Реалити-шоу "Хаос и порядок в школе"

Разделы: Физика, Химия, География, Внеклассная работа


Цель:

  • Показать, что человеческая жизнедеятельность на Земле подчиняется законам природы, их знание является необходимым условием успешного развития человека как личности.
  • Подвести к пониманию, что свобода – есть ответственность.
  • Показать, что основные “нелюбимые” требования (дисциплина, организованность, необходимость учиться, обязанность трудиться…), предъявляемые ученикам со стороны учителей обеспечивают условия поддержания порядка как высшего достижения человеческого сознания. Соответственно, порядок – признак развития. Если сознание низкое, то человек ввергает себя в пучину хаоса, что в дальнейшем может отразиться на условиях жизни всего народа.

При инсценировке использовались музыкальные произведения саунд – треков к фильму “Пираты Карибского моря”, группы “Nightwish” (Приложение 1).

Музыкальные произведения можно взять у автора статьи.

Сценка: Диван. Ученик 11-го класса учит физику.

– Механическая энергия переходит во внутреннюю энергию, но не наоборот. При этом энергия упорядоченного движения тела как целого превращается в энергию неупорядоченного теплового движения слагающих его молекул.

Раздается телефонный звонок.

– Привет. Что, что – физику учу. Второй закон термодинамики. Задала два параграфа. Задач нет, не выкрутишься. Говорит: работайте с теорией, в ней соль жизни. Соль жизни…Я на эти дурацкие формулировки посмотрел, на что они нужны?

– …
– Че? Не, не сегодня.
– …
– Говорю, не.
– …
– Давай.

Ученик дремлет на диване с учебником. Учеба плавно переходит в сон.
На сцене появляются два ученика. Монотонным голосом, так как это делают при зубрежке, читают учебник физики Г.Я. Мякишев, Б.Б. Буховцев, Н.Н. Сотский § 83:

1-й ученик:

– Вероятность состояния. С течением времени микросостояния непрерывно сменяют друг друга. Время пребывания системы в определенном макроскопическом состоянии пропорционально, очевидно, числу микросостояний Z 1, которые реализуют данное состояние. Если через Z обозначить полное число микросостояний системы, то вероятность состояния W определится так…

2-й ученик:

– Вероятность макроскопического состояния равна отношению числа микросостояний, реализующих макросостояние, к полному числу возможных микросостояний. Микросостоянию отвечает какое-то одно определенное расположение предметов, а макросостоянию – оценка ситуации в целом: либо “порядок”, либо “хаос”.

Почему-то двое учеников превращаются в два энергетических состояния “Порядок” и “Хаос”, слышен голос учителя физики, “Порядок” и “Хаос” начинают борьбу.

– порядок в макросистемах всегда стремится уступить место беспорядку. Всякий естественный процесс всегда протекает в таком направлении, при котором система переходит в состояние с большим беспорядком. Чем больше порядок в системе, тем сложнее восстановить его из беспорядка. Несравненно проще разбить стекло, чем изготовить новое и вставить его в раму. Гораздо проще убить животное, чем возвратить его к жизни… Запишите домашнее задание…

“Порядок” и “Хаос” выходят на первый план. Между ними возникает спор.

“Порядок”: Человек имеет СОЗНАНИЕ!!! Он не позволит тебе утвердиться и властвовать. Это тебе не какая-нибудь безмозглая макроскопическая система.

“Хаос”: Хочешь, проверим? А вот, хотя бы на ученичках сши № 3. Ученичках – дурью мученичках.

“Порядок”: Идет. Только для порядка не обзывайся. На что спорим?

“Хаос”: А на СВЕТ и ТЬМУ. Свет с тобой, ну а со мной – сам знаешь…

“Порядок”: Только чтоб все по-честному!

“Порядок” и “Хаос” направляются в зал и набирают команду. В команду попадают по одному ученику от 7–12-х классов.

“Хаос”: Ребята, хотите СВОБОДЫ? Чтоб ни уроков, ни зубрежки…

Школьники: А такое бывает?

– Да ну! Такое только в мечтах.

“Хаос”: Со мной все просто. Берете вот этот непростой пульт. Направляете на объект и убираете его из своей жизни. И все-е-е… Ни тебе директора, ни завуча с ордой учителей.

Школьники рассматривают пульт и размышляют. “Порядок” и “Хаос” спорят.

“Хаос”: Спорим, ща “убирать” начнут…

“Порядок”: Не дождешься.

Школьники спорят.

12-й класс: Ребят, прикольно, но мне как-то ни к чему уже.

