Сенсорное воспитание – это целенаправленное совершенствование, развитие у детей сенсорных процессов (ощущений, восприятий, представлений). Обеспечивает развитие и обогащение чувственного опыта ребенка, формирует его представления о свойствах и качествах предметов. Основное содержание сенсорного воспитания детей с нарушением зрения в детском саду – это ознакомление детей с сенсорными эталонами и обогащение способами обследования свойств предметов и объектов окружающего мира.
Сенсорные эталоны – это общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений предметов. Осмысленность эталонов выражается в соответствующем названии – слове. Эталоны не существуют отдельно друг от друга, а образуют определенные системы, например: спектр цветов; шкала музыкальных звуков; решетка фонем родного языка; система геометрических форм; система запахов, вкусовых ощущений; качества предметов и объектов; величина; пространственные представления и т.д.
Формирование выделенных систем обеспечивают органы чувств человека или анализаторы: зрительный; слуховой; тактильно-кинестетический; обонятельный. Работа анализаторов в совокупности образует сложные динамические связи, которые являются основой процессов восприятия, ощущения и всей психической деятельности в целом. В настоящее время существует мнение, что среди многочисленных задач сенсорного воспитания важнейшими для коррекционного обучения дошкольников с патологией зрения являются:
В младшей группе:
- накопление знаний и формирование приемов четких представлений об эталонах (цвете, форме, величине, пространственном расположении);
- обогащение словаря и развитие образной речи на основе предметной соотнесенности слова.
В средней группе:
- формирование приемов целенаправленного восприятия (алгоритмизации по плану-символу);
- обучение детей на полисенсорной основе с использованием сохранных анализаторов узнавать и выделять предметы среди других, определять их свойства и назначения: по существенным признакам; на основе овладения приемом сравнения;
- обучение приемам группировки на подражание;
- обучение переносу знаний, понятий на уровень внешней речи, в самостоятельную практическую деятельность.
В старших группах:
- формирование навыка узнавания и выделения предметов среди других с использованием сохранных анализаторов, определения их свойств и назначения на основе овладения приемом сравнения;
- овладение приемами группировки (в старшей группе), классификации (в подготовительной группе);
- обучение обобщению знаний о предметах и явлениях окружающего мира с целью формирования понятий.
Указанные задачи являются общими как для нормально развивающихся, так и для детей с патологией зрения. Кроме того, Л.И.Плаксина выделяет специфические задачи сенсорного воспитания, направленные на коррекцию и компенсацию нарушений сенсорно-перцептивной сферы ребенка. К таким задачам относятся:
- Обеспечение возможно более раннего начала развития восприятия.
- Ускорение темпа сенсорного развития, его интенсификации.
- Преодоление отклонений в сенсорном развитии.
На решение этих задач направлена система сенсорного воспитания в которой учитываются как особенности аномального развития, так и то специфическое, что несет в себе каждый вид детской деятельности для общего психического и сенсорного развития ребенка. Сенсорное воспитание осуществляется в ходе формирования основных видов деятельности, которые свойственны детям, как с нормальным, так и аномальным развитием: предметной, игровой, изобразительной.
Основная форма организации обучения детей – занятие. При этом целесообразно избрать индивидуальную форму работы как наиболее действенную и эффективную на начальном этапе, поскольку именно она создает возможности установления наиболее тесного эмоционального контакта между ребенком и педагогом, а также имеется возможность отработать под контролем педагога определенный навык. В последующей работе целесообразен переход к работе в малой группе (2 – 3 ребенка), а затем – в подгруппе (5 – 6 детей).
Кроме того, сенсорное воспитание должно осуществляться в условиях повседневной жизни детей в процессе игр и труда, что способствует обогащению чувственного опыта ребенка через восприятие целого комплекса различных свойств и сторон явлений общественной жизни, природы, мира вещей. При этом решаются задачи развития восприятия (преимущественно целостного) через освоение предметного мира (сведения о названии и назначении предметов, испытания ощущения от соприкосновения с ними – тяжести, характера поверхности предметов); через освоение пространства (групповой комнаты, здания детского сада); через эстетику быта (рабочего места групповой комнаты); через ознакомление с природой (свойства земли, воды); в ходе подвижных игр, игр-драматизаций и развлечений.
