Учебник: Репкин В.В., Восторгова Е.В., Левин В.А. Букварь: Учебник для 1 класса начальной школы в 2-х частях (система Д.Б.Эльконина- В.В. Давыдова)- М.: Вита-Пресс, 2006. Репкин В.В., Восторгова Е.В. Русский язык: Учебник для 3 класса начальной школы в 2-х частях (система Д.Б.Эльконина- В.В. Давыдова)- М.: Вита-Пресс, 2006.
Тип урока: урок решения частных задач.
Тема: Составление текста с изменением позиции рассказчика при изучении букв Ж и Ш и их работы.
Цель: ученики 3-го класса, выступая в роли учителей, должны отработать с первоклассниками, в ситуации разновозрастного учебного сотрудничества, способы принятия другой точки зрения при изучении букв Ж и Ш и их работы.
Задачи:
- Создать условия для опробования, рефлексии и обобщения известных им средств и способов учебных действий при работе в позиции Учителя.
- Помочь актуализировать средства и способы учебных действий.
- Организовать работу по составлению текста с изменением позиции рассказчика.
Подготовительные занятия:
Первое подготовительное занятие проводилось с учащимися 3 класса, на котором они строили своё общение с первоклассниками.
Задачи этого занятия: отобрать материал для работы с 1-м классом; продумать систему заданий для отработки материала; создать образцы карточек, наглядный материал для проведения урока.
Задачи второго подготовительного занятия: продумать тему, цель урока, необходимый материал; продумать приветствие и знакомство «учителя» со своим «учеником».
Задачи третьего подготовительного занятия: продумать и составить конспект урока; проверить карточки с заданиями, наглядный материал для проведения урока.
Задачи четвёртого подготовительного занятия: провести практикум по проведению урока в парах у доски; выяснить, какие ещё ошибки может допустить ученик, как их исправить; подготовить резервные задания.
Комментарии к уроку:
- «Учитель»– ученик 3 класса, который принимает позицию учителя в отношении к ученикам 1 класса.
- «Ученик» - учащиеся 1-го класса.
- Консультант- педагог, который принимает децентрализованную позицию.
Структура и содержание урока
I. Мобилизующий этап.
Консультанты:
- Здравствуйте, дорогие ребята, уважаемые гости.
- Сегодня на нашем уроке учащихся меньше, чем учителей. Почему же так получилось?
- А кто еще является учителем, просигнальте!
- Ну что же, уважаемые учителя и учащиеся, принимайтесь за работу.
II. Восстановление изученного на прошлом уроке. У-у:
«Учитель»:
1. Что ты узнал на прошлом уроке о буквах Ж и Ш. (согласные, твердые, Ж - звонкая, а Ш - глухая).
- Докажи, что буквы согласные. Как ты будешь действовать?
- Произнеси.
- Докажи, что Ж - звонкая.
- Докажи, что Ш - глухая.
- Почему Ж и Ш могут обозначать только твёрдые звуки.
- Умеешь ли ты читать слоги с этими буквами?
- Давай попробуем.
2. Чтение слогов. («учитель» наблюдает за работой «учащихся»)
3. Чтение слов.
«Учитель»:
- А слова сможешь прочитать? Давай попробуем, не волнуйся, не торопись. (Инструкция для учащихся: ставлю точки под гласными, называю их и прочитаю слово).
Жаба |
|
|
крыша |
|
|
кружка |
Баржа |
|
|
шарф |
|
|
башня |
Шалаш |
|
|
ушки |
|
|
кошка |
Школа |
|
|
гараж |
|
|
уж |
«Учитель»:
- Прочитаем слова из первого столбика.
- Что интересного ты заметил?
Консультанты:
- Кто закончил свою работу, просигнальте!
- Попробуйте оценить свою работу на оценочном листе.
- Как вы думаете, почему здесь две лестницы?(приложение)
- Что должен оценить «ученик»?
-А «учитель»?
- Кто желает продемонстрировать свою работу?
III. Практикум - выделение слов на изученные буквы в тексте.
Консультанты:
– Молодцы, вы очень хорошо поработали!
- Все ли запланированные задания мы выполнили? (Нет, осталась работа с текстом).
Жадная Жаба.
Жили-были важный Жук, осторожный Уж и жадная Жаба. Однажды важный Жук и говорит Ужу:
- Надо бы нам крышу покрасить:
- Можно, только какой краской?
- Ну, конечно, оранжевой. У жадной Жабы целая бочка краски.
А жадная Жаба в это время ела джем из жбана. Увидела, что к ней идут Жук и Уж, быстренько спрятала джем и сидит ждёт.
- Здравствуй, Жаба! Ты не дашь нам оранжевой краски?
- Не дам! Жалко!
- Ушли Уж и Жук ни с чем, а Жаба опять за джем принялась. Тут прилетел Шмель и жужжит:
- Дай немнож-жечко дж-жема, Ж-жаба.
- Нет, джема!
- Ах ты, жадина!- рассердился Шмель и как ужалит Жабу.
Жаба с перепугу – прыг в бочку с оранжевой краской! Вылезла вся оранжевая и плачет: Пожалейте меня, несчастную-ю!
Но никому не было жалко жадную Жабу.
«Учитель»: (текст читает «учитель», но сначала дает задание ученику)
- Я буду читать, а ты должен понять, о чем текст.
- О чём ты узнал?
- Понравился ли тебе текст? Чем?
- Что интересного было в тексте?
- На какую букву больше всего встретилось слов?
- Давай ещё раз прочитаем текст и подчеркнём слова с этими буквами. Я предлагаю читать по одному предложению. Ты согласен?
(Читают и выделяют слова с буквами Ж и Ш).
Консультанты:
- Кто закончил, просигнальте!
- Попробуйте оценить свою работу на «лесенке знаний».
- Что должен оценить ученик?
- А «учитель»?
- Что интересного было в тексте?
- Почему никому не было жалко жадную Жабу?
- Какие слова вы подчеркнули? (слайд с текстом)
- Давайте прочитаем эти слова вместе.
- Всем ли понятны значения этих слов?
- Попробуйте тогда объяснить значения следующих слов (осторожный, важный, жбан).
Демонстрация работы.
Консультанты:
- Кто является рассказчиком? (РП)
- Докажите.
- «Учителя», попробуйте объяснить своим ученикам, что это значит - РП.
- Попробуйте переделать этот отрывок так, чтобы рассказчиком стала Жаба.
- Значит, кем она будет? (РГ)
- Почему? Докажите. Объясните своим ученикам, кто такой РГ.
- Итак, какая задача стоит перед вами?
- Действуйте!
- Кто закончил, просигнальте!
- Попробуйте оценить свою работу на «лесенке знаний».
- Что должен оценить ученик?
- А «учитель»?
IV. Демонстрация результатов работы. (2 группы)
- Кто согласен с этой точкой зрения?
- Получилось ли у группы изменить точку зрения в тексте?
- У кого также?
- А может кто-нибудь хочет не только прочитать текст, но и разыграть ситуацию?
- На подготовку 5 минут.
Демонстрация результатов.
V. Итоговая рефлексия.
- Оцените свою работу в позиции «учителя», «ученика».
- Оцените умение работы в паре на «лесенке знаний».
- Выскажите свое мнение о вашем сотрудничестве.