Цели урока.
Образовательные:
- Сформировать знания учащихся об озерах, о новых направлениях и формах использования озер.
- Уметь оценивать хозяйственное значение озер с помощью математического расчета и их рационального использования. Уметь обосновывать принятые решения.
- Прививать бережное отношение к озерам с учетом социальных и экономических проблем, а так же приобретение опыта принятия решения в альтернативных ситуациях.
Воспитательные:
- Самостоятельная организация учебной деятельности, владения навыками контроля и оценки своей деятельности, поиск и устранение причин возникших трудностей.
- Формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе: критичность мышления, интуиция, логическое мышление.
Развивающие:
- Развитие мышления и предметной речи, владение монологической и диалогической речью, умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге;
- Расширение кругозора учащихся, формирование целостного представления об озерах, основанного на приобретенных межпредметных компетенциях.
- Повышение любознательности, стремление к использованию приобретенного на уроке опыта в реальной жизни, за рамками учебного процесса.
Оборудование: ПК, проектор, экран, атлас по географии (у каждого учащегося), настенная карта полушарий, раздаточный материал.
Предварительная подготовка: класс предварительно разбивается на 6 групп. Группы формируются по уровню развития мышления обучаемых. Учителем математики составляются дифференцированные задания. Учитель информатики назначает консультантов, которые будут работать над созданием презентации и подбору информации к уроку. Опережающее задание ученику. (Работа с Интернетом, СМИ, дополнительной справочной литературой).
Оформление класса: на доске проецируется пейзаж и стихотворение:
И озеро в тихом вечернем огне
Лежит в глубине, неподвижно сияя,
И сосны, как свечи, стоят в вышине,
Смыкаясь рядами от края до края…
Ход урока.
Учитель информатики: “Уважаемые друзья! Сегодня у нас необычный урок, мы будем с вами изучать географию и математику с помощью компьютера. Это, на мой взгляд, очень интересно, ведь информатика – это, прежде всего наука, помогающая нам с вами овладевать знаниями по другим предметам, и в этом мы еще раз сегодня убедимся. А как Вы считаете, (обращается к учителю географии и математики) почему география не стала наукой с математическим фундаментом, подобно физике?”
Учитель географии: “География – это, прежде всего, экспериментальная наука. Основные теоретические выводы и закономерности в географии до последнего времени базировались преимущественно на наблюдениях за природой и экспериментальных исследованиях. Именно поэтому география еще не стала наукой с математическим фундаментом ”.
Учитель математики: Позвольте с вами не согласиться, в последнее время математические методы находят широкое применение в таких разделах географии, как изучение внутреннего строения земли, климатические условия, тектонические движения земли.
Учитель информатики: Одна из основных предпосылок – широкое внедрение компьютерной техники, во все сферы человеческой жизни. Возможность на их основе осуществить математическое моделирование различных географических явлений и процессов.
Учитель географии: В принципе, Вы правы. Действительно в последнее время начато и успешно продолжается исследование живой природы, составление географических карт. Ну а более наглядного представления данных, чем диаграммы, просто нет! Давайте начнем наш урок!
В странах СНГ около 3 млн. озер, 95% из них пресные. В подавляющем большинстве, а это 98% небольшие водоемы до 1 км2, с незначительными глубинами и запасами воды. Часть их летом сильно усыхает, а в засушливых районах засыхают полностью. Но есть и крупные озера, их площадь 1000 км2. Их знают все. Это озера Каспийское и Онежское, Иссык-Куль и Зайсан, Белое и Севан, Байкал, Ханка и Таймыр.
Перечисленные озера проецируются на экран. Приложение 1.
Формируя вместе с другими компонентами природную среду, озера играют в ней особую роль.
Вопрос классу. Вспомните, что вам известно о хозяйственном значении озер?
А теперь ребята мы услышим подробный рассказ о роли озер в жизни человека.
