11-го класса учит физику.
– Механическая энергия переходит во внутреннюю энергию, но не наоборот. При этом энергия упорядоченного движения тела как целого превращается в энергию неупорядоченного теплового движения слагающих его молекул.
Раздается телефонный звонок.
– Привет. Что, что – физику учу. Второй закон термодинамики. Задала два параграфа. Задач нет, не выкрутишься. Говорит: работайте с теорией, в ней соль жизни. Соль жизни…Я на эти дурацкие формулировки посмотрел, на что они нужны?
– …
– Че? Не, не сегодня.
– …
– Говорю, не.
– …
– Давай.
Ученик дремлет на диване с учебником. Учеба плавно переходит в сон.
На сцене появляются два ученика. Монотонным голосом, так как это делают при
зубрежке, читают учебник физики Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский § 83:
1-й ученик:
– Вероятность состояния. С течением времени микросостояния непрерывно сменяют друг друга. Время пребывания системы в определенном макроскопическом состоянии пропорционально, очевидно, числу микросостояний Z 1, которые реализуют данное состояние. Если через Z обозначить полное число микросостояний системы, то вероятность состояния W определится так…
2-й ученик:
– Вероятность макроскопического состояния равна отношению числа микросостояний, реализующих макросостояние, к полному числу возможных микросостояний. Микросостоянию отвечает какое-то одно определенное расположение предметов, а макросостоянию – оценка ситуации в целом: либо “порядок”, либо “хаос”.
Почему-то двое учеников превращаются в два энергетических состояния “Порядок” и “Хаос”, слышен голос учителя физики, “Порядок” и “Хаос” начинают борьбу.
– порядок в макросистемах всегда стремится уступить место беспорядку. Всякий естественный процесс всегда протекает в таком направлении, при котором система переходит в состояние с большим беспорядком. Чем больше порядок в системе, тем сложнее восстановить его из беспорядка. Несравненно проще разбить стекло, чем изготовить новое и вставить его в раму. Гораздо проще убить животное, чем возвратить его к жизни… Запишите домашнее задание…
“Порядок” и “Хаос” выходят на первый план. Между ними возникает спор.
“Порядок”: Человек имеет СОЗНАНИЕ!!! Он не позволит тебе утвердиться и властвовать. Это тебе не какая-нибудь безмозглая макроскопическая система.
“Хаос”: Хочешь, проверим? А вот, хотя бы на ученичках сши № 3. Ученичках – дурью мученичках.
“Порядок”: Идет. Только для порядка не обзывайся. На что спорим?
“Хаос”: А на СВЕТ и ТЬМУ. Свет с тобой, ну а со мной – сам знаешь…
“Порядок”: Только чтоб все по-честному!
“Порядок” и “Хаос” направляются в зал и набирают команду. В команду попадают по одному ученику от 7–12-х классов.
“Хаос”: Ребята, хотите СВОБОДЫ? Чтоб ни уроков, ни зубрежки…
Школьники: А такое бывает?
– Да ну! Такое только в мечтах.
“Хаос”: Со мной все просто. Берете вот этот непростой пульт. Направляете на объект и убираете его из своей жизни. И все-е-е… Ни тебе директора, ни завуча с ордой учителей.
Школьники рассматривают пульт и размышляют. “Порядок” и “Хаос” спорят.
“Хаос”: Спорим, ща “убирать” начнут…
“Порядок”: Не дождешься.
Школьники спорят.
12-й класс: Ребят, прикольно, но мне как-то ни к чему уже.
10-й класс: Заманчиво, да я в техникум собрался…
8-й класс смущенно: А мне Юлия Юрьевна нравится.
7-й класс: А мы с директора начнем. А…
Школьники обрывают: Молчи, Малявка, молод еще.
“Хаос” поспешил вмешаться: Да вам попробовать стоит. Не понравится, все вернете. Это как “новую жизнь” с понедельника начать.
“Порядок”: Ребята, ломать – не строить. С понедельника новую жизнь еще никто не начал…
Текст учителя за кадром:
“Но порядок в макросистемах всегда стремится уступить место беспорядку,
особенно когда ты вступаешь в переговоры с Хаосом: кто-то теряет фантик от
конфеты.
