Участники: учащиеся 5-го класса, классные руководители, члены родительского комитета класса.
Цели:
- Содействовать успешному протеканию процесса адаптации учащихся к обучению в средней школе, формированию у них уважения к нормам и ценностям жизни одноклассников;
- Способствовать сплочению классного коллектива, развитию коммуникативных способностей, осуществлять, анализировать и оценивать совместную деятельность.
Подготовительная работа.
По классам проводиться анкетирование, на основе которого учащиеся выполняют коллаж
Коллективный портрет 5 класса____
| Какой общий вес нашего класса? (можно проводить анонимно) | ||
| Какова его общая длина? | ||
| Сколько нам вместе полных лет? | ||
| Сколько у нас карих глаз? | ||
| Сколько серых глаз? | ||
| Сколько зеленых глаз? | ||
| Сколько голубых глаз? | ||
| Сколько у нас родных братьев и сестер? | ||
| Какие у нас домашние животные и сколько их? | ||
| Чем мы увлекаемся? |
Для удобства опроса предлагается следующая таблица:
Результаты опроса 5 класса___
| № | Фамилия | Вопросы |
|||||||||||||
| Вес | Рост | Сколько лет | Карие глаза | Голубые глаза | Серые глаза | Зеленые глаза | Родные братья | Родные сестры | Собаки | Кошки | Птицы | Др. животные | Чем увлекаемся? | ||
Оформление, оборудование и инвентарь:
- Музыкальное оформление.
- Презентация “Первый раз, но в 5-й класс” (PowerPoint)
- Четыре открытки с названием четырех команд разрезанных на количество участников в команде (“Умники”, “Интеллектуалы”, “Мудрецы”, “Всезнайки”) и поднос для хранения фрагментов открыток
- Фломастеры (4 набора).
- Конверт с заданиями для команд (Приложение)
Ход классного часа
Классный час начинается со вступительных слов классных руководителей, которые объясняют цель классного часа. Предоставляется слово старостам, которые показывают домашнее задание “коллаж”.
Формирование команд. В жеребьевке принимают участие два класса. Они берут с подноса по одному фрагменту открыток, находят похожие фрагменты, складывают их, определяют название команды и выбирают капитана (планируется четыре команды).
Затем начинаются конкурсы для команд.
“Разминка” (Конкурс посвящен самому любимому, самому популярному жанру литературы – сказке)
Можно участвовать одновременно всем командам. Классный руководитель перечисляет названия литературных произведений, а ребята хлопают в ладоши только тогда, когда названа сказка и не реагируют, если названо произведение другого жанра. Можно получить баллы для команды, назвав автора произведения.
| № | Название произведения | Жанр | Автор |
| Сказка о рыбаке и рыбке | сказка | А.С. Пушкин | |
| Сказка о потерянном времени | сказка | Е. Шварц | |
| Руслан и Людмила | сказка | А.С. Пушкин | |
| Евгений Онегин | Роман в стихах | А.С. Пушкин | |
| Маугли | сказка | Р.Киплинга | |
| Три поросенка | сказка | Английская народная | |
| Три Мушкетера | роман | А. Дюма | |
| Три товарища | роман | Э.М. Ремарк | |
| Тараканище | сказка | К.И. Чуковский | |
| Двенадцать месяцев | сказка | С.Я. Маршака | |
| Двенадцать стульев | роман | И. Ильф и Е. Петров | |
| Три толстяка | сказка | Ю. Олеши | |
| Два капитана | роман | В. Каверина | |
| Волк и семеро козлят | сказка | Русская народная | |
| Серая шейка | рассказ | М.М.Пришвин | |
| Стрекоза и муравей | басня | И.А. Крылов | |
| Гадкий утенок | сказка | Г.-Х. Андерсана | |