Конспект подвижной игры “Кошкин дом”
(первая младшая группа детей с патологией зрения).
Программное содержание: Формировать у детей отношение к цвету, как к характерному признаку определенных предметов; умение двигаться в большом пространстве и находить предмет по заданному признаку. Учить зрительному сосредоточению на предметах определенного цвета. Закреплять представления о величине предметов. Развивать навыки бега в разных направлениях с опорой на зрительный и слуховой анализаторы. Вызвать эмоционально-положительный отклик на деятельность, желание помочь ближнему.
Материал: игрушка-кошка; лукошко с подарками; флажки; 2 мостика – широкий и узкий; домики разных цветов – синий, зеленый, желтый и красный; 4 обруча основных цветов; аудиозапись №1 с мяуканьем кошки.
Ход игры
Воспитатель: Сегодня мы пойдем гулять на полянку и там поиграем.
Дети и воспитатель подходят к “речке”. Через “речку” перекинуты два мостика – широкий и узкий.
Воспитатель: На пути у нас река. Река – глубокая, вода в ней холодная. Как же нам перебраться на другой берег? Посмотрите, через речку перекинуты два мостика. Один – узкий мостик, другой широкий. Как вы думаете, по какому мостику мы сможем перейти на другой берег? (ответы детей). Правильно по широкому. Идти нужно осторожно, чтобы ножки не замочить, смотрите перед собой (воспитатель проходит первая, дети идут за ней). Все перешли? Молодцы! А вот и полянка. Посмотрите, на полянке домики красивые стоят. (Обращается к ребенку) Скажи, какого цвета домик? (показывает на один из домиков. Затем обращается к другому ребенку и указывает на другой домик и т.д.).
Воспитатель (удивленно) Посмотрите, кто-то игрушки раскидал по всей полянке. Ай-ай-ай (качает головой).
Аудиозапись № 1.
Воспитатель (шепотом): Кто это плачет? Давайте отыщем того, кто плачет.
Дети вместе с воспитателем идут на звук.
Подходят к деревцу, из-за него выглядывает игрушка-кошка.
Воспитатель: кто это? Правильно это кошка. Как кошка мяукает? (ответы детей).
Воспитатель обращается к кошке: Кошечка, почему ты плачешь, так жалобно мяукаешь? (кошка на ушко “рассказывает” о своей беде).
Воспитатель: Кошечка играла, все игрушки раскидала, а теперь не может их собрать. Давайте поможем кошечке навести порядок – разложить игрушки в свои домики: в красный домик поместить красные игрушки, в желтый домик – желтые и т.д.
Дети выполняют задание.
Воспитатель: Молодцы! Помогли кошке, она теперь не плачет, а хочет с вами поиграть. (Воспитатель берет флажки). Какие у нее красивые, разноцветные флажки (Обращается к каждому ребенку по очереди): Какого цвета флажок? (Называют цвета всех флажков).
Воспитатель: Какого цвета флажок кошка поднимет, в домик такого цвета вы и бегите, а она будет вас догонять.
(Игра проводится 3 – 4 раза).
Кошка благодарит детей и дарит им сладкий сюрприз из лукошка.
Конспект дидактической игры “В гостях у куклы Маши”
(вторая младшая группа детей с патологией зрения).
Программное содержание: Продолжать расширять представления о сенсорных эталонах формы, цвета в процессе выполнения дидактических заданий. Формировать навыки зрительно-кинестетического обследования; слуховые навыки ориентировки в пространстве. Развивать прослеживающую функцию зрения, цветовосприятие, форморазличения. Активизировать навыки зрительно-моторной координации пальцев рук.
Материал: Дидактическая кукла Маша с нашитыми на ней карманами разной геометрической формы, разного цвета и размера; геометрические человечки; геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник) по количеству детей; прищепки разного цвета; колокольчик; аудиозапись № 1 – волшебная музыка; сумка с угощением.
Ход игры
Дети заходят в группу.