Появляется директор и указывает на “потерю”. И кто-то в страхе нечаянно нажимает
клавишу. Выбор сделан.”
На сцене сломанная дверь. Парта перевернута. Груды мусора. Орут мобильники одновременно все. Каждый делает все, что ему в голову придет, но не слышат друг друга.
– Нас на обед позовут когда – ни будь?
– Правда, есть уже охота. А?
– Ой, я домой дозвониться не могу, все время попадаю куда-то.
– Да не орите вы, голова уже…
– А где все врачи?
– Все! Хватит! Я – домой!
“Хаос”: Счаз! Размечтались! Вы теперь на моей территории, значит, будете жить по – моим правилам, то есть как мне за благо рассудится.
Из зала раздается разгневанный голос ученицы: Это что же за безобразие! Это как же называется! Я в этом не участвую! Я пульт не брала! Я кнопку не жала! Кто теперь отвечать будет! Я не виновата!
И тут гаснет свет. Раздается ужасающий хохот “Хаоса”.
“Хаос”: Хотели второй закон динамики проверить? Наслаждайтесь. Ну, что, “Порядочек”, я выиграл. Теперь начните день с понедельничка…
Школьники: Ты же сказал, что вернуться будет просто!
– Да и нажали кнопку мы случайно!
“Хаос”: Какой наив! Случайностей в жизни не бывает! Дети еще, вам учиться и учиться. Ну, теперь попробуйте, вы ж ДИРЕКТОРА! убрали.
Школьники: Так, спокойно. Здесь порядок нужен.
“Порядок”: Я здесь. Я же вас предупреждал. Вернуть порядок школы – интерната сложно, но можно: все зависит от уровня вашего сознания. И знания, кстати, тоже…
Школьники: Мы готовы.
– Что делать?
– Нам понадобится помощь…
“Порядок”: Вам помогут те, кто всегда призывал вас к порядку.
Школьники: Точно! Наши учителя!
Школьники отправляются к учителям просить помощи.
“Хаос” им вслед: От меня вам не так-то просто уйти.
А в это время учителя решают текущие проблемы на заседании школьного методического объединения:
Председатель метод – объединения:
Дорогие коллеги!
Начинаем заседание МО учителей естественных дисциплин.
Сегодня 27.02.09 г.
Присутствуют – все.
Отсутствующих – нет.
Повестка дня.
“Развитие познавательного интереса на уроках и во внеурочное время на уроках химии, физики, биологии, географии”.
Кто за данную повестку прошу голосовать?
Как трудно влиять на познавательную активность учащихся, когда они: учебник
забыли, тетради нет, карту не купили. Коллеги, прихожу на урок в 10-й класс, задаю
вопрос : “Назовите экономические районы РФ.” “Людмила Вячеславовна, дайте, я
запишу, я отвечу обязательно, но… завтра.”
В 7-м классе описываем природу Африки. Игорь пишет: “Здесь живут лЁвы”. Восьмиклассница Алина: “ В Индонезии растут куконосы”. Карина Амазонку перенесла в Африку.
А посмотрите на нашу планету! Наши детки пытались совершить переворот Земли. На вопрос “Где находятся материки Австралия, Антарктида?” ответа нет. Женя Фролова на Северный ледовитый океан отправила пингвина. Света в Монголию принесла муссонный дождь. Сплошной беспорядок! Алина измеряет людей в миллиметрах…
– Людмила Вячеславовна, скажите спасибо, что не в мм. рт. ст.
Заседание прерывается тем, что группа учеников врывается в кабинет: Людмила Вячеславовна, дорогие учителя, у нас беда: мы нарушили баланс добра и зла в нашем интернате, и теперь Хаос хочет прибрать все к рукам. Помогите вернуть Порядок.
– Чем же мы можем вам помочь? У нас только вопросы и задания, да планы уроков…
Школьники в спешке: Давайте уже, задавайте Ваши вопросы!
Слово берет учитель географии, обращается к залу:
Вопросы по географии
Параллели и меридианы,
Материки и океаны,
Реки и моря – это …(география).Сахара, Чад, Тибести,
Конго, Нил, Нигер!