| Гуси-лебеди | сказка | Русская народная | |
| Дюймовочка | сказка | Г.-Х. Андерсана | |
| Тимур и его команда | повесть | А.П. Гайдар | |
| Мальчишь-Кибальчиш | сказка | А.П.Гайдар | |
| Вини-Пух и все-все-все | сказка | А.-А. Милна | |
| Му-Му | Рассказ | И.А. Тургенева | |
| Аленький цветочек | сказка | С.Т. Аксакова | |
| Черный тюльпан | роман | А.Дюма | |
| Белый Бим Черное ухо | повесть | Г.Н. Троепольский | |
| Приключения Чипполино | сказка | Дж. Родари | |
| Дед Мазай и Зайцы | Отрывок из поэмы | Н.А. Некрасов | |
| Приключения Электроника | повесть | Е. Вельтистова | |
| Мастер и Маргарита | роман | М.А. Булгаков | |
| Ромео и ДЖульета | трагедия | В. Шекспир | |
| Сестрица Аленушка и братец ец Иванушка | сказка | Русская народная | |
| Собака Баскервилей | рассказ | А. Конан Дойля | |
| Золотой Петушок | сказка | А.С. Пушкина | |
| Золотой ключик | сказка | А.К. Толстого | |
| Золотой теленок | роман | И. Ильф и Е. Петров | |
| Властелин колец | Роман-фентази | Дж. Толкиена | |
| Принцесса на горошине | сказка | Г.-Х. Андерсана | |
| Принцесса Турандот | сказка | К.Гоцци | |
| Снежная королева | сказка | Г.-Х. Андерсана | |
| Старик Хоттабыч | сказка | П. Лунгина | |
| Старик и море | рассказ | Э. Хемингуэя | |
| Хозяйка медной горы | сказка | П.П. Бажова | |
| Серебряное копытце | сказка | П.П.Бажова |
“Портрет пятиклассника”
Командам на формате А3 предлагается выполнить портрет пятиклассника и прокомментировать его.
“Музыкальный”
Необходимо исполнить один куплет известной песни в заданном стиле:
“Чебурашка” – в стиле оперы;
“Голубой вагон” – в стиле рэпп;
“В траве сидел кузнечик” – в стиле народного
фольклора;
“К сожаленью, день рожденье…” – в стиле рок.
“Путаница”
Поставить строки стихотворения в порядке и назвать автора.
| 1. | И редкий солнца луч, и первые морозы, |
| 2. | Люблю я пышное природы увяданье, |
| 3. | И мглой волнистою покрыты небеса, |
| 4. | Унылая пора! Очей очарованье! |
| 5. | В их сенях ветра шум и свежее дыханье, |
| 6. | И отдаленные седой зимы угрозы. |
| 7. | Приятна мне твоя прощальная краса – |
| 8. | В багрец и золото одетые леса. |
Таблица для ответа:
| 1. | 2. | 3. | 4. | 5. | 6. | 7. | 8. |
| Команда____________________ Автор стихотворения:____________________________ | |||||||
Ответ:
Унылая пора! Очей очарованье!
Приятна мне твоя прощальная краса –
Люблю я пышное природы увяданье,
В багрец и золото одетые леса.
В их сенях ветра шум и свежее дыханье,
И мглой волнистою покрыты небеса,
И редкий солнца луч, и первые морозы,
И отдаленные седой зимы угрозы.
А.С. Пушкин
| 4 | 7 | 2 | 8 | 5 | 3 | 1 | 6 |
| Команда____________________ Автор стихотворения: А.С. Пушкин | |||||||
“Анаграмма”
Необходимо выбрать из команды 7 человек.
Буквы: Д Н Е В И К и универсальная карточка, заменяющая любую букву алфавита.
Двум командам раздаются карточки с перечисленными выше буквами русского алфавита. Каждый участник получает одну карточку с буквой. Учитель задает вопрос одновременно для обеих команд. Участники команд должны свой ответ продемонстрировать, используя свои карточки. Если в ответе меньше букв, чем участников, то остальные должны присесть. Слово для зрителей должно читаться слева на право. Если в слове отсутствует необходимая буква, ее можно заменить универсальной карточкой.
