Здравствуй, школа! (1 класс)
Цели:
- Мотивация родителей и детей на совместную деятельность.
- Создание положительного настроя на обучение.
- Достижение первого социокультурного результата: ПЕРВОЕ СЛОВО, подаренное людям.
Оформление: класс красочно оформлен рисунками с изображением листьев клёна, гроздьев рябины, воздушными шарами; для фона приготовлены записи детских песен.
Оборудование: мягкая игрушка, печатная страница для заполнения (см. Приложение 1), каждый ребёнок приносит цветные карандаши, шариковую ручку.
Ход праздника
1. Звучит музыка, ребята с родителями рассаживаются в классе (столы стоят полукругом, с одной стороны столов садятся дети, с другой – родители).
2. Вступительное слово учителя:
Нежарким солнышком согреты,
Леса ещё листвой одеты.
У малышей в руках букеты.
День хоть и грустный, но весёлый:
Грустишь ты:
-до свиданья, лето!
И радуешься:
- здравствуй, школа!
Уважаемые папы и мамы, дедушки и бабушки, все взрослые, кто пришел на нашу встречу! С сегодняшнего дня вы становитесь одной большой командой корабля под названием «Школа». Наше плаванье начинается сегодня, а закончится через 11 лет. Всё это время мы будем вместе преодолевать трудности, делать неожиданные открытия, добывать сокровища знаний. Наша школа приветствует вас. Вперёд! В страну знаний!
3. Ресурсный круг.
Сегодня многие увидели друг друга первый раз, так давайте познакомимся (для этого детей приглашаем встать в круг). Назовите своё имя, продолжая фразу: «Я пришёл в школу, чтобы…» (при этом передаём друг другу мягкую игрушку по часовой стрелке).
4. Чтение стихотворений детьми.
К сегодняшнему дню многие из вас, ребята, приготовили стихотворения. Мы хотели бы их услышать.
5. Слово родителей.
Что ж, дети – молодцы. А теперь мы послушаем ваших родителей: что помнят они из школьной жизни? Может, это смешной случай или 1-й школьный день или образ любимого учителя. Пожалуйста, начинаем! (Предварительно необходимо договориться, кто из родителей сможет выступить.)
6. Работа над 1-ой страничкой «Книги жизни».
Школа – новый этап в вашей жизни. За время учёбы в начальной школе каждый из вас напишет свою «Книгу жизни». В ней вы будете рассказывать о своих друзьях, о своих мечтах и делах. А сегодня мы начинаем писать 1-ую страничку, её вы оформите вместе с родителями (раздаём каждому ученику эту страничку, под музыку родители помогают детям её заполнить).
Эта страничка станет первой в вашей Книге жизни (можно предложить детям взять её в руки и показать ведущему) [Приложение 1].
7. Слово- поздравление родителей.
8. Заключение.
В конце нашей встречи я расскажу небольшую притчу.
Жил- был отец, и было у него 3 сына. Они всё время ссорились между собой. Надоело отцу наблюдать эти ссоры, созвал он сыновей своих и говорит им: « Вот прутик, его легко можно сломать»,- взял и сломал веточку. «А вот несколько прутиков, как их не гни, а сломать – не сломаешь. Так и вы: если каждый из вас будет действовать поодиночке, то вас легко победить можно. А если будете дружить, не ссориться, вас никто не сломает. Вместе вы – сила!» и вам, ребята, я желаю жить дружно.
Моя семья. (2 класс)
Цели:
- Воспитание чувства ответственности за свою семью.
- Присоединение к социокультурным результатам первого класса.
- Развитие способности анализировать информацию.
Оформление: красочное оформление кабинета, грамоты, дипломы по итогам работы за 1-й класс, на доске пословица: «На что клад, если в семье лад».
Оборудование: большие буквы слова КЛАСС, любая игрушка или школьный предмет для ресурсного круга, сказка «Репка» (3, с. 130), силуэты кленового листа для каждого ученика, силуэт ствола дерева.