Маша. Здравствуйте! Меня зовут Маша. Какие вы красивые, нарядные! Вы мне очень нравитесь. Можно я с вами поиграю? Посмотрите, какое чудесное у меня платье. Оно украшено геометрическими фигурами – большими и маленькими. Назовите их.
Дети называют геометрические фигуры. Маша предлагает одному ребенку найти, назвать и обвести геометрическую фигуру (индивидуально-дифференцированное задание).
Маша. Геометрические фигуры не простые, а с секретом. Подойдите, помогите мне расстегнуть пуговицу на синем квадрате.
Маша достает из квадрата геометрическую фигуру.
Маша. У меня в квадрате лежала только одна фигура, а вас много. Как же мы будем играть? Ой, я совсем забыла (раскрывает платье), у меня на платье много геометрических фигур. Возьмите себе фигуру, которая вам больше всего понравилась.
Дети выбирают на платье Маши фигуру, снимают ее.
Маша. Как называется геометрическая фигура, которую ты взял? (Маша просит каждого ребенка назвать свои фигуры).
Маша. Геометрические фигуры веселые и очень любят играть. Если вы положите их на стол, то произойдет чудо.
Маша кладет свою фигуру на стол. Дети кладут свои геометрические фигуры на стол. Маша предлагает закрыть им глаза. Аудиозапись №1. Маша меняет геометрические фигуры на геометрических человечков. Дети открывают глаза.
Маша. Наши геометрические фигуры превратились в веселых человечков. Они приглашают нас поиграть с ними в игру “Прятки”.
Проводится игра, в процессе которой дети определяют – человечек какого цвета спрятался. Игра проводится два раза.
Маша. Ребята, а какого цвета человечек не прятался?
Дети высказывают предположения.
Маша. Этот человечек не любит прятаться, ему нравится прыгать. Давайте посмотрим, как он прыгает.
Физминутка для глаз. Дети снимают очки. Человечек поднимается вверх и опускается вниз при помощи лески 2 раза.
Маша. Человечки устали, им нужно отдохнуть. А мы с вами расстегнем треугольник, посмотрим что там лежит.
Маша просит одного ребенка подойти и расстегнуть замок. Достает из треугольника разноцветные прищепки, кладет их на поднос.
Маша. Это же мои разноцветные украшения с платья, они все перепутались. Выберите все красные украшения и пристегните их на полоску такого же цвета.
Дети выбирают прищепки из множества и пристегивают их согласно цвету.
Маша. Какое платье у меня стало красивое. А где же моя сумка? Я вам принесла угощенья в ней и где-то нее потеряла. Но это не беда, ее можно легко найти при помощи моего волшебного колокольчика. Предлагает одному ребенку развязать завязки у круга. Достает из круга колокольчик. Звенит им. В противоположном углу группы раздается такой же звон колокольчика.
Маша. Это моя сумка мне отвечает. Пойдемте на звук и найдем ее.
Звук повторяется. Дети идут на звук, находят сумку, Маша раздает им угощенье.
Взаимодействие взрослого и ребенка в процессе дидактической игры “Путешествие в Королевство спелых фруктов”
(средняя группа детей с патологией зрения).
Программное содержание: Обогащать знания об окружающем мире с помощью различных видов анализаторов (слуховой, зрительный, тактильно-кинестетический). Закреплять и расширять представления детей об овощах и фруктах. Упражнять в умении соотносить предметы (семена овощей и фруктов) по сенсорным признакам (форме, цвету, величине) и месту произрастания. Закреплять знания детей о сенсорных свойствах и качествах предметов (вкус, запах). Развивать глазодвигательные, фиксирующие, анализирующие функции зрительного анализатора. Стимулировать социальное поведение со взрослыми в процессе совместной деятельности.
Материал: нарисованные картины стражников (из фруктов и овощей); волшебная палочка; корона для воспитателя; большое яблоко, полое внутри; светящийся шнур – дорога; 2 графина для сока; разовые стаканчики; 2 этикетки с изображением моркови и яблока; клей; магнитики-овощи; магнитики-фрукты; зашумленные картинки по количеству детей; магнитные доски – 2 овальных, 2 – круглых; оформление потолка; карточки-модели; семена овощей и фруктов; корзина с фруктами.