10-й класс: Заманчиво, да я в техникум собрался…

8-й класс смущенно: А мне Юлия Юрьевна нравится.

7-й класс: А мы с директора начнем. А…

Школьники обрывают: Молчи, Малявка, молод еще.

“Хаос” поспешил вмешаться: Да вам попробовать стоит. Не понравится, все вернете. Это как “новую жизнь” с понедельника начать.

“Порядок”: Ребята, ломать – не строить. С понедельника новую жизнь еще никто не начал…

Текст учителя за кадром:

“Но порядок в макросистемах всегда стремится уступить место беспорядку, особенно когда ты вступаешь в переговоры с Хаосом: кто-то теряет фантик от конфеты.
Появляется директор и указывает на “потерю”. И кто-то в страхе нечаянно нажимает клавишу. Выбор сделан.”

На сцене сломанная дверь. Парта перевернута. Груды мусора. Орут мобильники одновременно все. Каждый делает все, что ему в голову придет, но не слышат друг друга.

– Нас на обед позовут когда – ни будь?
– Правда, есть уже охота. А?
– Ой, я домой дозвониться не могу, все время попадаю куда-то.
– Да не орите вы, голова уже…
– А где все врачи?
– Все! Хватит! Я – домой!

“Хаос”: Счаз! Размечтались! Вы теперь на моей территории, значит, будете жить по – моим правилам, то есть как мне за благо рассудится.

Из зала раздается разгневанный голос ученицы: Это что же за безобразие! Это как же называется! Я в этом не участвую! Я пульт не брала! Я кнопку не жала! Кто теперь отвечать будет! Я не виновата!

И тут гаснет свет. Раздается ужасающий хохот “Хаоса”.

“Хаос”: Хотели второй закон динамики проверить? Наслаждайтесь. Ну, что, “Порядочек”, я выиграл. Теперь начните день с понедельничка…

Школьники: Ты же сказал, что вернуться будет просто!

– Да и нажали кнопку мы случайно!

“Хаос”: Какой наив! Случайностей в жизни не бывает! Дети еще, вам учиться и учиться. Ну, теперь попробуйте, вы ж ДИРЕКТОРА! убрали.

Школьники: Так, спокойно. Здесь порядок нужен.

“Порядок”: Я здесь. Я же вас предупреждал. Вернуть порядок школы – интерната сложно, но можно: все зависит от уровня вашего сознания. И знания, кстати, тоже…

Школьники: Мы готовы.

– Что делать?

– Нам понадобится помощь…

“Порядок”: Вам помогут те, кто всегда призывал вас к порядку.

Школьники: Точно! Наши учителя!

Школьники отправляются к учителям просить помощи.

“Хаос” им вслед: От меня вам не так-то просто уйти.

А в это время учителя решают текущие проблемы на заседании школьного методического объединения:

Председатель метод – объединения:

Дорогие коллеги!
Начинаем заседание МО учителей естественных дисциплин.
Сегодня 27.02.09 г.
Присутствуют – все.
Отсутствующих – нет.

Повестка дня.

“Развитие познавательного интереса на уроках и во внеурочное время на уроках химии, физики, биологии, географии”.

Кто за данную повестку прошу голосовать?
Как трудно влиять на познавательную активность учащихся, когда они: учебник забыли, тетради нет, карту не купили. Коллеги, прихожу на урок в 10-й класс, задаю вопрос : “Назовите экономические районы РФ.” “Людмила Вячеславовна, дайте, я запишу, я отвечу обязательно, но… завтра.”

В 7-м классе описываем природу Африки. Игорь пишет: “Здесь живут лЁвы”. Восьмиклассница Алина: “ В Индонезии растут куконосы”. Карина Амазонку перенесла в Африку.

А посмотрите на нашу планету! Наши детки пытались совершить переворот Земли. На вопрос “Где находятся материки Австралия, Антарктида?” ответа нет. Женя Фролова на Северный ледовитый океан отправила пингвина. Света в Монголию принесла муссонный дождь. Сплошной беспорядок! Алина измеряет людей в миллиметрах…

– Людмила Вячеславовна, скажите спасибо, что не в мм. рт. ст.

Заседание прерывается тем, что группа учеников врывается в кабинет: Людмила Вячеславовна, дорогие учителя, у нас беда: мы нарушили баланс добра и зла в нашем интернате, и теперь Хаос хочет прибрать все к рукам. Помогите вернуть Порядок.

– Чем же мы можем вам помочь? У нас только вопросы и задания, да планы уроков…

Школьники в спешке: Давайте уже, задавайте Ваши вопросы!