Ход занятия
1. Приветствие.
Дорогие ребята, уважаемые взрослые! Мы рады видеть вас снова в нашем классе. Сегодня у нас праздник – День Знаний. С этого праздничного дня начинается каждый новый учебный год. С сегодняшнего дня вы – второклассники.
Уже не первый класс, второй
Тебя встречает на пороге.
Красив твой возраст озорной
В начале жизненной дороги.
Теперь за лето отдохнул,
Набрался сил ты для запаса
И гордо, радостно шагнул
В объятия второго класса.
Удачи вам всегда во всем,
Пусть будет свет в окошке вашем.
2. Итоги олимпиад за 1 класс.
Одно из событий прошедшего года – ваше участие в Российском интеллектуальном марафоне. Сегодня мы награждаем участников.
3. Ресурсный круг. Впечатления о лете.
Позади у вас – первые летние каникулы. Давайте вспомним самое яркое впечатление ушедшего лета и расскажем о нем своим одноклассникам (дети встают в круг и, передавая игрушку, говорят).
4. Заполнение страницы «Моя семья».
Вместе с вами летом были родители. Ведь если «вся семья вместе, так и душа на месте». Сейчас мы заполним страничку Книги жизни, которая так и называется – «Моя семья» (вместе с родителями заполняют с 1 по 5 пункт). [Приложение 1]
5. Беседа по вопросам страницы.
А у родителей мы бы хотели спросить, какие семейные занятия любят в вашей семье?
Вы, ребята, тоже члены семьи. И от вас зависит, какой будет семья. Давайте подумаем: что вы можете сделать в настоящее время, чтобы ваша семья была крепкой?
6. Расшифровка.
Наша семья – это и наш класс. Давайте подумаем, какая это семья. На каждую букву слова «КЛАСС» назовите слова, характеризующие дружный класс.
К – крепкий, коммуникабельный
Л – любящий, любознательный
А – активный, артистичный
С – счастливый
С – самостоятельный
7. Работа с родителями. Инсценировка.
Что же значит слово «коммуникабельная»? Это умение общаться друг с другом, находить общий язык. Сейчас мы проверим на коммуникабельность наших родителей. Для этого им предстоит выполнить одно секретное задание (родители тренируются за дверью, в коридоре, а потом разыгрывают перед классом сказку «Репка» [3, с.130]). А мы с вами нарисуем свою семью в будущем (пункт 6 странички Книги жизни) [Приложение 1].
8. Настроение.
Мы много потрудились, о многом вспомнили, и в преддверии нового учебного года нам бы хотелось знать, с каким настроением вы идете учиться. Для этого каждый из вас вместе с родителями раскрасит кленовый листочек в определённый цвет, а потом постарается объяснить, что вы сделали (спросить 2-3 человека, листочки прикрепляют на доске к стволу дерева сами дети).
9. Поздравление от родителей. (Заранее договориться с родителями)
10. Итог.
Недаром говорят: «на что и клад, если в семье лад». Эту пословицу мы сегодня попробовали доказать нашим праздником. Желаем вам в новом учебном году так же дружно и активно добывать новые знания.
Друзья встречаются вновь. (3 класс)
Цели:
- Воспитание доверия.
- Развитие умения присоединяться друг к другу.
- Развитие бережного отношения к понятиям дружба, верность.
Оформление: красочно оформленный кабинет, грамоты и дипломы за 2-ой класс, фотогазета «Вот оно какое наше лето».
Оборудование: цветные буквы слова ДРУГ; напечатанные слова: доверие, честность, терпение, доброта, эгоизм, поддержка, уважение, помощь, согласие, верность; силуэты языков пламени с этими же словами, запись песни о лете, цветок для ресурсного круга, запись песни о лете и о дружбе.
Ход занятия
1. Поздравление детей и родителей с началом учебного года.