Вопросы:
Мы живем с вами в 21 ……… (ВЕКЕ).
Для слова ночь – антоним ………… (ДЕНЬ).
Инструмент для уборки кабинета ... (ВЕНИК).
Основной документ школьника …. (ДНЕВНИК).
За победу в юрмольском фестивале КВН-ие команды получают кубок “Голосящий…”……..(КИВИН)
“Шифровка”
| 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 5 | 9 | 10 | 2 | 11 | 11 | 6 | 12 | 13 | 14 | 12 | 15 |
| 7 | 10 | 16 | 17 | 4 | 18 | 4 | 19 | 17 | 4 | 20 | 15 | 20 | 15 | 10 | 4 | 5 | 1 | 2 | 8 |
| 21 | 4 | 3 | 4 | 12 | 8 | 21 | 2 | 12 | 8 | 6 |
Ключ:
Это то, что ограничивает свободу людей совершать те или иные действия (правило)
| 3 | 23 | 2 | 5 | 8 | 10 | 4 |
Отношения, предполагающие взаимопомощь, доверие (дружба)
| 7 | 23 | 13 | 14 | 20 | 2 |
То, что приобретают в школе (знания)
| 1 | 12 | 2 | 12 | 8 | 16 |
Ученик, имеющий в дневнике только одни пятерки (отличник)
| 4 | 17 | 10 | 8 | 19 | 12 | 8 | 9 |
Идея, которая приходит в результате размышлений (мысль)
| 21 | 15 | 11 | 10 | 24 |
Человек, обладающий выдающимися способностями (гений)
| 18 | 6 | 12 | 8 | 22 |
Ответ: Заповеди в классе нужны для того, чтобы было взаимопонимание.
Подведение итогов.
Торжественное произнесение клятвы классного руководителя и клятвы ученика.
Я, классный руководитель 5 класса,_____________________, перед лицом учащихся торжественно клянусь:
- заботиться о своих учениках;
- способствовать их развитию;
- помогать решать проблемы в отношениях с товарищами, учителями и родителями;
- оказывать помощь в учебной деятельности;
- соблюдать права и свободы учащихся.
Я,____________________________, ученик 5 класса школы № 549, перед лицом своих одноклассников торжественно клянусь:
- беречь школу и школьный двор, как дом родной;
- уважать старших и младших;
- прилежно учиться и жить достойно.
- никогда не приходить в школу с невыученными уроками;
- никогда не носить сменную обувь в одном пакете с бутербродами, а бутерброды с учебниками;
- не огорчать родителей, учителей и классного руководителя;
- соблюдать устав школы, правила поведения и кодекс чести.
Кодекс чести.
- Уважать честь и достоинство каждого человека,
- Быть честным и правдивым в отношениях с товарищами, учителями и родителями;
- Быть чутким и внимательным по отношению к окружающим,
- Воспитывать в себе нетерпимое отношение к любым проявлениям вандализма, к бранной речи и дурным привычкам,
- Уважать и ценить чужой труд,
- Оказывать посильную помощь товарищам в освоении школьной программы,
- Считать позорным подсказывать и списывать при контроле знаний, расценивая это как обман самого себя и учителя,
- Не быть равнодушным к классным и школьным делам.
Выдача свидетельств.
Литература:
- Степанова Е.Н., Александрова М.А. Классные классные дела: Методические разработки воспитательных дел в классе. Вып.2 – М.: ТЦ Сфера, 2004. – 192 с.
- Колесинская Я. Сценарии КВН для 5 – 8 классов. Играем по умному. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. – 127 с.
- Шмаков С.А. Учимся играя. Методическое пособие. – М.: ЦГЛ, 2004 – 128 с.