Предполагаемый ответ. Озера воздействуют на микроклимат окружающей среды и залегание грунтовых вод, регулируют сток, изменяют в результате химических и биологических процессов минерализацию и состав, вливающихся в них вод, накапливают поступающие в них вещества, образуют из них новые, создают особые условия для жизни животных и растений. На их берегах издавна строились жилища, в водах добывали пищу, по их водам плавали в соседние края и страны. С озерами связаны исторические события, которые решали судьбы народов. Хозяйственная значимость озер зависит, прежде всего, от их географического положения, размеров, качества и объема водных масс, биологической продуктивности.
Учитель географии. До недавнего времени озера при изучении природных богатств какой-либо территории озера исследовали как источник водных ресурсов. При таком одностороннем взгляде из поля зрения выпадали другие полезные и важные стороны этих водоемов, которые могут быть использованы в хозяйстве.
Учитель информатики. Представьте, что вы находитесь на хозяйственном совещании. Вам надо продемонстрировать какие-либо данные, проанализировать их и дать дальнейшие рекомендации. Что можно сделать для того, чтобы скучные цифры «ожили» и ваш доклад стал бы наиболее убедительным? В этом нам поможет табличный процессор Excel и, в частности, построение диаграмм. Диаграмма – это, во-первых, наглядное представление табличных данных, во-вторых, средство наглядного графического изображение информации, предназначенное для сравнения нескольких величин или нескольких значений одной величины, слежения за изменение значений и т.п. Excel предлагает на выбор из 14 типов диаграмм 70 видов. Они распадаются на три большие категории: гистограммы, на которых каждая величина представляется прямоугольным столбиком с высотой, пропорциональной ее значению; графики представляют собой набор точек, положение которых определяется парой координат; круговые диаграммы представляют собой круг, разделенный на сегменты, все данные суммируются, и каждая величина представляется в виде процентной доли от суммы. Для каждого типа диаграмм Мастер диаграмм дает набор версий основного формата. Как вы считаете, какой тип диаграмм наиболее часто используется для графического представления данных на уроках географии? (Круговые). Ваша задача сегодня представить полученные данные в виде круговой диаграммы. Полученные диаграммы проецируются на экран, полученные результаты обоснуются.
Работа в группах. Учащимся предложено проработать предложенный текст информации, подготовить краткую хозяйственную оценку. (Помощь учителей-консультантов).
1 группа. Текст информации. Пресные озера ценны богатейшим количеством чистейшей воды.
Из общего объема пресных вод СНГ, свыше 78% приходится на озера (см. таблицу №1).
Запасы пресных вод СНГ.
Виды запасов | Размеры запасов, км3 | Доля в общих запасах, % |
Вековые запасы пресных вод | 25000 | 76,4 |
Ресурсы речного стока | 4714 | 14,4 |
В горных ледниках | 2830 | 8,6 |
Пресные подземные воды | 184 | 0,6 |
Итого | 32728 | 100 |
Учитель математики. Мы с вами повторим пройденные темы по математике и географии, подведем итоги сразу по двум предметам, убедимся в том, что они тесно связаны между собой, в процессе работы будем помогать друг другу в различных ситуациях. Учитель информатики помогает учащимся в случае необходимости.
Задача 1.
Изобразите круговой диаграммой долю общих запасов пресных вод СНГ в %, округлив числа до единиц.
Задача 2.
Площадь Бельгии 30500 квадратных километров, а площадь озера Байкал на 3,2% больше. Какова площадь Байкала?
В переводе Байкал означает “много воды”, и это название он оправдывает.
Задача 3.
Самое глубокое озеро в России – Байкал. Оно имеет глубину 1940 м, а самое глубокое ущелье Хеллс-Каньон (штат Айдахо, США) – 2400 м. На сколько глубже ущелье в США?
Задача 4.