- Здравствуйте, дорогие дети и уважаемые взрослые. Я рада видеть всех вас отдохнувшими, здоровыми, нарядными. Быстро пролетело лето, но мы помним ещё звуки леса, запах цветов, плеск воды. Давайте послушаем сейчас песню о лете и оживим наши воспоминания (можно послушать любую песню, связанную с летом).
2. Ресурсный круг
- Как отдохнули, что запомнилось из летнего отдыха в этом году? (Передают друг другу цветок.)
- Очень интересно было услышать ваши рассказы. Многие летние события вы сфотографировали, поэтому мы можем посмотреть ваши фотографии в стенгазете «Вот оно какое наше лето».
3. Отгадываем слово с помощью загадок.
- Наступил новый учебный год, с каким настроением вы пришли в школу? (Слушаем лишь некоторых учащихся.) А как вы думаете, от чего зависит ваше настроение?
Сейчас вы отгадаете загадки и таким образом сможете ответить на этот вопрос. Тот, кто ответит правильно, получает начальную букву каждого слова и прикрепляет её на доску.
1. Шагаешь - впереди лежит, Оглянешься – домой бежит. (Дорога)
2. Что за чудо-красота! Расписные ворота. Показались на пути! В них ни въехать, ни войти. (Радуга)
3.
Зайдите к нам на огород:
Стоит под яблоней завод.
В нем тысячи рабочих
Снуют с утра до ночи.
Гудит, работает завод
И нам дает душистый мед. (Улей)
4. Виден край, да не дойдешь. (Горизонт). [3]
- Итак, у нас получилось слово ДРУГ (можно сказать всем вместе),значит, наше школьное настроение зависит и от друзей.
4. Составляем костер дружбы.
- Какие качества должны быть у настоящих друзей? На доске записаны слова, характеризующие отношения людей. Посоветуйтесь в группах и выберите 7 из них, которые нужны для настоящей дружбы.
доверие, честность, терпение, доброта, эгоизм, поддержка, уважение, помощь, согласие, верность
(После прослушивания каждой группы, отмечаем называемые слова, а те из них, которые наберут большее количество баллов, составят языки пламени «Костра дружбы».)
- Из слов, выбранных вами, составим наш костер дружбы, где тепло приносят (называем слова, записанные на языках пламени).
5. Праздник заканчиваем любой песней о дружбе.
- Наш костер невозможен без тепла родителей. Вместе с ними общей песней мы завершаем День знаний.
6. Страничка Книги жизни.
Страничку Книги жизни выдаём для заполнения домой или работаем с ней на следующий день. [Приложение 1]
7. Слово присутствующим.
Детям и родителям, желающим рассказать стихотворение, поздравить присутствующих, предоставляем такую возможность.
Я – выпускник начальной школы. (4 класс)
Цели:
- Мотивация родителей и детей на подготовку к переходу в основную школу.
- Развитие умения работать в команде.
Оформление: грамоты и дипломы за 3-й класс, красочно оформленный кабинет.
Оборудование: напечатанные слова на карточках: 1) школьник, ученик, выпускник, средняя школа, начальная школа, студент, лицей, институт; 2) ромашка, одуванчик, астра, сирень; 3) «Рабыня Изаура», «Бедная Настя», «Улицы разбитых фонарей»; 4) физика, физическая культура, литература, алгебра; 5) цифры 1, 2, 3.
Ход занятия
1. Дети и родители рассаживаются в классе (как всегда полукругом: дети во внутреннем круге, родители - за ними).
2. Приветствие учителя.
- Дорогие дети, мамы, папы, дедушки и бабушки! Я рада нашей новой встрече.
Есть у нас немало славных
Разных дней в календаре,
Но один есть самый главный,
Самый первый, в сентябре.
День тот шумный и весёлый,
Здравствуй, школьная пора!
И шагает дружно в школу
В это утро детвора!
Как вариант можно прочитать стихи [Приложение 2].
3. Работа по выбору слов.
