Урок русского языка, проведенный в форме разновозрастного сотрудничества по теме "Составление текста с изменением позиции рассказчика при изучении букв Ж и Ш"

Разделы: Начальная школа


Учебник: Репкин В.В., Восторгова Е.В., Левин В.А. Букварь: Учебник для 1 класса начальной школы в 2-х частях (система Д.Б.Эльконина- В.В. Давыдова)- М.: Вита-Пресс, 2006. Репкин В.В., Восторгова Е.В. Русский язык: Учебник для 3 класса начальной школы в 2-х частях (система Д.Б.Эльконина- В.В. Давыдова)- М.: Вита-Пресс, 2006.
Тип урока: урок решения частных задач.

Тема: Составление текста с изменением позиции рассказчика при изучении букв Ж и Ш и их работы.

Цель: ученики 3-го класса, выступая в роли учителей, должны отработать с первоклассниками, в ситуации разновозрастного учебного сотрудничества, способы принятия другой точки зрения при изучении букв Ж и Ш и их работы.

Задачи:

  1. Создать условия для опробования, рефлексии и обобщения известных им средств и способов учебных действий при работе в позиции Учителя.
  2. Помочь актуализировать средства и способы учебных действий.
  3. Организовать работу по составлению текста с изменением позиции рассказчика.

Подготовительные занятия:

Первое подготовительное занятие проводилось с учащимися 3 класса, на котором они строили своё общение с первоклассниками.

Задачи этого занятия: отобрать материал для работы с 1-м классом; продумать систему заданий для отработки материала; создать образцы карточек, наглядный материал для проведения урока.

Задачи второго подготовительного занятия: продумать тему, цель урока, необходимый материал; продумать приветствие и знакомство «учителя» со своим «учеником».

Задачи третьего подготовительного занятия: продумать и составить конспект урока; проверить карточки с заданиями, наглядный материал для проведения урока.

Задачи четвёртого подготовительного занятия: провести практикум по проведению урока в парах у доски; выяснить, какие ещё ошибки может допустить ученик, как их исправить; подготовить резервные задания.

Комментарии к уроку:

  1. «Учитель»– ученик 3 класса, который принимает позицию учителя в отношении к ученикам 1 класса.
  2. «Ученик» - учащиеся 1-го класса.
  3. Консультант- педагог, который принимает децентрализованную позицию.

Структура и содержание урока

I. Мобилизующий этап.

Консультанты:

- Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости.

- Сегодня на нашем уроке учащихся меньше, чем учителей. Почему же так получилось?

- А кто еще является учителем, просигнальте!

- Ну что же, уважаемые учителя и учащиеся, принимайтесь за работу.

II. Восстановление изученного на прошлом уроке. У-у:

«Учитель»:

1. Что ты узнал на прошлом уроке о буквах Ж и Ш. (согласные, твердые, Ж - звонкая, а Ш - глухая).

- Докажи, что буквы согласные. Как ты будешь действовать?

- Произнеси.

- Докажи, что Ж - звонкая.

- Докажи, что Ш - глухая.

- Почему Ж и Ш могут обозначать только твёрдые звуки.

- Умеешь ли ты читать слоги с этими буквами?

- Давай попробуем.

2. Чтение слогов. («учитель» наблюдает за работой «учащихся»)

3. Чтение слов.

«Учитель»:

- А слова сможешь прочитать? Давай попробуем, не волнуйся, не торопись. (Инструкция для учащихся: ставлю точки под гласными, называю их и прочитаю слово).

Жаба

 

 

крыша

 

 

кружка

Баржа

 

 

шарф

 

 

башня

Шалаш

 

 

ушки

 

 

кошка

Школа

 

 

гараж

 

 

уж

«Учитель»:

- Прочитаем слова из первого столбика.

- Что интересного ты заметил?

Консультанты:

- Кто закончил свою работу, просигнальте!

- Попробуйте оценить свою работу на оценочном листе.

- Как вы думаете, почему здесь две лестницы?(приложение)

- Что должен оценить «ученик»?

-А «учитель»?

- Кто желает продемонстрировать свою работу?

III. Практикум - выделение слов на изученные буквы в тексте.

Консультанты:

– Молодцы, вы очень хорошо поработали!

- Все ли запланированные задания мы выполнили? (Нет, осталась работа с текстом).

Жадная Жаба.

Жили-были важный Жук, осторожный Уж и жадная Жаба. Однажды важный Жук и говорит Ужу:

- Надо бы нам крышу покрасить:

- Можно, только какой краской?

- Ну, конечно, оранжевой. У жадной Жабы целая бочка краски.

А жадная Жаба в это время ела джем из жбана. Увидела, что к ней идут Жук и Уж, быстренько спрятала джем и сидит ждёт.

- Здравствуй, Жаба! Ты не дашь нам оранжевой краски?

- Не дам! Жалко!

- Ушли Уж и Жук ни с чем, а Жаба опять за джем принялась. Тут прилетел Шмель и жужжит:

- Дай немнож-жечко дж-жема, Ж-жаба.

- Нет, джема!

- Ах ты, жадина!- рассердился Шмель и как ужалит Жабу.

Жаба с перепугу – прыг в бочку с оранжевой краской! Вылезла вся оранжевая и плачет: Пожалейте меня, несчастную-ю!

Но никому не было жалко жадную Жабу.

«Учитель»: (текст читает «учитель», но сначала дает задание ученику)

- Я буду читать, а ты должен понять, о чем текст.

- О чём ты узнал?

- Понравился ли тебе текст? Чем?

- Что интересного было в тексте?

- На какую букву больше всего встретилось слов?

- Давай ещё раз прочитаем текст и подчеркнём слова с этими буквами. Я предлагаю читать по одному предложению. Ты согласен?

(Читают и выделяют слова с буквами Ж и Ш).

Консультанты:

- Кто закончил, просигнальте!

- Попробуйте оценить свою работу на «лесенке знаний».

- Что должен оценить ученик?

- А «учитель»?

- Что интересного было в тексте?

- Почему никому не было жалко жадную Жабу?

- Какие слова вы подчеркнули? (слайд с текстом)

- Давайте прочитаем эти слова вместе.

- Всем ли понятны значения этих слов?

- Попробуйте тогда объяснить значения следующих слов (осторожный, важный, жбан).

Демонстрация работы.

Консультанты:

- Кто является рассказчиком? (РП)

- Докажите.

- «Учителя», попробуйте объяснить своим ученикам, что это значит - РП.

- Попробуйте переделать этот отрывок так, чтобы рассказчиком стала Жаба.

- Значит, кем она будет? (РГ)

- Почему? Докажите. Объясните своим ученикам, кто такой РГ.

- Итак, какая задача стоит перед вами?

- Действуйте!

- Кто закончил, просигнальте!

- Попробуйте оценить свою работу на «лесенке знаний».

- Что должен оценить ученик?

- А «учитель»?

IV. Демонстрация результатов работы. (2 группы)

- Кто согласен с этой точкой зрения?

- Получилось ли у группы изменить точку зрения в тексте?

- У кого также?

- А может кто-нибудь хочет не только прочитать текст, но и разыграть ситуацию?

- На подготовку 5 минут.

Демонстрация результатов.

V. Итоговая рефлексия.

- Оцените свою работу в позиции «учителя», «ученика».

- Оцените умение работы в паре на «лесенке знаний».

- Выскажите свое мнение о вашем сотрудничестве.