Русский язык

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Урок по теме: "Лексикология как раздел науки о языке" 2006

    Автор: Колосова Галина Анатольевна

    На уроке русского языка в 7-м классе по теме "Лексикология как раздел науки о языке" рассмотрены основные лексические группы слов современного русского языка, представлены варианты исследовательских заданий для школьников, лингвистический материал изучается в тесной связи с литературой, в том числе входящей в рамки изучения национально-регионального компонента. Таким образом происходит приобщение к исследованию краеведческого материала.

  • Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Местоимение как часть речи" 2006

    Автор: Бубнова Ирина Анатольевна

    Весь урок проходит по плану, который использовался при изучении существительного, прилагательного и числительного. С разрядами местоимений учащиеся знакомятся с помощью робота Новолупова, которого они сконструируют из геометрического материала.

  • Конспект урока по теме: "Отличие союзных слов от союзов". 7-й класс 2006

    Автор: Бушманова Татьяна Сергеевна

    Первый урок — "Отличие союзов от союзных слов" (7-й класс) - это урок в режиме технологии критического мышления (метод инсерта), что соответствует изучению нового материала в современном традиционном обучении. Второй урок – "Местоимения" - это урок-оценка в системе развивающего обучения Эльконина–Давыдова, что соответствует уроку повторения в современном традиционном обучении.

  • Элементы опережающего обучения и блочно-модульные технологии при изучении орфографии в 5–7-х классах 2006

    Автор: Виноградова Елена Рафаиловна

    Изложение материала большими блоками позволяет лучше его осмыслить, осознать логические взаимосвязи там, где раньше были лишь отдельные правила, параграфы. Опорные конспекты позволяют в наилучшей степени реализовать в обучении принцип крупноблочного введения теоретических знаний. При обучении орфографии мы используем некоторые элементы технологий С.Н.Лысенковой и В.Ф.Шаталова. Основные правила по орфографии группируются в опорные конспекты, которые могут быть в виде таблиц, алгоритмов или сжатых, лаконичных правил. Использование в работе опорного конспекта даёт возможность систематизировать и упорядочить знания. Такой подход к изучению орфографии на уроках русского языка повышает уровень грамотности учащихся.

  • "По родному краю я весело шагаю". Урок-игра на тему: "Уральские речения и топонимы" 2006

    Автор: Онищенко Мария Васильевна

    В школьном курсе изучения русского языка мы лишь знакомим учащихся с диалектной лексикой и совсем не уделяем внимания топонимам. Урок "По родному краю я весело шагаю", посвященный уральским речениям и топонимам Урала, построен в форме командной игры "Крестики-нолики", позволяющей в развлекательно-познавательной форме знакомиться с особенностями уральской земли, выраженными в географических названиях, что повышает интерес к русскому языку в его самобытной разновидности.

  • Интегрированный урок русского языка и ИЗО по теме: "Творческое изложение текста-описания" 2006

    Авторы: Епишина Ольга Александровна, Печёнкина Марина Витальевна

    Творческое изложение с созданием собственного рисунка хорошо подготавливает учащихся к написанию сочинений, повышает эффективность работы по формированию коммуникативных умений школьников, помогает связно и последовательно излагать содержание, учит выражать собственное отношение к излагаемому. Примерная схема уроков, на которых используется собственный рисунок ребенка к тексту-образцу такова: восприятие и анализ текста-образца - словесное иллюстрирование - создание учеником рисунка к тексту-образцу - анализ рисунка - составление высказывания.

  • Разработка урока-зачета в 9-м классе по теме: "Бессоюзное сложное предложение" 2006

    Автор: Буряк Ольга Ивановна

    На уроке повторяется и систематизируется изученный по данной теме материал. Используются разные формы организации повторения и контроля: тестирование, игра-аукцион, составление предложений по данным схемам, графический слуховой диктант. Учащиеся-консультанты проверяют работы, выставляя количество баллов в зачётные листы, а также использована самопроверка теста.