В Байкале находится 23 000 км3 чистейшей, поразительно вкусной, холодной, предельно насыщенной кислородом животворной воды, что составляет 25% – мировых ресурсов и на 7% меньше, чем в пяти великих американских озерах вместе взятых. Найдите численность мировых ресурсов и объем пресной воды в пяти озерах (92000 км3, 28750 км3 ).
Задача 5.
Прозрачность воды в Каспии – 23 метра, а в Байкале – 40 метров, на Иссык - Куле – 20 метров, а на Алаколе – 1 метр. Найти процентное отношение прозрачности воды в озерах по отношению к Байкалу.
На первом месте по запасам пресных озерных вод принадлежит озеру Байкал 92%, Ладожское 4%, Онежское – более 1%.Пресные воды – это источник бытового, промышленного, сельскохозяйственного водоснабжения, а также орошения. Так, Байкал, Онежское озеро дают воду редкой химической чистоты. Ладожское озеро через реку Неву питает водой Санкт-Петербург, многочисленные населенные пункты. В перспективе не исключена возможность подачи высококачественных пресных вод (из Байкала, Ладоги, Онеги) в отдаленные районы. При этом она будет стоить дороже нефти.
Задача 6.
Суточная норма потребления воды одним человеком 250 литров. Численность г.Москвы примерно 9 млн. человек, а численность г. Алматы 1 млн. 210 тыс. человек, г. Семея – 308 тыс. человек. Сколько воды расходуют москвичи, алмаатинцы, семейчане за сутки? За год? Предложите свои пути решения экономии воды.
Ответ. Москвичи за сутки расходуют 2 250 млн. литров, алмаатинцы -302,5 млн. литров, семейчане – 77000 литров. За год москвичи – 8,2125 ∙1011 , алмаатинцы – 1,104∙1011 , семейчане 2,82 ∙106
2 группа. Текст информации. Почти все озера используют в транспортных целях. Так, Ладожское озеро, общая длина судоходных линий 1,5 тыс. км стало важным участком на водном пути между портами Балтийского и Белого, Каспийского, Черного и Азовских морей, по Онежскому и Белому озеру идут транзитные перевозки из бассейнов реки Волги и Дона в Балтийское и Белое море. Перевозят разные грузы, среди которых преобладают минерально-строительный лес. Большую роль в экономических связях играет озеро Байкал. По нему ежегодно транспортируют до 1млн. тонн леса, оборудование, материалы. До 600 км судоходных трасс проложено по озеру Иссык-Куль. Однако из-за замкнутости бассейна перевозки незначительны. Это лес, уголь, нефтепродукты, шерсть, удобрения, скот, машины. Все это предназначено для местных нужд.
Невелика транспортная роль озера Ильмень (Новгородская область). По этому озеру перевозят минерально-строительные грузы. Малы грузопотоки и на озере Балхаш, хотя длина судоходных линий может достигать до 1 тыс.км.
Пассажирооборот на Ладожском, Онежском озерах достаточно велик.
Задача 7.
Главные морские «ворота» Казахстана – незамерзающий торговый порт Актау. По грузообороту 10 млн. тонн в год он – один из крупнейших на Каспии. «Львиная» доля грузов – нефть 85%, остальное – прокат и зерно. Сколько нефти проходит ежегодно через порт Актау? А сколько проката и зерна?
Задача 8.
На две баржи нагрузили равное количество груза – по 5 тонн. Первая перевезла его на расстояние 10 км, а вторая – на 100 км. Какая из них выполнила большую работу?
Ответ. Вторая баржа прошла большее расстояние с грузом, потратила больше топлива, его работа больше и в денежном выражении. (Грузооборот - это количество перевезенного груза на определенное расстояние за единицу времени: за день, месяц, год). Поэтому грузооборот первой баржи 50 тоннокилометров, а второй – 500 тоннокилометров .
Задача 9.
Танкер «Астана» грузоподъемностью 12000т перевозит нефть из Актау в российский порт Махачкала. Расстояние между обоими портами 350 км. Определите грузооборот танкера за 1 рейс. За год (число рейсов за год – 80).
