Из опыта проведения дней ДРК в ГОУ ЦО № 1455 г. Москвы

Разделы: Администрирование школы


Качество образования и интеллектуальных ресурсов становится на пороге XXI века главным фактором геополитического развития систем. По мнению многих ученых сегодня, по сути, развертывается конкуренция стран и их систем образования по качеству образования и по качеству интеллектуального потенциала. Параллельно идет эволюция систем управлением качеством.

“Под управлением качеством образования мы понимаем целенаправленный, ресурсообеспеченный процесс взаимодействия управляемой и управляющей подсистем по достижению качества запрогнозированных результатов личностью и обществом” (П.И. Третьяков “Оперативное управление качеством образования в школе”, Новые технологии, М., 2005).

В настоящее время происходит смена функциональной модели управления на проблемно-ориентированную оперативную по проблемам деятельности. При этом функциональное управление реализуется в целевой модели организации, а управление процессами ориентируется на проблемную модель, в которой проблемы рассматриваются не столько как препятствия при достижении цели, сколько как естественные и нормальные условия функционирования и развития организации.

Управление организацией в системе образования на основе оперативного анализа проблемных процессов требует нового управленческого мышления. Смысл качества управления проблемными процессами заключается в эффективной, быстрой реакции системы оперативного управления на запросы внешней и внутренней среды в условиях полной свободы от сложившихся стереотипов.

В условиях модернизации системы образования и повышения самостоятельности ОУ, а значит и повышения его ответственности, оперативная контрольно-диагностическая деятельность руководителей должна осуществляться с целью комплексного решения определенных проблем. Оперативная оценка деятельности ОУ должна стать предметом ежедневной работы самого образовательного учреждения, частью его профессиональной деятельности.

“Внутришкольный оперативный контроль (самоконтроль) совместно с оперативной коррекцией представляет вид деятельности руководителей совместно с представителями общественных организаций по установлению соответствия функционирования и развития всей системы учебно-воспитательной деятельности” (П.И. Третьяков “Оперативное управление качеством образования в школе”, Новые технологии, М., 2005, стр. 279).

Регулирование и коррекция выступают необходимой функцией управления. Благодаря коррективам поддерживается упорядоченность системы управления качеством образования, устраняются факторы дезорганизации и дезадаптации. Под регулированием при этом понимается вид деятельности на основе внесения корректив с помощью оперативных способов, средств и воздействий в процессе управления педагогической системой для поддержания ее на запрограммированном уровне.

Оперативность и эффективность процесса управления можно повысить в том случае, когда каждая функция в системе управленческого цикла функционирует, т.е. взаимодействует с остальными видами управленческой деятельности.

Решению вопросов рационализации процессов оперативного управления способствуют проводимые в школе дни диагностики, регулирования и коррекции (ДРК). Их задача – оперативная диагностика, выработка мер по регулированию процессов и внесению корректив для поддержания системы управления качеством в ОУ на заданном уровне или переводу ее на более высокий.

Тематика таких дней в нашем Государственном образовательном учреждении г. Москвы Центре образования № 1455 определяется исходя из потребностей и ключевых результатов, которые должно обеспечить ОУ.

Дни ДРК всегда начинаются с инструктажа участников (тех, кто проводит, и с кем проводят). Каждый участник-организатор составляет свою программу. Сроки проведения дней ДРК и обработки материалов определяются в планах школы. Проводится диагностика, составляются схемы, диаграммы, таблицы. На основе проблемно-ориентированного анализа выявляются тенденции, которые учитываются в программе по регулированию и коррекции. Результаты ДРК обсуждаются на различных уровнях управления в зависимости от цели и объема микроисследований: на педагогических советах, консилиумах, методических советах, заседаниях МО и др. Так осуществляется оперативная управленческая деятельность по проблемам образовательного учреждения.

Для проведения дней ДРК мы пользуемся методическими рекомендациями, имеющимися в книге П.И. Третьякова “Оперативное управление качеством образования в школе”, М., 2005.

Дни диагностики проводятся в системе оперативного контроля для выявления и коррекции кричащих проблем жизнедеятельности ОУ.

Само понятие “оперативного управления по результатам” можно определить как систему управления развитием, с помощью которого достигаются реальные результаты, которые определены программой развития качества образования. Современная действительность вызывает необходимость замены формулы “образование на всю жизнь” формулой “образование через всю жизнь”, требует создания качественно новой адаптивной образовательной среды на всех уровнях с соответствующей системой оперативного управления.

Так в 2007-2008 учебном году были проведены дни ДРК по темам: “Дозирование домашнего задания”, “Нормализация учебной нагрузки ученика”, “Развитие различных видов самостоятельной деятельности ученика на учебных занятиях”, “Рациональная организация деятельности учителя и ученика на уроке”, “Рациональное использование свободного времени учащегося”, “Адаптация” и другие. Приложение.

Апробирование данной технологии оперативного управления по реальным результатам в нашем образовательном учреждении показывает ее преимущество в повышении уровня системы управления, реализующейся в условиях самоуправления, исполнительности, видении новой перспективы.

Следует отметить, что данная форма работы имеет свои положительные и отрицательные стороны. Положительное: анализ управления по целям превращается в конечном итоге в процесс выдвижения целей, часто без учета реальных ресурсов, достигнутых результатов, оперативное управление по результатам, напротив, заключается в осознании того, что ни одна организация сама по себе не представляет никакой ценности, но вместе с тем представляет собой упорядоченную форму, объединяющую индивидов или группы, для достижения определенных результатов.

Однако следует отметить, что в ходе проведения дней ДРК в нашем центре образования, возникли проблемы чисто организационного характера. Дело в том, что каждый участник проведения дня ДРК должен полностью быть свободен от работы иного вида, чтобы полностью включиться в работу по плану и выполнить возлагаемые на него функции. На деле часто бывает трудно выбрать такой день, чтобы все члены администрации и другие его участники могли одновременно принять участие в его проведении, а также оперативно в течение одного рабочего дня провести обработку полученных материалов с тем, чтобы коллегиально выработать решение по итогам дня ДРК. Техническая сторона дела: подготовка анкет, программ микроисследований и инструктаж участников и т.п. не вызывает сложностей.

Обсуждение итогов дня ДРК всегда вызывает живой интерес со стороны всех участников процесса. Зачастую в ходе проведения исследований возникают интересные подходы к решению проблемы как среди членов администрации и учителей, так и среди учащихся и их родителей. Намечается программа по регулированию и коррекции деятельности коллектива в целом и отдельных его участников.

Таким образом, цель работы по рационализации управленческой деятельности, ведущая к повышению качества управления, более эффективному и оперативному использованию компетентных специалистов в контроле и регулировании, вскрытию имеющихся резервов и ресурсов достигается наиболее полно. Задача – оперативная диагностика, выработка мер по регулированию процессов и внесению корректив для поддержания системы управления качеством в ОУ на заданном уровне или переводу ее на более высокий уровень – выполняется.