- Школьное государство – огромный корабль, прекрасный, как мечта. А чтобы мечта сбылась, нужен огромный труд, верные друзья, опытный капитан. Посмотрите, на доске записаны слова: школьник, ученик, выпускник, средняя школа, начальная школа, студент, лицей, институт. Какие слова, по вашему мнению, больше всех подходят к вам, нынешним четвероклассникам? (Учащиеся аргументировано выбирают нужные слова, а лишние слова убираем с доски.)
4. Проверка готовности экипажа к отплытию.
- кто шагает с сумкой книг рано в школу? (ученик)
- и сегодня встретил вас светлый и просторный… (класс)
- в коридоре топот ног, кто зовёт всех в класс? (звонок)
- если всё ты будешь знать, то в дневник поставят… (пять)
- если будешь знать едва, то получишь только… (два)
- то, какой ты ученик, всем покажет твой … (дневник)
- Экипаж дружно ответил на все вопросы, значит, все готовы к следующим испытаниям!
5. Проверка готовности родителей к новому учебному году.
- Вместе с вами находятся и ваши родители, а как они готовы к новому учебному году? На доске записаны названия цветов: астра, ромашка, сирень, одуванчик. Расположите их в порядке цветения, дорогие мамы.
- Бабушкам - следующее задание: расположить названия сериалов в порядке выхода на экран: «Бедная Настя», «Рабыня Изаура», «Улицы разбитых фонарей».
- Папы и дедушки вспомнят, в каком порядке в их школьном аттестате стоят такие дисциплины: физика (3), физическая культура (4), литература (1), алгебра (2)?
6. Творческая работа в группах (4 группы)
- На листочке отразить любой вид транспорта, на котором перемещается ваш экипаж, название экипажа, девиз; представитель команды выходит к доске и защищает свой проект.
7. Викторина по сказкам.
- Путь долог, можно и отдохнуть. Назовите сказку по её описанию.
ДЕТЯМ:
- Семь желаний на одной ножке («Цветик-семицветик»).
- История о долгом пути хлебобулочного изделия к потребителю («Колобок»).
- Резиденция Бабы-яги. (Избушка на курьих ножках)
- Модная обувь при царе Горохе. (Сапоги-скороходы)
- Снотворное для Спящей царевны. (Яблоко)
ВЗРОСЛЫМ:
- Популярная певица дедушки Крылова. (Ворона)
- Индивидуальный летающий аппарат многоразового использования. (Ступа)
- Молодой специалист по выращиванию деревьев с золотыми листьями. (Буратино)
- Награда за подвиг, которую дают в придачу. (Полцарства)
- Высочайшее достижение сказочного общепита. (Скатерть-самобранка)
8. Подготовка к инсценировке сказки (экспромт).
- На доске написаны 3 цифры. Назовите любой номер, это и будет сказка, которую мы увидим в исполнении родителей. (1 - «Волк и семеро козлят», 2 - «Колобок» , 3 - «Теремок»; количество исполнителей можно выбрать произвольно).
9. Ресурсный круг.
Дети в ресурсном кругу ведут разговор о наиболее запомнившихся эпизодах лета, а родители в это время репетируют за дверью сказку.
10. Инсценировка сказки родителями.
11. Домашнее задание.
12. Пожелания детей своим одноклассника, пожелания родителей.
Заполнить страничку Книги жизни: «Я - выпускник начальной школы» дома с родителями [Приложение 1].
Литература
- 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов /Сост. Н. В. Елкина, Т. И. Тарабарина. – Ярославль: Академия развития, 2005.
- Кузьмин И. А., Бандяк О. А., Синицына В. Н. Воспитание на социокультурном опыте. Программа для начальной школу (1-4й классы). – М.: Технологическая школа бизнеса, 1997.
- Осипенко И. Л. «Классные» праздники, или Как научить школьников жить весело. – Ярославль: Академия развития: Академия, Ко: Академия Холдинг, 2001.