Цель:
- Пробуждать интерес к русскому языку, используя занимательные задания;
- Закрепить знания, умения учащихся по фонетике;
- Активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы;
- Развивать логическое мышление, воображение, фантазию.
Оборудование:
- Набор геометрических фигур для составления мозаики (конфета);
- Карточки со скороговорками;
- Карточки с «заколдованными словами»;
- Разрезные буквы слова «Грамматика».
Ход игры
Грамматика, грамматика, -
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без нее
Плохое было бы житьё!Не составишь телеграмму,
И открытку не отправишь,
Даже собственную маму
С днём рождения не поздравишь!
Сегодня у нас необычный урок-игра «Грамматическая мозаика». Грамматическая – потому что задания будут про буквы и слова; мозаика – потому что из геометрических фигур (на доске) в конце игры получится сюрприз.
В игре участвуют две команды. Ваша задача, ребята, не только самим верно ответить на вопросы, но и помочь, если надо, другой команде. Потому что, только если обе команды справятся успешно с заданиями, вас ждёт сюрприз. Будьте дружными, внимательными и помогайте друг другу.
Правила игры:
За каждое верно выполненное задание команда получает фрагмент мозаики своего цвета (на доске). Из этих фрагментов в конце игры и соберётся общий сюрприз.
1 конкурс. Стихи про буквы.
Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква…(А).Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издаёт жужжащий звук. (Ж).Обруч катится легко,
Он похож на букву…(О).На эту букву посмотри –
Она совсем как цифра три. (З).Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотрите, что случилось:
Получилась буква …(Ю).То ль у веточки сучок,
То ль у речки ручеёк,
То ль воронка? Не пойму…
Понял! Это буква…(У).
2 конкурс. «Грамматика».
Участникам выдаются карточки с буквами. Нужно построиться так, чтобы получилось нужное слово:
- Грамматика;
- Рама;
- Кит;
- Мак;
- Тигр;
- Мама.
3 конкурс «Выдумляндия».
Нарисовать весёлые рисунки из букв.
Кто использовал больше букв на своём рисунке?
4 конкурс «Собери слова».
На доске – карточки со слогами (ма, ми, ша, ки, но, ры, ты, ко, ка, со).
Команды по очереди называют слова, которые можно составить, используя эти слоги.
(Например: Маша, Миша, шары, кино, киты, коты, соты, ноты, норы и др.)
5 конкурс «Бой скороговорок».
Дальше бой скороговорок
Разрешите нам начать.
Кто-то пусть скороговорит,
Остальных прошу молчать.
Кто, конечно, без ошибки
Фразу вслух произнесёт,
Тот очко своей команде
Непременно принесёт.
- Улов у Поликарпа – три карася, три карпа.
- Белые бараны били в барабаны.
- Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель.
- Мёд в лесу медведь нашёл, мало мёда – много пчёл.
6 конкурс «Заколдованные слова».
Нужно «починить» слова, зачеркнув лишний слог:
- Сапохар;
- Грукрыши;
- Пераченье;
- Кабрыкао;
- Хадулва;
- Коранфеты;
- Васуренье;
- Патустила;
- Сугрохари;
- Балиранки;
- Пинорожки;
- Оребрихи.
7 конкурс «Буква заблудилась».
(В этом конкурсе используются строки из стихов А. Шибаева).
Неизвестно, что случилось, только буква заблудилась,
Заскочила в чей-то дом и хозяйничает в нём.
Но едва туда вошла буква-озорница,
Очень странные дела начали твориться…
- Закричал охотник: «Ой! Двери гонятся за мной!»
- Посмотрите-ка, ребятки, раки выросли на грядке!
- Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: - Там ползёт зелёный лук с длинными усами.
- На виду у детворы крысу красят маляры.
- На поляне весной вырос зуб молодой.
- Русская красавица своей козою славится.
- У печки с удочкой сижу, от рыбы глаз не отвожу.
- Сели в ложку и – айда - по реке туда-сюда.
Далее команды собирают из полученных во время конкурсов фрагментов мозаику (приклеивают на альбомный лист). Работы обеих команд соединяют – получается большая конфета-сюрприз.
Ведущие благодарят команды за активное участие в игре.
Командам вручается настоящий сладкий сюрприз – конфеты.
Литература:
- Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев – М., 1995.
- Волина В.В. Праздник Букваря – М., 1996.
- Лазуренко В.Л. Учим играя – Волгоград, 2007.
- Лютова О.А. Литературные игры и праздники в начальной школе – М., 2006.
- Савинова С.В. Нестандартные уроки в начальной школе – Волгоград, 2007.