Слово берет учитель географии, обращается к залу:

Вопросы по географии
Параллели и меридианы,
Материки и океаны,
Реки и моря – это …(география).

Сахара, Чад, Тибести,
Конго, Нил, Нигер!
Альмади и тигры, львы,
Сомали и Мозамбик
Назовите материк….(Африка)

Кенгуру, вамбат и Кук,
Папуасы и Маклай –
Их лучший друг!
Карпентария и остров Тасмания
Это все материк …(Австралия)

Лондон, Альпы и Париж,
Гиндукуш, Урал, Пекин,
Мыс Пиай, Индия,
Малайзия и зовут меня…(Евразия)

На стенде изображения материков, но их привычный порядок нарушен. Дети получают задание вернуть все на свои места. Ученики младшей школы делают это с большим удовольствием.

Учитель химии:

Отгадаем без проблем
Элемент, известный всем!
Входит он в состав оксидов
И в кислоты разных видов,
И в поваренную соль,
– вот какая это роль.
Газ, – зеленый, ядовитый,
Очень – очень знаменитый. (Хлор)

На суку сидит сова
Выдыхает ….(СО2)

Он идет на сковородки
Да узорные решетки,
Он совсем – совсем неловок,
Невоспитан и нековок…
Он ломается, как лед
И тяжел, как бегемот.
Но не врун и не болтун
Работяга наш –… (чугун)

Загадки от учителя физики:

  1. Зимой – греет, весной – тлеет, летом – умирает, осенью – летает. (Снег.)
  2. Мир обогревает, усталости не знает. (Солнце.)
  3. Как энергия Солнца достигает Земли?
  4. Ответ. Излучением. (Электромагнитными волнами)
  5. Висит груша – нельзя скушать; не бойся – тронь, хоть внутри и огонь. (Электрическая лампочка.)
  6. Без ног бежит, без огня горит. (Электричество.)
  7. Как Солнце горит, быстрее ветра летит, дорога в воздухе лежит, по силе себе равных не имеет. (Молния.)
  8. Кто не учившись, говорит на всех языках? (Эхо. )
  9. По морю идет, идет, а до берега дойдет – тут и пропадет. (Волна.)
  10. Вокруг носа вьется, а в руки не дается. (Запах.)
  11. Без крыльев, без тела за тысячу верст прилетела. (Радиоволна.)
  12. Как можно пронести воду в решете? (Заморозив воду.)
  13. А ну-ка, теперь по науке задача:

На экране компьютерная презентация (Приложение 2)

Кенгуру, стоящий на одной ноге, оказывает давление на пол. Что ему нужно сделать, чтобы уменьшить давление в 2 раза?

Тут вмешивается “Хаос”: Подождите, подождите-ка…Надо еще посмотреть, что у вас там за задачи. Ну-ка, на мои попробуйте, ответьте:

Я тут посмотрел, как ваши на переменах скачут сколько их ни останавливай. Ну-ка, дежурные, по черточкам на паркете определите, как двигался мальчонка?
а) Вначале он шел, а затем побежал.
б) Вначале он шел, потом остановился, а затем побежал дальше.
в) Вначале он шел, затем остановился, а дальше стал прыгать на одной ноге.
г) Вначале он бежал, затем перешел на шаг.

 

Любой школьник любит гонять мяч вместо уроков. Пусть теперь ответит:

В какую сторону летит мяч, от точки А к точке Б или наоборот?

“Порядок” берет слово: Ну, Хаос, достаточно! Проиграл ты, пора признать. Молодцы ребята, вернули равновесие!

Финал. Все участники выходят на сцену, у каждого в руках трафарет человеческой ладони из цветной бумаги с текстом – лозунгом. Звучит музыка.

Учитель:

Порой для счастья нужно немного:
Шоферу – прямая дорога,
Летчику – ясное небо,
Пекарю – запах душистого хлеба,
Прохожему – больше улыбок,
Учителю – меньше ошибок…

“Хаос”: Меньше ошибок??

Учитель: Да, меньше ошибок!

Ученики выходят по одному, озвучивают лозунг и крепят трафарет ладони на демонстрационной доске:

– Уважать старших.
– Не обижать младших
– Не сорить
– Поливать цветы
– Соблюдать порядок в школе
– Учиться, учиться, учиться!!!

Литература:

[1] Задание школьникам по физике взято с сайта учителя Виктора Елькина “Занимательная физика в вопросах и ответах” www. elkin52.narod.ru