3 группа. Текст информации. Озера служат местами рыбной ловли, охоты. Основным поставщиком рыбы сегодня является океан. Однако при сохранении высоких темпов ловли рыбного сырья, а это 90%, темпы развития в XXI веке достигнут верхнего предела. Поэтому растет и внимание к озерам. Это прочный, продовольственный резерв в любое время и при любых обстоятельствах. Биофауна озера богата и разнообразна. Она представлена лососевыми, осетровыми, сиговыми, окуневыми, карповыми рыбами. Кроме того, это искусственное воспроизводство ценных видов рыб. Ежегодные уловы только в крупных озерах могут возрасти.
Задача 10.
Байкальский омульсостоит из воды и жира. Жир составляет 40% от массы тела. Вес самой маленькой рыбки – 15 г, а вес самой большой – 50 г. Сколько кг маленькой и большой рыбы надо поймать, чтобы улов составил 20 кг, если поймано 1100 рыбок. Сколько жира будет содержаться в этом улове?
Задача 11.
Засыпает Байкал так же поздно, как и просыпается. Лишь в январе силы покидают старика, он дает спеленать себя стужей. Зимой Байкал-скульптор. Лед на Байкале очень крепок. Толщина льда колеблется от 70 до 113 сантиметров. Найдите размах толщины льда на Байкале.
Такие озера, как Байкал, Ладожское служат охотой на нерпу. Цель нерпичьего промысла - добыча меховых шкурок. Их используют как кожевенное сырье, высококачественный жир, употребляемый в технических нуждах и пище. В северных озерах производят забой диких гусей, уток. В зоне некоторых озер развит промысел перламутра. Так, в районе озера Ханки можно добыть даурскую жемчужину и крупную ракушку гребенчатку. Известное медицинское значение имеют пиявки, которые обитают в озерах, заросших водными растениями. Встречаются на Урале, Казахстане, Средней Азии.
Задача 12.
Морская вода содержит 5% соли по массе. Сколько пресной воды нужно добавить к 30кг морской воды, чтобы концентрация соли составила 1,5%?
Решение: 30·0,5=1,5 кг соли содержится в 30 кг морской воды. Пусть х кг воды с 1,5% содержанием соли будет содержать 1,5 кг соли.
Получаем:
Х кг воды-100%
1,5 кг соли-1,5%
Очевидно, что раствора должно быть 100 кг.
100-30=70 кг воды надо добавить.
Ответ: 70 кг.
Задача 13.
Морская вода содержит 5% (по массе) соли. Сколько килограммов пресной воды надо добавить, чтобы содержание соли в последней составило 2%?
Решение: 40×0,05= 2 кг соли содержится в 40 л морской воды.
Пусть X л пресной воды надо добавить, чтобы содержание соли стало 2%.
4 группа. Текст информации. Данный озерный органический ил – сапропель – применяют, как лечебное средство, в сельском хозяйстве, как питательный корм, удобрение. Создание сапропельной промышленности обеспечит этим органическим сырьем сельское хозяйство, химическую, микробиологическую, комбикормовую промышленность, курортные центры. Водная растительность расширит кормовую базу для животноводства. Так, ряска по химическому составу приближается к зерновым культурам, так как в ней много протеина. Подводная растительность круглый год зеленая. Ее можно добывать из-подо льда и зимой.
Задача 14.
100 индоуток и 200 пекинских уток за день съедают 95 кг ряски, а 60 индоуток и 40 пекинских уток - 29 кг ряски. Сколько килограммов ряски съедает 1 пекинская утка и 1 индоутка за день по отдельности?
Задача 15.
Озера с пышной растительностью могут превратиться в фабрики по получению утиного мяса. Ведь одна утка пекинской породы за год дает потомство в 60 утят, каждая из которых за 2 месяца набирает вес до 2 кг. Сколько кг мяса от молодняка можно получить за год от 1000 утят?
