Музыкально-поэтическая композиция о Великой Отечественной войне

Разделы: Внеклассная работа, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентации к уроку

Загрузить презентацию (21 МБ)

Загрузить презентацию (963 кБ)


Пояснительная записка

Жизнь общества сегодня ставит серьёзнейшие задачи в области воспитания и обучения нового поколения. Государству нужны здоровые, смелые, инициативные, грамотные люди, которые были бы готовы учиться, работать на его благо и, в случае необходимости встать на его защиту. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Учащиеся всегда должны помнить о том, благодаря кому мы живём сейчас, в мирное время. Мы никогда не должны забывать о войне. Поэтому следует развивать у учащихся высокое патриотическое сознание, верность Отечеству, лучшие качества патриотов России. Их необходимо знакомить с материалами Великой отечественной войны. Они должны понять, что такие же мальчишки и девчонки как они, такого же возраста, защищали в тяжёлых условиях свою Родину. Поэтому моя работа посвящена детям блокадного Ленинграда, которые помогали взрослым освобождать его от фашистов.

Цель и задачи:

  •  формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне;
  •  формировать культу миропонимания и осознание исторического прошлого;
  •  рассказать учащимся о суровых буднях детей блокады, развивать способность у учащихся чувствовать и сопереживать;
  •  воспитывать у учащихся уважение к старшему поколению, к истории и культуре своей страны;
  •  формировать у учащихся высокое патриотическое сознание, желание стать патриотами своей Родины.

Возраст детей

Моя музыкально-поэтическая композиция предназначена для учащихся 7–8-х классов на тему: «Военное детство детей блокадного Ленинграда».

Информация о предварительной работе

  1. Организация книжной выставки: «Говорит Ленинград!»
  2. Сбор стихов и песен о блокадном Ленинграде.
  3. Школьные газеты: «Дети блокады».
  4. Плакаты: «Ленинград – город-герой!»
  5. Распределение ролей в участии музыкально-поэтической композиции.
  6. Школьная газета пресс центра: «Оборона Ленинграда».

Действующие лица: Ведущий (1)-(2). Чтецы (1)-(6).

Оборудование: Медиа проектор, освещение: полумрак, свечи, цветы на сцене, на стенах зала висят школьные газеты, на столе около сцены – блокадный хлеб, 125 граммов, в центре зала на стене портрет Тани Савичевой.

Место проведения мероприятия: Большой актовый зал школы, где есть большая сцена.

Ход мероприятия

Ведущий (1): Течёт река времени... Уже почти 70 лет назад была одержана Победа в Великой Отечественной войне. Казалось, надо забыть, похоронить войну, но память наша не даёт сделать этого. Живая память сердца…9 мая с рассветом проснутся в городских квартирах, в деревенских избах ещё живущие среди нас фронтовики, солдатские вдовы… Седой ветеран примерит китель с орденами и медалями, кто – то достанет пожелтевшую фотографию, всплакнёт украдкой и вспомнит…

ВЕДУЩИЙ (2) : Год 1941-й. Лето. Время отбивало последние минуты мирной жизни страны. Двадцать второе июня... Четыре часа…

Чтец (1):

Шло детство, поспела клубника…
Нам день обещал тишину.
И было нелепо и дико,
Что вдруг объявили войну.
Мы ждали гостей. Наша мама,
Начав хлопотать у стола,
Смотрела так пристально прямо
И слёз удержать не могла.
И болью огромного роста
Набат поднимался, как крик.
И было нам, детям, непросто
Понять этой скорби язык.
Война надвигалась столико
Родной закручинился кров…
На блюдце забытом клубника
Сочилась, как алая кровь.

(Показ фрагмента фильма «Великая Отечественная война 1941–1945 года» о начале войны.)

Ведущий (1) : Дети военных, огненных лет! Они рано и быстро повзрослели. Они делили со страной и радость побед, и горечь поражений. Тысячи детей и подростков совершали в те годы подвиги. Но подвиг детей блокадного Ленинграда навсегда останется в памяти у всех людей и сегодня нам хочется рассказать именно о них.

Ведущий (2): Когда замкнулось блокадное кольцо, в Ленинграде помимо взрослого населения оставалось 400 тысяч детей – от младенцев до школьников и подростков. Естественно, их хотели сберечь в первую очередь, стремились укрыть от обстрелов, от бомбёжек. Всесторонняя забота о детях и в тех условиях была характерной чертой ленинградцев. И она же давала особую силу взрослым, поднимала их на труд и на бой, потому что спасти детей можно было, только отстояв город.

Чтец (2):

За свой недолгий путь земной
Узнал малыш из Ленинграда
Разрывы бомб, сирены вой
И слово страшное – блокада.
Его застывшая слеза
В промёрзшем сумраке квартиры –
Та боль, что высказать нельзя
В последний миг прощанья с миром.

Ведущий (1):

Александр Фадеев в путевых заметках «В дни блокады» писал: «Дети школьного возраста могут гордиться тем, что они отстояли Ленинград вместе со своими отцами, матерями, старшими братьями и сёстрами. Великий труд охраны и спасения города, обслуживания и спасения семьи выпал на долю ленинградских мальчиков и девочек. Они потушили десятки тысяч зажигалок, сброшенных с самолётов, они тушили не один пожар в городе, они дежурили морозными ночами на вышках, они носили воду из проруби на Неве, стояли в очередях за хлебом…И они были равными в том поединке благородства, когда старшие старались незаметно отдать свою долю младшим, а младшие делали то же самое по отношению к старшим. И трудно понять, кого погибло больше в этом поединке».

(Презентация: «Дети блокадного Ленинграда»). Песня: «Мальчишки у стен Ленинграда». Муз И.Шварца, слова В.Коростелёва.

Чтец (3):

Мальчишки, девчонки блокады!
Вы вынесли множество бед:
Теряли родителей и голодали
Много потерей и мало побед.
Смотрю фотографии старые,
И слёзы стоят в глазах,
Девочка плачет, мама погибла,
Губы дрожат на устах.
Вот дети: в цеху, на заводе,
Ручонки от масла черны,
Работают все как взрослые,
Устали от этой войны.
В старых пальтишках на улице,
Дети идут не спеша,
Голодные, впалые лица,
Их наказала война.
Защищали со взрослыми город,
И делали всё, что могли,
Уставали они, голодали
О победе мечтали, к ней шли.
Шили гимнастёрки для бойцов,
В школьных неуютных мастерских,
В госпиталях читали дети письма,
Раненым солдатам от родных.
Собирали скромные посылки,
Отправляя почтою на фронт,
Варежки, носки вязали,
Клали и кисеты с табаком.
На полях колосья собирали,
И искали растенья в тайге,
Всё солдатам они отправляли,
Проявляя участье в судьбе.
Каждый день умирали дети,
Эти тяготы чёрных дней:
Голод, холод, обстрелы бомб,
И бессонница средь ночей.
Иссякали у многих силы,
Кто – то двигался, шёл вперёд,
Всех одно, одно волновало:
Кто же это кольцо прорвёт?
Но проклятые звери, фашисты,
Бомбили и рушили город,
Была разруха и смерть,
Повсюду был голод и холод.
Дети блокады! Вас не забудет
Никто! Никогда, никогда!
Ваш подвиг всегда бессмертен,
Будет светить как звезда.
Преклоняемся мы перед Вами,
И память погибших чтим,
Вечны цветы на могилах,
Ваш подвиг в сердцах храним!
(Т.М. Каргаполова)

Полностью текст статьи приведен в Приложении.