Методы технологии ИНЛОККС на уроках химии

Разделы: Химия, Общепедагогические технологии


Целью изучения каждого предмета является не только усвоение предметных понятий и выработка предметных умений, но и развитие общеучебных умений и навыков. Одним из таких умений является умение работы с информацией.

Задача учителя подготовить учащегося не только к успешному поступлению в ВУЗ, но и к успешному обучению в ВУЗе. Преподаватели ВУЗов упрекают школу в том, что не учит она приемам работы с информацией, ребята не умеют анализировать, обобщать, сравнивать и т.д. Это во многих случаях так, но здесь не все зависит от учителя. Базисный учебный план составлен так, что за то количество часов, которое отводится на изучение предмета, еле-еле успеваем изучить программные понятия, отработать умения. Тематическое планирование составлено так, что практически на каждом уроке изучается новая тема. Плюс подготовка к ЕГЭ, а это совсем другая методика. Как все это совместить учителю на уроке? Хорошо если есть возможность использовать школьный компонент на организацию дополнительных курсов, позволяющих решать эти проблемы.

В получении информации у учащегося нет проблем - Интернет выдаст её в избытке, а вот отобрать нужную по теме, проанализировать, систематизировать - здесь возникают трудности.

Несколько лет назад мы стали работать в технологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" и первая проблема, с которой столкнулись - учащиеся не могут сформулировать главную мысль прочитанного текста. А это были учащиеся 9 - 11 классов. Мы не ожидали этого. Пришлось читать текст по абзацам и формулировать главную мысль абзаца. Другая проблема. Перед прочтением текста "Химическое равновесие были сформулированы вопросы. Ответы на них надо было найти в тексте. Большинством учащихся были выписаны все предложения, где встречалось словосочетание "химическое равновесие". Сейчас этот этап пройден и таких трудностей нет ни в одном классе благодаря усилиям учителей, которые объединились в желании научить учащихся приемам работы с текстом. Для этого мы используем технологии РКМЧП и ИНЛОККС.

На уроках химии мы используем методы РКМЧП: составление кластеров, маркировка текста, метод пазлов, взаимоопрос. Из технологии ИНЛОККС: составление граф-схем, составление текста по граф-схеме, работа в парах по граф-схеме.

В качестве примера приведем опыт работы в 11 классе. Курс "Общая химия" является обобщающим. Многие понятия известны учащимся из предыдущих курсов, но их изучение идет уже более углубленно.

1 схема работы.

Работаем с текстом в классе.

1. Каждый ученик самостоятельно читает текст, проставляя маркеры (+ знал, - узнал, ? не знаю, сомневаюсь, не понял). По третьей группе маркеров проводим обсуждение.

2. Составляем граф-схему

3. Выдается дополнительный текст или предлагается для просмотра видеофильм или проводится демонстрационный или лабораторный эксперимент

4. Дополняем граф-схему (Приложение 1)

Так мы работаем по темам: "Дисперсные системы", "Скорость химической реакции. Катализ", "Обзор металлов", "Обзор неметаллов".

2 схема работы.

На предыдущем уроке дано домашнее задание: изучить текст параграфа и составить граф-схему (Приложение 2). На настоящем уроке два пути развития событий:

Один учащийся переносит свою граф-схему на доску и работает с ней, остальные учащиеся в тетрадях работают со своими граф-схемами. Проверяем, дополняем, исправляем, уточняем логические связи. Затем отвечаем на вопросы, выполняем упражнения, используя граф-схему.

До урока на доске учитель рисует свою граф-схему. Учащимся предлагается самостоятельная работа - составить текст по данной граф-схеме (Приложение 3). Причем новый текст может отличаться от исходного: кто-то читал дополнительную литературу, кто-то пришел к каким-то выводам, все это можно изложить.

Этот способ мы применяем при изучении тем "Химическая связь", "Классификация химических реакций". После такого изучения мы проводим групповую работу методом пазлов.

3 схема работы.

Групповая работа: класс делится на 6-7 групп по 2-3 человека. Каждой группе предлагается для изучения свой текст. Все эти тексты связаны общей чертой, например, все они о металлах побочных подгрупп ( 4-8: медь, цинк, титан, хром, железо, никель, платина). После прочтения учащиеся каждой группы на отдельном листе составляют граф-схему и вопросы по своей теме. Затем группы меняются листами, и работа продолжается уже во внеурочное время. Группа должна изучить новую для себя граф-схему, возникшие у соседей вопросы и к следующему уроку написать текст, отвечающий на все вопросы, с иллюстрациями и т.д. Чтобы сделать это учащимся недостаточно текста учебника, они находят дополнительную информацию в энциклопедиях, справочниках, Интернете. Получается мини-проект. Оформляют ребята этот мини-проект в виде газеты или альбома или презентации Power Point.

Литература:

  1. Журин А.А. Работа с учебными текстами на уроках химии в аспекте медиаобразования). http://www.mediaeducation.ru
  2. Заир-Бек С.И., Муштавинская И.В. Развитие критического мышления на уроке. Пособие для учителя. М.: Просвещение, 2004, 173 cтр.
  3. Рудзитис Г.Е., Ф.Г.Фельдман. Химия - 11. М: Просвещение, АО "Московский учебник", 1999, 160 стр.
  4. Усачева И.В. Курс Эффективного чтения учебного и научного текста. М: издательство МГУ им. М.В.Ломоносова, 2000, 88 стр.