  • Дидактические материалы по литературе и русскому языку 2006

    Автор: Жиркова Аграфена Семеновна

    Дидактический материал составлен по роману М.Булгакова "Мастер и Маргарита" и подобран по смысловым темам: "Образ Мастера", "Образ Маргариты", "Образ Ивана Бездомного", "Образ Понтия Пилата". Тематическая организация учебного материала позволит лучше понять образы героев романа, выделить главное; подобрать нужные цитаты для сочинения, обратить внимание на языковые средства, с помощью которых раскрывается тот или иной смысл.

  • Урок русского языка в 6-м классе по теме: "Описание природы. Зима" (урок развития речи) 2006

    Автор: Кострич Елена Николаевна

    Работа над пейзажными сочинениями требует особого внимания. Целесообразно ориентировать детей сначала на описание не развёрнутых картин, а на создание конкретных по теме, маленьких по объёму и совершенных по форме сочинений-миниатюр. Для того чтобы дети смогли описать картину природы, необходимо провести коллективный анализ литературных образцов с использованием словесного рисования.

  • Использование элементов безотметочной системы обучения на уроках русского языка в 5-х классах 2006

    Автор: Балабанов Сергей Юрьевич

    При безотметочной системе обучения учитель и ученик должны выяснить для себя три важных вопроса: Что оценивать, как оценивать и какими средствами оценивать. После выполнения данной работы оценивалось умение учащимися видеть ошибкоопасные места и умение применять правила правописания в определённой ситуации. Результаты данной работы были занесены в "Лист индивидуальных достижений", который имеется у каждого ученика.

  • Элективный курс "Жизнь языка" 2006

    Автор: Черепанова Галина Александровна

    Материал элективного курса "Жизнь языка" основан на книге известного ученого В. Т. Костомарова и показывает связь истории языка и истории народа, дает синтетическую картину жизни языка от современности к древности. Содержание материала воспитывает патриотизм и отношение к своей речи как к связующему звену между прошлым и будущим, что повышает культуру слова и помогает постичь тайны языка. Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования.

  • Разработка урока по теме: "Падеж имен существительных". 5-й класс 2006

    Автор: Ершова Мария Ивановна

    Урок русского языка в пятом классе разработан в соответствии с требованиями школьной программы, по учебнику "Русский язык" 5-й класс, авторов Т.А. Ладыженской, М.Т. Барановой. При разработке урока ход и этапы ориентированны на достижение конкретного результата, на усвоение умений и навыков. "Орфографическая разминка" включена с учётом повторения тех знаний, умений и навыков, которые уже отработаны учащимися на предыдущих уроках. Работа над "Синтаксической пятиминуткой" решает задачу формирования главных, опорных синтаксических умений.

  • Индивидуализация и дифференциация как личностно-ориентированный подход в учебно-воспитательном процессе 2006

    Авторы: Есина Вера Васильевна, Цибина Галина Леонидовна

    Дифференциация обучения - это способ организации учебного процесса, при котором учитываются индивидуально-типологические особенности личности в форме специального создания различий в процессе и результатах обучения.

  • Интегрированный урок по русскому языку в 9-м классе на тему: "Придаточные определительные в сложноподчиненном предложении" 2006

    Автор: Фирсова Валентина Григорьевна

    Данный урок предлагается проводить в декабре перед днем Конституции, которому также предшествует день рождения русского поэта Н.А. Некрасова. Таким образом, в интегрировании задействованы три дисциплины, а именно: русский язык, литература и граждановедение. Данный урок был опробирован 09.12.2005 г. в школе № 18 г. Черногорска, республики Хакасия.


  • Тема урока: "Будущее простое и сложное время глагола" (по системе Л.В. Занкова) 2006

    Автор: Соловьева Валентина Николаевна

    Цели урока: сравнить понятия будущее простое и будущее сложное время глагола; развивать наблюдательность, умение сравнивать, делать выводы; развивать умение формулировать правила на основе подводящих к этому выводу упражнений.

  • Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Устаревшие слова" 2006

    Автор: Студеникина Ирина Геннадьевна

    Урок развивает общеучебные умения и навыки, а также умения и навыки, формируемые непосредственно на уроках русского языка.

  • Урок постановки учебной задачи по теме: "Правописание не с причастиями" 2006

    Автор: Короткова Мария Васильевна

    Дидактическая цель урока - создать условия для осознания и осмысления учебной информации средствами технологии развивающего обучения Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова. Особенностью данного урока является то, что учитель ставит перед учениками определенную учебную задачу, создает условия для способов ее решения. В традиционной системе этот урок соответствует уроку изучения нового материала.

  • Урок развития речи в 7-м классе. Мастерская творческого письма "Первый снег" (2 часа) 2006

    Автор: Андронюк Лия Федоровна

    Урок-мастерская творческого письма (2 часа для учащихся 7-х классов). Через задания, логическое построение урока учитель осуществляет руководство самостоятельной познавательной деятельностью ребят. Используется парная, индивидуальная, групповая работа. В результате урока ученики готовы "высказать сердце" в виде дневниковой записи, а помогут им в этом наблюдения за первым снегом, которые заставят задуматься о многом. Провожу урок после изучения смысловых групп наречий.

  • Урок с применением компьютеров по теме: "Мягкий знак после шипящих на конце наречий" 2006

    Автор: Нечаева Юлия Викторовна

    Урок «Мягкий знак после шипящих на конце наречий» построен с учетом межпредметных связей. Современное общество, новые коммуникационные технологии требуют от школьника свободного владения компьютерной техникой. Соединение преподавания русского языка и закрепления основ компьютерной грамотности на одном уроке позволило создать у школьников дополнительную мотивацию при формировании учебной деятельности, индивидуализировать учебные задачи, использовать компьютер в системе тренингов, дало возможность ученикам в индивидуальном темпе больше поработать самостоятельно.

  • Урок русского языка в 11-м классе по теме: "Анализ изобразительно-выразительных средств языка рассказа И.А. Бунина "Косцы" 2006

    Автор: Казайкина Евгения Александровна

    Урок построен по технологии модульного обучения. Цель урока совершенствование навыков анализа текста, умения различать тропы и фигуры. Урок предлагает анализ прозаического текста с последующей характеристикой изобразительно-выразительных средств языка.

  • Сценарий праздника-игры "Путешествие по Лингвинии" 2006

    Автор: Становских Светлана Борисовна

    Праздник-игра "Путешествие по Лингвинии" сочетает в себе интеллектуальную игру и выступления детской самодеятельности. Чередование командных и зрительских конкурсов с творческими выступлениями позволяет удержать внимание зрителей на высоком уровне, сделать зал непосредственным активным участником праздника, вызвать у аудитории познавательный интерес к русскому языку, служит развитию речи и расширению кругозора учащихся, не переутомляя их. Соблюдаются принципы доступности, перспективности и наглядности.


  • Краеведение на уроках русского языка 2006

    Автор: Желнина Ольга Васильевна

    Вопрос о месте краеведения в современной школе, перспективах его вхождения в базисный учебный план, о значимости краеведческих знаний в обучении и воспитании школьников актуален и сегодня. Работа об использовании краеведческого материала в процессе изучения русского языка включает как теоретический, так и практический материал.

  • Урок филологического прочтения лирического стихотворения в 10-м классе по теме: "Красота, с красотою, о красоте…" 2006

    Автор: Котлярова Ирина Владимировна

    Стихотворение А.А.Фета "Осенняя роза", являясь высоконравственным и высокохудожественным произведением, на уроке русского языка помимо задач этического и эстетического воспитания решило ряд методических вопросов. Оно обогатило учащихся красотой поэтического чувства, заворожило задушевной мелодией стиха, запомнилось своей выразительностью и мудростью.