Задача 16.
Сколько ряски потребуется на 2 месяца семейству утки с 10 утятами, если утенок съедает 150г, а утка 300г ряски?
Озера могут стать хорошими сельхозугодиями при сеянии на мелководных частях питательной и ценной культуры – туркарора (водный или канадский рис). Это прибрежно-водное растение дает много урожая сена и зерна.
5 группа. Текст информации. Вода и донные осадки озер содержат соду, мирабилит, поваренную соль бром. Например, в сибирских озерах Бурлинском (Алтайский край) и других добывают поваренную соль. Ее используют в производстве масла, сыра, посола мяса, консервировании овощей. В Западной Сибири имеются содовые озера (Михайловское, Петуховское). Колоссальные запасы поваренной соли, брома имеются в озере Эльтон (Астраханская область).
Задача 17.
Суточная норма потребления соли одним человеком 15 г. Численность г. Москвы примерно 9 млн. человек, а численность г. Алматы 1 млн. 210 тыс. человек, г. Семея – 308 тыс. человек. Сколько поваренной соли расходуют москвичи, алмаатинцы, семейчане за сутки? За год?
6 группа. Текст информации. Велико рекреационное значение озер. Озеро Байкал. Здесь разнообразные минеральные источники, термальными родниками, температура воды + 35, + 74 градусов. Один только Горячинский сульфатно-натриевый источник имеет миллионный дебит в сутки. Туристов около 350 тысяч на озере Иссык-Куль (Кыргыстан ). Минеральные источники, лечебные грязи, чистый горный воздух, мягкий климат привлекают туристов. Ежегодно здесь поправляют здоровье 200 тысяч туристов. Озеро Севан, Ладожское озеро, Кулундинские озера успешны с лечебной точки зрения. На многих озерах созданы круглогодичные базы парусного спорта.
Задача 18.
Турбаза «Айгерим», расположена вблизи озера Алаколь, разместила 68 туристов в 8 домиках и 6 юртах. В каждом домике по 4 туриста, а в каждой юрте – по 6 туристов. Сколько домиков и сколько юрт на турбазе? Какой доход получит турбаза «Айгерим» за сезон (5 дней) от 68 туристов, если суточное проживание в домике 1 человека стоит 1500тенге, а в юрте – 1000 тенге?
Вероятно, недалек тот день, когда озера будут использованы для производства водорода, через микроскопические водоросли.
Учителя математики и информатики подводят итоги, выставляют оценки.
Учитель географии.
Итак, ребята мы поработали с вами в наших экспериментальных группах, где ознакомились с предложениями, решениями задач и выводами. Попробуйте доказать, что озера – наше национальное богатство, нуждающиеся в заботе о себе, тщательном уходе от загрязнения, засорения, истощения.
Предполагаемые ответы.
- Антропогенное воздействие на озерную среду влекут неблагоприятные воздействия для населения и производства.
- В озерах водообмен намного меньше, чем в реках, водохранилищах, поэтому необходимо ограничить сброс в озера сточных вод.
- Пресные озера – это колоссальные природные фильтры, производящие чистую воду.
- Озера – это элементы городского ландшафта.
- Озера чувствительно реагируют на излишнее поступление азота и фосфора. Чрезмерное их поступление развивают микроскопические водоросли, а это будет дорогим удовольствием по очистке озер.
- Озера аккумулируют в своих чашах значительную часть пресных вод. А в современном мире – это огромная ценность.
Вывод. Пример бережного, рационального использования озер зависит от каждого из нас, при рациональной организации нашего хозяйства, не нарушая равновесия в природной среде.
Рефлексия.
- На сегодняшнем уроке я:
- узнал…
- понял…
- научился…
- Лучше всего у меня получилось…
- Основные трудности вызвали…
- Изменения, происшедшие у меня:
- в знаниях по предмету;
- в моих творческих способностях;
- в умении осознавать себя
Спасибо за урок!