Интеллектуально-творческая игра по русскому языку "Грамматическая мозаика"

Разделы: Начальная школа


Цель:

  1. Пробуждать интерес к русскому языку, используя занимательные задания;
  2. Закрепить знания, умения учащихся по фонетике;
  3. Активизировать познавательную деятельность через групповую форму работы;
  4. Развивать логическое мышление, воображение, фантазию.

Оборудование:

  1. Набор геометрических фигур для составления мозаики (конфета);
  2. Карточки со скороговорками;
  3. Карточки с «заколдованными словами»;
  4. Разрезные буквы слова «Грамматика».

Ход игры

Грамматика, грамматика, -
Наука очень строгая!
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я.
Она трудна, но без нее
Плохое было бы житьё!

Не составишь телеграмму,
И открытку не отправишь,
Даже собственную маму
С днём рождения не поздравишь!

Сегодня у нас необычный урок-игра «Грамматическая мозаика». Грамматическая – потому что задания будут про буквы и слова; мозаика – потому что из геометрических фигур (на доске) в конце игры получится сюрприз.

В игре участвуют две команды. Ваша задача, ребята, не только самим верно ответить на вопросы, но и помочь, если надо, другой команде. Потому что, только если обе команды справятся успешно с заданиями, вас ждёт сюрприз. Будьте дружными, внимательными и помогайте друг другу.

Правила игры:

За каждое верно выполненное задание команда получает фрагмент мозаики своего цвета (на доске). Из этих фрагментов в конце игры и соберётся общий сюрприз.

1 конкурс. Стихи про буквы.

Вот два столба наискосок,
А между ними – поясок.
Ты эту букву знаешь? А?
Перед тобою буква…(А).

Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издаёт жужжащий звук. (Ж).

Обруч катится легко,
Он похож на букву…(О).

На эту букву посмотри –
Она совсем как цифра три. (З).

Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотрите, что случилось:
Получилась буква …(Ю).

То ль у веточки сучок,
То ль у речки ручеёк,
То ль воронка? Не пойму…
Понял! Это буква…(У).

2 конкурс. «Грамматика».

Участникам выдаются карточки с буквами. Нужно построиться так, чтобы получилось нужное слово:

  • Грамматика;
  • Рама;
  • Кит;
  • Мак;
  • Тигр;
  • Мама.

3 конкурс «Выдумляндия».

Нарисовать весёлые рисунки из букв.

Кто использовал больше букв на своём рисунке?

(Рисунок 1), (Рисунок 2).

4 конкурс «Собери слова».

На доске – карточки со слогами (ма, ми, ша, ки, но, ры, ты, ко, ка, со).

Команды по очереди называют слова, которые можно составить, используя эти слоги.

(Например: Маша, Миша, шары, кино, киты, коты, соты, ноты, норы и др.)

5 конкурс «Бой скороговорок».

Дальше бой скороговорок
Разрешите нам начать.
Кто-то пусть скороговорит,
Остальных прошу молчать.
Кто, конечно, без ошибки
Фразу вслух произнесёт,
Тот очко своей команде
Непременно принесёт.

  • Улов у Поликарпа – три карася, три карпа.
  • Белые бараны били в барабаны.
  • Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель.
  • Мёд в лесу медведь нашёл, мало мёда – много пчёл.

6 конкурс «Заколдованные слова».

Нужно «починить» слова, зачеркнув лишний слог:

  • Сапохар;
  • Грукрыши;
  • Пераченье;
  • Кабрыкао;
  • Хадулва;
  • Коранфеты;
  • Васуренье;
  • Патустила;
  • Сугрохари;
  • Балиранки;
  • Пинорожки;
  • Оребрихи.

7 конкурс «Буква заблудилась».

(В этом конкурсе используются строки из стихов А. Шибаева).

Неизвестно, что случилось, только буква заблудилась,
Заскочила в чей-то дом и хозяйничает в нём.
Но едва туда вошла буква-озорница,
Очень странные дела начали твориться…

  • Закричал охотник: «Ой! Двери гонятся за мной!»
  • Посмотрите-ка, ребятки, раки выросли на грядке!
  • Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: - Там ползёт зелёный лук с длинными усами.
  • На виду у детворы крысу красят маляры.
  • На поляне весной вырос зуб молодой.
  • Русская красавица своей козою славится.
  • У печки с удочкой сижу, от рыбы глаз не отвожу.
  • Сели в ложку и – айда - по реке туда-сюда.

Далее команды собирают из полученных во время конкурсов фрагментов мозаику (приклеивают на альбомный лист). Работы обеих команд соединяют – получается большая конфета-сюрприз.

Ведущие благодарят команды за активное участие в игре.

Командам вручается настоящий сладкий сюрприз – конфеты.

Литература:

  1. Бетенькова Н.М., Фонин Д.С. Конкурс грамотеев – М., 1995.
  2. Волина В.В. Праздник Букваря – М., 1996.
  3. Лазуренко В.Л. Учим играя – Волгоград, 2007.
  4. Лютова О.А. Литературные игры и праздники в начальной школе – М., 2006.
  5. Савинова С.В. Нестандартные уроки в начальной школе – Волгоград, 2007.