Ход игры
Дети получают письмо. Воспитатель его зачитывает: “Дорогие дети! Приглашаю вас и ваших родителей в мое Королевство спелых плодов. Дорогу ко мне вам укажут фрукты и овощи с помощью волшебной палочки, которую я вам высылаю. С большим уважением Королева Фрутелла.”
Дети и родители отправляются в путь по светящейся дорожки и с помощью волшебной палочки доходят до стражников Королевства спелых плодов.
Воспитатель: Уважаемые стражники! Как нам пройти в Королевство спелых плодов? Нас ждет королева Фрутелла.
Стражники: Чтобы пройти в Королевство вам нужно выполнить задание: мы будем называть фрукты и овощи. Если я назову фрукт - сделайте один шаг вперед, если овощ - вы должны стоять на месте. Ошибетесь хоть раз - шаг назад.
Стражники называют фрукты и овощи: яблоко, капуста, груша, помидор, апельсин и т.д.
Дети выполняют задание и проходят милю стражников, попадают в Королевство спелых плодов, где их встречает королева Фрутелла (воспитатель одевает корону).
Королева: Здравствуйте дети и родители! Вы получили мое письмо с просьбой о помощи? Совсем недавно у нас была огромная страна, в этой стране было два города: Фруктоград и Овощеград. В городе Фруктограде жили только фрукты, Овощеграде - овощи. Но злая колдунья Гнилуша перепутала все семена овощей и фруктов. С тех пор у нас началась путаница: фрукты называют себя овощами, а овощи - фруктами. Помогите нам разобраться - выполните все задания, которые лежат в волшебном яблоке. (Отдает родителям яблоко).
Родители достают первое задание и читают его: “Определите на вкус сок и приклейте нужную этикетку”. Родители дают попробовать сок детям.
Королева Фрутелла: Из чего сделан сок? Значит он какой? (яблочный, морковный).
Дети приклеивают этикетки.
Родители читают второе задание: “Внимательно рассмотрите картинку, определите, что там нарисовано. Найдите такие же фрукты и овощи на подносе и разложите их по вазам (магнитные доски). В круглую вазу положите фрукты, в овальную – овощи”.
Дети выполняют задание.
Королева: Молодцы! Вы выполнили второе задание. Но впереди еще много трудностей.
Родители достают и читают третье задание: “Определи по запаху продукт (апельсин, лук), найдите изображение этого продукта на потолке”.
Каждому ребенку предлагается понюхать только один продукт, найти его изображение на потолке, подойти к нему, рассмотреть его.
Зрительная гимнастика.
- Посмотри на свой продукт.
- Посмотри на кончик своего носа.
- Посмотри на свой продукт.
- Посмотри на кончик своего носа.
Родители контролируют выполнение упражнений, стоя рядом с детьми.
Королева: Злая колдунья Гнилуша спутала все семена плодов нашего Королевства. Это ваше четвертое задание.
Родители достают четвертую записку и читают ее: “Разберите семена овощей и фруктов с помощью карточек-моделей”.
Фрутелла раздает карточки-модели и семена овощей и фруктов (яблоко, тыква, апельсин, огурец). Дети выполняют задание. В соответствии с обозначениями: где растет продукт, форма, цвет, величина семечки.
Фрутелла: Спасибо вам за помощь, вы выполнили все задания, спасли наше Королевство спелых фруктов, но, чтобы выйти из Королевства вы должны выполнить последнее задание – задание стражников. Вспомните, из чего у них сделаны уши, носы, глаза и волосы.
Дети называют продукты, из которых сделаны уши, носы, глаза и волосы стражников. Появляются стражники. Взрослые и дети проверяют, правильно ли были названы все продукты.
Королева: Я рада за вас! На прощание я хочу угостить вас фруктами. Но только вас много, а фруктов по одному (показывает детям корзинку с фруктами). Что делать? (дети высказывают предположение).
Родители предлагают сделать для всех фруктовый салат.
Дети и родители идут в группу делать фруктовый салат.