Конспект логопедического занятия для учащихся 1–2-х классов с ФФН и ОНР по теме "Дифференциация звуков и букв [р] и [л]"

Разделы: Начальная школа

Классы: 1, 2

Ключевые слова: логопедическое занятие, дифференциация звуков р-л, профилактика дисграфии


Цели:

1. Развитие фонематического слуха.

2. Дифференциация звуков в слогах, словах и предложениях.

3. Автоматизация звуков в слогах, словах различной слоговой структуры, в предложениях.

4. Совершенствование звуко-буквенного анализа и синтеза.

5. Уточнение значений слов, обогащение словарного запаса.

6. Развитие слухового восприятия, внимания и памяти.

Оборудование: слоговые таблицы, карточки со словами, рисунки, предметные картинки.

Ход занятия

  1. Организационный момент.
  2. Введение в тему.
  3. Отгадайте загадку.

    Крыльев нет, но эта птица полетит и прилунится. (Ракета)

    - Какой первый звук в этом слове? (“р”)

    - А какую букву я написала? (“эр”)

    Еще одна загадка.

    Ночью по небу гуляю, тускло землю освещаю.

    Скучно, скучно мне одной,

    А зовут меня? (Луной)

    img2.jpg (3593 bytes)

    - Какой первый звук в этом слове? (“л”)

    - А какую букву я написала? (“эль”)

    Сегодня мы с вами сравним звуки “р” - “л” и буквы “эр” - “эл”, найдем их в слогах, словах и предложениях. А для этого мы отправимся с вами в путешествие на луну.

  4. Чтобы ракета поднялась в воздух, давайте дадим характеристику звуку “р”.
  5. (Согласный, звонкий, сонорный – самый звонкий из согласных, может быть и твердым и мягким, непарный.)

    Заводим двигатель ракеты: р-р-р.

    А чтобы луна нам была хорошо видна, дадим характеристику звуку “л”.

    (Согласный, звонкий, сонорный, может быть и твердым и мягким, непарный.)

    Произнесем звук “л”: л-л-л.

  6. Первая преграда на нашем пути – большое облако.

    Прочитаем слоги:

    рал – лар рял – ляр
    рол – лор рёл – лёр
    рул – лур рюл – люр
    рыл – лыр рил – лир
    рэл – лэр рел – лер

    Я назову слог, а вы покажите и назовите слово, в котором этот слог встречается (работа у доски).

    Рал (убрал, загорал, собрал), рыл (перерыл, вырыл), лир (ювелир), рял (доверял, проверял, потерял) и т.д.

    Убрал, перерыл, застрял, орёл, ювелир.

    Горел, вырыл, подарил, загорал, рулевой.

    Потерял, верил, собрал, маляр, кастрюля.

    Велюр, проверял, смотрел, выстрел, контролёр.

    Облака исчезли, и наша ракета летит дальше.

  1. На нашем пути показался самолет.

    Чтобы не случилось столкновения, вспомните, какие встретились профессии в предыдущем задании (маляр, контролер, ювелир).

    Что делает маляр? Контролер? Ювелир?

    Распределим картинки с названиями профессий на три группы:

    Р Р-Л Л
    экскурсовод маляр велосипедист
    тракторист контролер мотоциклист
    доярка слесарь  
    фотограф скульптор  
    парикмахер    

    Угадайте загадки. В какой столбик поместим слово?

    - Кто учит детей правильно произносить звуки? (логопед)

    - Кто по снегу быстро мчится, провалиться не боится? (лыжник)

    - Скажите, кто так вкусно готовит щи капустные, пахучие котлеты, салаты, винегреты, все завтраки, обеды? (повар)

    - Кто гантели поднимает, дальше всех ядро бросает? Быстро бегает, стреляет – как одним словом их всех называют? (спортсмены)

    - Мастер в руки взял фуганок, остро наточил рубанок, доски гладко отстругал, взял сверло, шурупы взял, доски ловко просверлил, их шурупами свинтил, получилась рама – загляденье прямо! Хороший тот работник зовется просто … (плотник).

    - В сентябре и в январе он – хозяин во дворе.

    Листья осенью сгребает, снег зимою убирает.

    Всех быстрей и всех проворней двор наш убирает … (дворник).

    - Кто ловит рыбу? (рыболов)

    - Кто управляет самолетом? (пилот, летчик)

    Физкультминутка

    Заведем мотор самолета: р-р-р. Дети произносят: р-р-р… и воспроизводят руками движения мотора.

    Завели мотор, и полетел самолет высоко, не видно его, только гул слышен: л-л-л.

    Самолет построим сами,

    Понесемся над лесами,

    Понесемся над лесами,

    А потом вернемся к маме (А.Барто)

  1. Приближается спутник, надо передать о нем информацию.
  2. Подскажите словечко (замените в слове “л” на “р” или “р” на “л”, “ль” на “рь” или “рь” на “ль”).

    Дедушку зовут ЛУКА,
    У него болит … РУКА.
    Хорошо танцует ВАЛЯ
    И ее сестренка … ВАРЯ.
    На столе – с картошкой ПЛОШКА,
    За столом – голодный … ПРОШКА.
    Вечно плачет этот ЛЁВА,
    Говорят ему: “Ты – … РЁВА”.
    Рисовал художник ЛАМУ
    И картину вставил в … РАМУ.
    Зреет на кустах МАЛИНА,
    Соберет её … МАРИНА.
    Друг позвал меня на ПИР,
    Ел я торт и чай я … ПИЛ.
    В блеске солнечных ЛУЧЕЙ
    По земле бежит … РУЧЕЙ.
  3. Приближается комета.
  4. Срочно составляем схему предложений.

    Космонавт летит в ракете.
    Мы смотрим в телескоп.
    Ракета летит к звездам.
    В небе светит яркая луна.

  5. Мы почти у цели. Солнце нам ярко светит.
  6. Обозначим “р” и “л” в схемах предложений.

    Космонавт летит в ракете л р

    Мы смотрим в телескоп. р л

    Ракета летит к звездам. р л

    В небе светит яркая луна. р л

  7. Вот мы и на луне.
  8. Здесь нас ждет интересное задание.

    Раздаются карточки со словами.

    Догадайтесь, что за слова здесь написаны. Вставьте буквы Р или Л (домашнее задание – прочитать слова и составить с ними предложения устно или письменно).

    АКВА . ИУМ ВЕ . ТО . ЁТ
    ФЕВ . А . Ь КОНТ . О . ЁР
    КАСТ . Ю . Я В . А ТА . Ь
    СВЕ . . О К . Ы . Ь ЦО
    БЕ . . ОГА МИ . ИЦИОНЕ .

    Объяснить значение слов.

    Крыльцо – вход в дом в виде наружной пристройки с площадкой под навесом, со ступенькой или лестницей.

    Сверло – режущий вращающийся инструмент для получения круглых отверстий.

    Контролер – работник, который контролирует кого-н. или что-н.

  9. Вот и закончилось наше путешествие. Оно вам понравилось? А какие задания нам пришлось с вами выполнить? Какие звуки мы повторили? Молодцы!