Цели:
1. Развитие фонематического слуха.
2. Дифференциация звуков в слогах, словах и предложениях.
3. Автоматизация звуков в слогах, словах различной слоговой структуры, в предложениях.
4. Совершенствование звуко-буквенного анализа и синтеза.
5. Уточнение значений слов, обогащение словарного запаса.
6. Развитие слухового восприятия, внимания и памяти.
Оборудование: слоговые таблицы, карточки со словами, рисунки, предметные картинки.
Ход занятия
- Организационный момент.
- Введение в тему.
- Чтобы ракета поднялась в воздух, давайте дадим характеристику звуку “р”.
- Первая преграда на нашем пути – большое облако.
Отгадайте загадку.
Крыльев нет, но эта птица полетит и прилунится. (Ракета)
- Какой первый звук в этом слове? (“р”)
- А какую букву я написала? (“эр”)
Еще одна загадка.
Ночью по небу гуляю, тускло землю освещаю.
Скучно, скучно мне одной,
А зовут меня? (Луной)
- Какой первый звук в этом слове? (“л”)
- А какую букву я написала? (“эль”)
Сегодня мы с вами сравним звуки “р” - “л” и буквы “эр” - “эл”, найдем их в слогах, словах и предложениях. А для этого мы отправимся с вами в путешествие на луну.
(Согласный, звонкий, сонорный – самый звонкий из согласных, может быть и твердым и мягким, непарный.)
Заводим двигатель ракеты: р-р-р.
А чтобы луна нам была хорошо видна, дадим характеристику звуку “л”.
(Согласный, звонкий, сонорный, может быть и твердым и мягким, непарный.)
Произнесем звук “л”: л-л-л.
- На нашем пути показался самолет.
Прочитаем слоги:
рал – лар | рял – ляр |
рол – лор | рёл – лёр |
рул – лур | рюл – люр |
рыл – лыр | рил – лир |
рэл – лэр | рел – лер |
Я назову слог, а вы покажите и назовите слово, в котором этот слог встречается (работа у доски).
Рал (убрал, загорал, собрал), рыл (перерыл, вырыл), лир (ювелир), рял (доверял, проверял, потерял) и т.д.
Убрал, перерыл, застрял, орёл, ювелир.
Горел, вырыл, подарил, загорал, рулевой.
Потерял, верил, собрал, маляр, кастрюля.
Велюр, проверял, смотрел, выстрел, контролёр.
Облака исчезли, и наша ракета летит дальше.
- Приближается спутник, надо передать о нем информацию.
- Приближается комета.
- Мы почти у цели. Солнце нам ярко светит.
- Вот мы и на луне.
- Вот и закончилось наше путешествие. Оно вам понравилось? А какие задания нам пришлось с вами выполнить? Какие звуки мы повторили? Молодцы!
Чтобы не случилось столкновения, вспомните, какие встретились профессии в предыдущем задании (маляр, контролер, ювелир).
Что делает маляр? Контролер? Ювелир?
Распределим картинки с названиями профессий на три группы:
Р | Р-Л | Л |
экскурсовод | маляр | велосипедист |
тракторист | контролер | мотоциклист |
доярка | слесарь | |
фотограф | скульптор | |
парикмахер |
Угадайте загадки. В какой столбик поместим слово?
- Кто учит детей правильно произносить звуки? (логопед)
- Кто по снегу быстро мчится, провалиться не боится? (лыжник)
- Скажите, кто так вкусно готовит щи капустные, пахучие котлеты, салаты, винегреты, все завтраки, обеды? (повар)
- Кто гантели поднимает, дальше всех ядро бросает? Быстро бегает, стреляет – как одним словом их всех называют? (спортсмены)
- Мастер в руки взял фуганок, остро наточил рубанок, доски гладко отстругал, взял сверло, шурупы взял, доски ловко просверлил, их шурупами свинтил, получилась рама – загляденье прямо! Хороший тот работник зовется просто … (плотник).
- В сентябре и в январе он – хозяин во дворе.
Листья осенью сгребает, снег зимою убирает.
Всех быстрей и всех проворней двор наш убирает … (дворник).
- Кто ловит рыбу? (рыболов)
- Кто управляет самолетом? (пилот, летчик)
Физкультминутка
Заведем мотор самолета: р-р-р. Дети произносят: р-р-р… и воспроизводят руками движения мотора.
Завели мотор, и полетел самолет высоко, не видно его, только гул слышен: л-л-л.
Самолет построим сами,
Понесемся над лесами,
Понесемся над лесами,
А потом вернемся к маме (А.Барто)
Подскажите словечко (замените в слове “л” на “р” или “р” на “л”, “ль” на “рь” или “рь” на “ль”).
Дедушку зовут ЛУКА, У него болит … РУКА. |
Хорошо танцует ВАЛЯ И ее сестренка … ВАРЯ. |
На столе – с картошкой ПЛОШКА, За столом – голодный … ПРОШКА. |
Вечно плачет этот ЛЁВА, Говорят ему: “Ты – … РЁВА”. |
Рисовал художник ЛАМУ И картину вставил в … РАМУ. |
Зреет на кустах МАЛИНА, Соберет её … МАРИНА. |
Друг позвал меня на ПИР, Ел я торт и чай я … ПИЛ. |
В блеске солнечных ЛУЧЕЙ По земле бежит … РУЧЕЙ. |
Срочно составляем схему предложений.
Космонавт летит в ракете.
Мы смотрим в телескоп.
Ракета летит к звездам.
В небе светит яркая луна.
Обозначим “р” и “л” в схемах предложений.
Космонавт летит в ракете л р
Мы смотрим в телескоп. р л
Ракета летит к звездам. р л
В небе светит яркая луна. р л
Здесь нас ждет интересное задание.
Раздаются карточки со словами.
Догадайтесь, что за слова здесь написаны. Вставьте буквы Р или Л (домашнее задание – прочитать слова и составить с ними предложения устно или письменно).
АКВА . ИУМ | ВЕ . ТО . ЁТ |
ФЕВ . А . Ь | КОНТ . О . ЁР |
КАСТ . Ю . Я | В . А ТА . Ь |
СВЕ . . О | К . Ы . Ь ЦО |
БЕ . . ОГА | МИ . ИЦИОНЕ . |
Объяснить значение слов.
Крыльцо – вход в дом в виде наружной пристройки с площадкой под навесом, со ступенькой или лестницей.
Сверло – режущий вращающийся инструмент для получения круглых отверстий.
Контролер – работник, который контролирует кого-н. или что-н.