Методические рекомендации по обучению французскому языку по педагогической технологии "Коллективный способ обучения"

Разделы: Иностранные языки


“Образование – это обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства” (Закон РФ “Об образовании”). В российском обществе, таким образом, провозглашается человек, его права и свободы как высшая ценность. В условиях муниципального образовательного учреждения “Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения” города Новокузнецка разрабатываются, апробируются и внедряются в воспитательно-образовательный процесс ориентации на психолого-педагогическую и медико-социальную поддержку обучающихся. Особая задача учителя Центра состоит в том, чтобы найти точки соприкосновения в процессе воспитания и обучения на уроках с собственно психолого-педагогическим сопровождением личности подростка, попавшего в трудную жизненную ситуацию, что предусматривает поддержку естественно развивающихся реакций, процессов и состояний личности в ходе уроков, открывает перспективы личностного развития.

В организационно-педагогических условиях Центра лечебной педагогики и дифференцированного обучения это обозначает, что методические решения учителя преломляются через призму личности ребенка, его потребностей, мотиваций, способностей, активности и других индивидуально-психологических особенностей. Именно личностно-ориентированный подход в обучении подразумевает создание условий для обеспечения собственной учебной деятельности обучающихся, учета и развития индивидуальных особенностей детей, проявления познавательной активности школьников. Использование разнообразных форм методов организации учебной деятельности, использование дидактических материалов, позволяющих ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы, является одним из средств достижения этой цели.

Основными преимуществами данной технологии в условиях образовательного учреждения для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи, с учетом особенностей контингента обучающихся со скрытым и явным отказом от обучения в школе, а, следовательно, с пробелами в знаниях, умениях, учебных навыках являются:

  • совершенствование навыков логического мышления через регулярно повторяющиеся упражнения;
  • развитие навыков мыследеятельности, памяти, мобилизация и актуализация предшествующего опыта ребенка;
  • работа в индивидуальном режиме, создание на уроке благожелательной творческой атмосферы;
  • повышение ответственности ребенка не только за свой труд, но и за результаты коллективного учебного труда;
  • формирование адекватной самооценки личности;
  • обсуждение одних заданий с несколькими партнерами в парах сменного состава обеспечивает более прочное усвоение учебного материала.

В ходе разработки дидактического обеспечения личностно-ориентированных заданий по технологии КСО на уроках французского языка мы учитывали следующие требования:

  • изложение материала направлено не только на увеличение объема знаний, умений и навыков, но и на обогащение личного опыта обучающегося;
  • учебные упражнения стимулируют ученика к самостоятельному выбору и использованию наиболее значимых для него способов проработки учебного материала;
  • обеспечивается контроль и оценка не только общего результата, но и всего процесса учения на уроках французского языка в Центре лечебной педагогики и дифференцированного обучения.

Основной акцент в обучении в условиях муниципального образовательного учреждения “Центр лечебной педагогики и дифференцированного обучения” делается на

  • мотивационный аспект и самостоятельный характер обучения;
  • активную позицию ученика в добывании знаний;
  • обучение в индивидуальном темпе и на уровне, определяемом особенностями личности ученика;
  • создание условий для самоорганизации учебного процесса (планирование, дозирование объёма классной и домашней работы, регулирование ритма работы и отдыха и т. д.);
  • ликвидацию пробелов в ЗУН;
  • всеобщее сотрудничество и помощь;
  • привлечение обучающихся к контролю, учёту и управлению собственным процессом обучения.

В ходе работы мы пришли к выводу, что учебный процесс с учётом данных требований и вышеперечисленных особенностей невозможно построить на основе использования лишь традиционной технологии. Поиск оптимальных педагогических технологий позволил нам сделать вывод о том, что помочь так организовать работу, чтобы дети самостоятельно, в индивидуальном темпе отрабатывали учебный материал, помогут приёмы и методы педагогической технологии КСО (коллективный способ обучения).

Мы сочли целесообразным использование следующих методик “Взаимообмена заданиями”*: взаимного обучения чтению и пересказу (ВОЧП), взаимного диктанта (ВД).

Ученики 6-х классов обучаются по учебно-методическому комплексу “Синяя птица” (авторы Н.А. Селиванова, А.Ю. Шашурина).

Нами был разработан, апробирован и успешно внедрён в практику преподавания пакет дидактических материалов для второго года обучения, который вместе с методическими рекомендациями мы предлагаем вашему вниманию.

Учебный материал по темам, предусмотренный для изучения в 6-м классе, отражён нами в разделах: “Лексика”, “Чтение текста”, “Аудирование связного текста”. Материал подобран с учётом логической связи между этими разделами. Изученная и отработанная в упражнениях лексика активизируется и закрепляется в разделах “Чтение текста” и “Аудирование связного текста” по методике “Взаимообмен заданиями”.

Обучение французскому языку осуществляется в ходе 5 занятий в неделю: 3 уроков и 2 индивидуально-групповых занятий, выделенных в школьном компоненте вариативной части учебного плана Центра. Весь учебный материал осваивается учениками в классе. В силу особенностей контингента обучающихся и условий обучения домашние задания не практикуются.