Альмади и тигры, львы,
Сомали и Мозамбик
Назовите материк….(Африка)Кенгуру, вамбат и Кук,
Папуасы и Маклай –
Их лучший друг!
Карпентария и остров Тасмания
Это все материк …(Австралия)Лондон, Альпы и Париж,
Гиндукуш, Урал, Пекин,
Мыс Пиай, Индия,
Малайзия и зовут меня…(Евразия)
На стенде изображения материков, но их привычный порядок нарушен. Дети получают задание вернуть все на свои места. Ученики младшей школы делают это с большим удовольствием.
Учитель химии:
Отгадаем без проблем
Элемент, известный всем!
Входит он в состав оксидов
И в кислоты разных видов,
И в поваренную соль,
– вот какая это роль.
Газ, – зеленый, ядовитый,
Очень – очень знаменитый. (Хлор)На суку сидит сова
Выдыхает ….(СО2)Он идет на сковородки
Да узорные решетки,
Он совсем – совсем неловок,
Невоспитан и нековок…
Он ломается, как лед
И тяжел, как бегемот.
Но не врун и не болтун
Работяга наш –… (чугун)
Загадки от учителя физики:
- Зимой – греет, весной – тлеет, летом – умирает, осенью – летает. (Снег.)
- Мир обогревает, усталости не знает. (Солнце.)
- Как энергия Солнца достигает Земли?
- Ответ. Излучением. (Электромагнитными волнами)
- Висит груша – нельзя скушать; не бойся – тронь, хоть внутри и огонь. (Электрическая лампочка.)
- Без ног бежит, без огня горит. (Электричество.)
- Как Солнце горит, быстрее ветра летит, дорога в воздухе лежит, по силе себе равных не имеет. (Молния.)
- Кто не учившись, говорит на всех языках? (Эхо. )
- По морю идет, идет, а до берега дойдет – тут и пропадет. (Волна.)
- Вокруг носа вьется, а в руки не дается. (Запах.)
- Без крыльев, без тела за тысячу верст прилетела. (Радиоволна.)
- Как можно пронести воду в решете? (Заморозив воду.)
- А ну-ка, теперь по науке задача:
На экране компьютерная презентация (Приложение 2)
Кенгуру, стоящий на одной ноге, оказывает давление на пол. Что ему нужно сделать, чтобы уменьшить давление в 2 раза?
Тут вмешивается “Хаос”: Подождите, подождите-ка…Надо еще посмотреть, что у вас там за задачи. Ну-ка, на мои попробуйте, ответьте:
Я тут посмотрел, как ваши на переменах
скачут сколько их ни останавливай. Ну-ка, дежурные, по черточкам на
паркете определите, как двигался мальчонка? а) Вначале он шел, а затем побежал. б) Вначале он шел, потом остановился, а затем побежал дальше. в) Вначале он шел, затем остановился, а дальше стал прыгать на одной ноге. г) Вначале он бежал, затем перешел на шаг. |
|
Любой школьник любит гонять мяч вместо
уроков. Пусть теперь ответит: В какую сторону летит мяч, от точки А к точке Б или наоборот? |
“Порядок” берет слово: Ну, Хаос, достаточно! Проиграл ты, пора признать. Молодцы ребята, вернули равновесие!
Финал. Все участники выходят на сцену, у каждого в руках трафарет человеческой ладони из цветной бумаги с текстом – лозунгом. Звучит музыка.
Учитель:
Порой для счастья нужно немного:
Шоферу – прямая дорога,
Летчику – ясное небо,
Пекарю – запах душистого хлеба,
Прохожему – больше улыбок,
Учителю – меньше ошибок…
“Хаос”: Меньше ошибок??
Учитель: Да, меньше ошибок!
Ученики выходят по одному, озвучивают лозунг и крепят трафарет ладони на демонстрационной доске:
– Уважать старших.
– Не обижать младших
– Не сорить
– Поливать цветы
– Соблюдать порядок в школе
– Учиться, учиться, учиться!!!
Литература:
[1] Задание школьникам по физике взято с сайта учителя Виктора Елькина “Занимательная физика в вопросах и ответах” www. elkin52.narod.ru