  • Использование ЭВМ в преподавании русского языка как один из элементов дифференцированного подхода в обучении 2006

    Автор: Гуреева Екатерина Васильевна

    Использование ЭВМ на уроках русского языка (уроках-зачетах, уроках-практикумах). Организация групповой дифференцированной и индивидуально дифференцированной форм деятельности учащихся на уроке (тесты, индивидуальные карточки, работа в творческой лаборатории). Предоставление учащимся возможности выбора задания (основного уровня или повышенной сложности) позволяет каждому ребенку продвигаться вперед индивидуально, в своем собственном темпе.

  • Публицистический стиль речи. Урок в 11-м классе по теме: "Языковые особенности построения рекламных текстов" 2006

    Автор: Артеменко Елена Николаевна

    Урок изучения основных принципов построения рекламы как жанра публицистического стиля речи. С помощью групповой работы на уроке происходит системаизация знаний учащихся о средствах художественной изобразительности, создаются условия для рассмотрения закономерностей построения рекламных текстов (слоганов), особенностей языковых приемов и методов воздействия на потребителя.

  • Уроки речеведения при изучении темы: "Настоящее время глагола" 2006

    Автор: Алексеева Ольга Владимировна

    В статье представлены речевые фрагменты уроков - анализ текста в аспекте стилистики языковых единиц. Рассмотрение глагольных форм в тексте "крупным планом" отражает содержание лингвистического анализа, ориентированного на определение позиции автора и "опознавательные знаки" его присутствия в тексте. Считаем актуальной разработку методики вхождения ученика в идейно-образное содержание текста через языковую форму, что обеспечивает сознательность отбора языковых средств при создании текста.

  • Конспект урока русского языка в 6-м классе по теме: "Официально-деловой стиль. Заявление" 2006

    Автор: Кочубарова Ирина Николаевна

    Тема "Стили речи" является сквозной в курсе русского языка для 5–11-х классов средней школы. Обучение составлению деловых бумаг ставит цель развить устную и письменную речь, практически усвоить стилевые особенности деловой речи, уметь составлять документы, соответствующие нормам и особенностям официально-делового стиля.

  • Интегрированный урок: математика + русский язык по теме: "Единицы измерения на Руси". 5-й класс 2006

    Автор: Марьясова Тамара Викторовна

    Интеграция в учебном процессе как эффективный подход в активизации мыслительной деятельности учащихся наглядно представлена на уроке. Интегрируются предметы "математика" и "русский язык". Тема "Единицы измерения на Руси" во многом становится интересной и занимательной благодаря тому, что знания из филологии и арифметике из учебника Магницкого Л.Ф. органично переплетаются и дополняют друг друга. Мысль Менделеева Д.И. "Наука начинается с тех пор, как начинают измерять, точная наука не мыслима без меры" как нельзя лучше убеждает учеников в необходимости овладевать знаниями.


  • Урок по русскому языку на тему: "Бессоюзные сложные предложения". 9-й класс 2006

    Автор: Стрелкина Наталья Урунбаевна

    В последние годы перед учителями средней школы все чаще встает проблема падения интереса учащихся к изучаемым предметам. В силу различных обстоятельств и причин учащиеся в старших классах не очень охотно занимаются на уроках и дома. Поэтому учителя постоянно ведут поиски новых форм и методов работы. Одним из таких методов являются нестандартные уроки. В течение последних пяти лет я работаю над методической темой "Нестандартные уроки в обучении русскому языку и литературе". Хочу предложить вниманию коллег урок-исследование по русскому языку.

  • Программа курса по теме: "Основы журналистики" 2006

    Автор: Кошелева Ирина Николаевна

    Программа курса создана для студентов колледжа. Собрать материал, провести его обработку, представить, учитывая особенности любой аудитории, - умения, которые актуальны для специалистов любого профиля. Умение организовать работу редакции, оформить газетное издание является одной из составляющих профессионального багажа. Программа может быть также рекомендована в качестве элективного курса.