При работе с использованием методик КСО учитель выступает не в традиционной функции – информатора, но предстаёт в роли управленца, координатора процесса обучения. На подготовительном этапе учитель знакомит обучающихся с алгоритмами работы по методикам. Далее он координирует работу учеников на всех этапах, помогает вести учёт и контроль, консультирует по всем возникающим вопросам.

Для работы по выработке умений и навыков чтения и понимания, аудирования связного текста, монологической и диалогической речи нами подобраны дидактические материалы по каждой теме учебника 6-го класса.

Раздел “Чтение текста” включает в себя тексты и вопросы по их содержанию по каждой теме с обязательным использованием лексики по теме. Это позволяет каждому ученику многократно прочитать и прослушать данные лексические единицы в разнообразных грамматических оборотах, а также использовать в собственной речи при ответах на вопросы.

При работе в разделе “Аудирование связного текста” для контроля понимания каждого текста нами составлены тесты.

Конечная цель вышеизложенной работы по каждой теме – это рассказ и диалог обучающихся по теме. Использование приёмов и методик КСО позволило нам не только улучшить учебные результаты. Кроме того, дети научились интенсивно работать самостоятельно. Обучающиеся более осознанно усваивают материал по предмету, глубже и твёрже стали их знания, умения и навыки.

Для работы мы выбрали распространённую и широко применяемую в рамках традиционного обучения методику “Взаимообмена заданиями” (Мкртчан М.А. Методика “Взаимообмен заданиями”. Красноярск: изд-во Красноярского ун-та, 1988). Обучающиеся работают в паре и имеют каждый своё задание. Для организации такой работы нам необходимо было подготовить обширный дидактический материал.

Действия учителя при работе по данной методике касаются управления, координации взаимодействия обучающихся, учёта и контроля их деятельности.

Обучающиеся работают по алгоритму “взаимодействия в динамических парах”. Они также осуществляют учёт и контроль в процессе обучения.

Методические рекомендации по работе в разделе “Лексика”

Работа с лексикой осуществляется в несколько этапов:

  1. Введение новых слов.
  2. Фронтальная и индивидуальная отработка произношения.
  3. Закрепление знаний в серии упражнений:
    1. Найди слову пару.
    2. Найди лишнее слово.
    3. Переведи слова с русского языка на французский язык.
    4. Переведи слова с французского языка на русский язык.
    5. Переведи предложения с русского языка.
    6. Переведи предложения с французского языка.
    7. Разгадай кроссворд.

По каждой теме учебника нами разработаны блоки карточек, включающие все вышеперечисленные упражнения (Приложение 1).

Нами отобрана лексика по каждой теме: глаголы и глагольные формы, имена существительные и прилагательные, наречия. Данная лексика далее используется в текстах и заданиях разделов “Чтение текстов” и “Аудирование связного текста”, а самое главное, её усвоение направлено на дальнейшее использование в монологической и диалогической речи по темам.

Работа по разделу “Лексика” организована описанным ниже образом.

Введение новых слов осуществляется учителем. Он же производит фронтальную и индивидуальную отработку произношения с обучающимися. Для этой работы на более позднем этапе возможно привлечение наиболее способных учеников и ТСО (аудиозаписи слов и словосочетаний). На третьем этапе учащиеся самостоятельно упражняются в знании лексики по теме по методике “Взаимообмен заданиями”.

На подготовку к ответу ученику даётся определенное время в зависимости от его способностей и уровня подготовки по предмету и теме. По прошествии отведённого на подготовку времени обучающиеся проверяют друг друга по карточке (упражнения 1-7). Возможны письменный и устный варианты выполнения упражнений на усмотрение учителя. Проверяющий партнёр использует в работе ключ. В случае необходимости партнёры могут воспользоваться помощью учителя.

Учёт и контроль выполнения заданий ведётся в листке учёта:

----------------------------------------------------------------------------------------
ФИ уч-ся III(1) III(2) III(3) III(4) III(5) III(6) III(7) зачёт
----------------------------------------------------------------------------------------

Работа считается завершённой, когда ученик выполнил все упражнения по разделу “Лексика” по данной теме и сдал зачёт. Форму зачёта учитель может выбрать в соответствии с задачами обучения, способностями контингента обучающихся, уровнем их подготовки и т. д.

Методические рекомендации по работе в разделе “Чтение текста”

Для работы по методике “Взаимообмен заданиями”, в частности, для взаимного обучения чтению и пересказу по каждой теме учебника нами подобраны или составлены тексты с вопросами для проверки понимания (Приложение 2). Набор карточек по темам включает в себя одинаковое количество – 6 штук, так как в Центре количество обучающихся в классе не превышает 9–12 человек.

Каждая карточка включает в себя текст (до 500 ед.) и 5 вопросов для простоты учёта количества правильных ответов.

Ученик должен прочесть текст на своей карточке вслух партнёру и затем устно ответить на заданные им вопросы. Партнёр слушает чтение текста и проверяет правильность, затем читает партнёру вопросы по тексту. После этого партнёры меняются ролями.

Работа организуется следующим образом. Карточки распределяются между учениками, об этом делается пометка в таблице учёта точкой напротив ФИ ученика:

----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ф.И. ученика I(1) I(2) I(3) I(4) I(5) I(6)
----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Иванов К.       .
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Петров И.             .
------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
и т.д.

Далее дети начинают работу по заданиям. Учитель выполняет функции консультанта, координатора, управленца. После выполнения задания каждый ученик ставит вместо точки напротив своей фамилии цифру, соответствующую количеству правильных ответов на вопросы по тексту. Затем ученик может по согласованию с учителем обменяться карточкой с партнёром и найти себе новую пару.

Обмениваются карточками при каждой новой встрече только обучающиеся, достаточно подготовленные и всё делающие качественно. В том случае, если необходимо повысить качество усвоения и проверки, учитель рекомендует выступать в роли проверяющего только по своей карточке, предварительно отработанной с учителем.

Ученик с хорошей подготовкой (навыки и умения чтения и понимания текста, знание лексики по теме) приступает к данному виду работы самостоятельно, без предварительной отработки с учителем.

Работа по разделу “Чтение текста” считается законченной, если каждое задание темы выполнено каждым учеником. Данную работу мы проводим в течение серии уроков по теме.

Для удобства работы ученику предлагается использовать нижеследующий алгоритм.

Алгоритм работы с текстом в разделе “Чтение текста”

  1. Получи карточку и поставь точку в листке учета напротив своей фамилии.
  2. Прочитай текст партнёру по паре.
  3. Выслушай замечания партнёра по поводу правильности твоего чтения (при необходимости проверь себя по справочнику “Правила чтения” или попроси консультацию у учителя).
  4. Прослушай вопрос по твоему тексту, прочитанный партнёром, и ответь на него (при необходимости воспользуйся текстом).
  5. Выслушай замечания партнёра по поводу твоих ответов (при необходимости обратись за помощью к учителю).
  6. Поставь в листке учёта вместо точки цифру, соответствующую количеству правильных ответов на вопросы по тексту.
  7. Выслушай внимательно чтение партнёра и постарайся определить правильность.
  8. Выскажи вежливо свои комментарии по поводу ошибок, допущенных партнёром, при необходимости обратись к “Правилам чтения” или помощи учителя.
  9. Прочитай вопросы (по одному) к тексту партнёра и выслушай его ответы, определи правильность.
  10. Обменяйся карточкой с партнёром и ищи нового партнёра в группе.

Методические рекомендации для работы в разделе “Аудирование связного текста”

Взаимное обучение аудированию связного текста осуществляется на основе дидактического материала, состоящего из 4-6 карточек по каждой теме (Приложение 3). Весь дидактический материал разбит на 2 части в зависимости от вида работы каждого партнёра. Первая часть для проверяющего партнёра содержит тексты (до 350), вторая – тесты для проверки их понимания.

В помощь обучающимся в работе по данному разделу мы разработали алгоритм.

  1. Прочитай текст про себя, а затем четко и ясно для своего партнёра (2 раза).
  2. Дай партнёру время для выполнения теста (3–4 мин.).
  3. Проверь письменные ответы партнёра по ключу.
  4. Поставь цифру, соответствующую правильным ответам партнёра, в листок учёта напротив его фамилии.
  5. Передай папку с текстами партнёру.
  6. Проставь в листок учёта точку напротив номера выполняемого теста.
  7. Внимательно прослушай текст (2 раза). Постарайся запомнить его содержание.
  8. Выполни тест письменно.
  9. Передай свой ответ партнёру для проверки.
  10. В случае необходимости проверьте спорные вопросы теста по тексту.

Работа по разделу может считаться законченной, когда каждый обучающийся, обмениваясь заданиями в парах сменного состава вышеописанным способом, прочитает и прослушает все тексты раздела по данной теме.

Мы считаем, что такая организация работы в разделе “Аудирование связного текста” способствует развитию не только навыков и умений аудирования и чтения, но также коррекции и развитию зрительного и слухового восприятия, внимания, слуховой памяти, способствует закреплению знания лексики по теме.

Рекомендации по организации занятий

Предлагаемые разделы и дидактический материал к ним взаимосвязаны в каждой теме содержанием. Работу по данным разделам логичнее, на наш взгляд, начинать с отработки раздела “Лексика”. Но уже через 2-3 урока можно включать также работу по разделам “Чтение текста” и “Аудирование связного текста”, так как это поможет интенсифицировать закрепление лексики в оперативной памяти.

Для координации работы по теме и наглядности в освещении результатов работы и оценки деятельности каждого ученика можно составить общую для всех таблицу учёта:

------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Ф.И. “Лексика” “Чтение текста” “Аудирование текста”
         1 2 3 4 5 6       1 2 3 4 5 6                    1      2      3
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------