Литература

Сортировка: новинки, темы Класс:
  • Диалоги о Шукшине 2005

    Автор: Зиатдинова Татьяна Александровна

    Урок литературы в 11-м классе познакомит учащихся с творчеством В.М. Шукшина, показажет нравственные идеалы писателя. Творчество писателя зовёт к спору, к обсуждению. На уроке звучат воспоминания о писателе, его письма, отрывки из статей, стихи. Смотрим фрагмент из фильма "Калина красная".

  • Интегрированный урок (литература и история) по теме: "Значение христианства в истории России, живописи и русской литературе ХIХ– ХХ вв." 2005

    Авторы: Волкова Марианна Романовна, Мингазова Елена Викторовна

    История и литература, бесспорно, родственные науки. Мы говорили, и будем говорить, на уроках литературы об исторических обстоятельствах, предшествовавших созданию произведений, без этого их невозможно понять в полной мере. Тем более, что вопросы, на которые нам в итоге предстоит сегодня ответить, касаются вашего отношения к жизни, а значит, нашей истории завтра. Чтобы ответить на них, нам предстоит сейчас пройти три ступени: историческую, литературную и творческую.

  • Об истории зарождения традиций славянского фольклора на уроках литературы и во внеурочной деятельности 2005

    Автор: Дорсман Елена Михайловна

    Лекция об истории зарождения традиций славянского фольклора на уроках литературы и во внеурочной деятельности.

  • Тема урока: "По страницам тургеневского романа "Отцы и дети" 2005

    Автор: Зубова Лидия Сергеевна

    Урок представлен в виде игры "Брейн-ринг". Урок-игра строится по трем уровням - от простого к сложному (репродуктивный, репродуктивно-поисковый, творческий). Цель урока: повторить, привести в систему ранее изученное, оценить степень художественной зрелости учащихся, развить познавательные интересы к уроку литературы.

  • Интегрированный урок в 10-м классе (литература + психология) по теме: "Евгений Онегин выбирает профессию" 2005

    Авторы: Елисеева Наталья Викторовна, Климова Людмила Анатольевна

    Предлагаемый урок проводится со старшеклассниками после изучения произведения А.С. Пушкина "Евгений Онегин". Он состоит из двух частей: первая часть - вопросы по содержанию данного романа (работа рассчитана на 40 минут, и в ней участвует учитель литературы); вторая часть - практическая работа учащихся в роли профконсультантов (работа в течение следующих 40 минут, в нее включается педагог-психолог). Разработка урока содержит подробное описание хода занятия (1 и 2 части), а также дополнительный материал в виде приложения.

  • Урок литературы в 5-м классе по теме: "Мир животных в стихотворениях русских поэтов" 2005

    Автор: Палкина Людмила Васильевна

    Урок "Мир животных в стихотворениях русских поэтов" построен согласно проблемному методу, в основе которого лежит творческая учебная деятельность, являющаяся аналогом научного творчества. Поэтому этапы урока соответствуют этапам научной творческой деятельности: постановка проблемы, поиск решения, выражение решения, реализация продукта. Такое построение учебного материала обеспечивает творческое усвоение знаний, поэтому урок "Мир животных в стихотворениях русских поэтов"- это урок открытия нового знания, не только формирующий его, но и развивающий интеллект, творческие способности и воспитывающий активную личность.

  • Интегрированное мероприятие по литературе и английскому языку по теме: "Тропинка к храму" 2005

    Авторы: Нефедова Оксана Владимировна, Просекина Татьяна Викторовна

    Интегрированные мероприятия способствуют переносу знаний, умений, навыков из иностранного языка в литературу и из литературы в иностранный язык. Они расширяют предметно-содержательный план чтения, поднимают интерес к изучению иностранного языка, создавая стойкую мотивацию. Имеется твердая уверенность в том, что темы, затронутые на мероприятии, не оставили детей равнодушными, а посеяли зерно в душе каждого. Хочется верить, что зерно это попало в плодородную почву и даст свои плоды.


  • Литературное образование в школе. Тематические мероприятия по изучению творчества В.П. Астафьева 2005

    Авторы: Камина Светлана Владимировна, Кириллова Наталья Очировна

    Как научить ребят думать, высказываться свободно, грамотно, логично? Один из способов - проведение тематических декад, посвященных более глубокому изучению творчества писателей. Такой вид урочной и внеурочной деятельности обеспечивает методическое разнообразие, будоражит мысль, пробуждает творческую активность, способствует воспитанию художественного вкуса, помогает подготовиться и к экзаменам. Представленный тематический цикл мероприятий посвящен В.П. Астафьеву.

  • Творческая разработка по литературе на тему: "Ярче северного сияния" (поэзия земли Сибирской) 2005

    Автор: Нефедова Оксана Владимировна

    Поэзия земли Сибирской ярче неповторимого и разноцветного сияния севера и громче громовых ударов, потому что голос поэта, как эхо в горном ущелье, долог, бессмертен, вечен!

  • Три "памятника" в русской литературе. 9-й класс 2005

    Автор: Кованова Людмила Леонидовна

    Цель урока - сопоставить произведения М.В. Ломоносова, Г.Р. Державина, А.С. Пушкина о назначении поэта и поэзии (на примере одного стихотворения); проследить, как развивается тема поэта и поэзии в их творчестве и чем различается позиция авторов в понимании этой темы.

  • Урок-исследование по теме: Петербург Ф.М.Достоевского в романе «Преступление и наказание" 2005

    Автор: Фомичева Татьяна Васильевна

    Предлагаемая вашему вниманию разработка урока опробована в слабом классе. До изучения романа Ф.Достоевского "Преступление и наказание" ребята получили задание нарисовать Петербург таким, каким они его себе представляют. Все рисунки были нарисованы в красочных светлых тонах и поражали разнообразием. Проведенный урок-исследование удивил ребят самостоятельно сделанными открытиями и новыми образами Петербурга. Учащиеся с большим удовольствием работали на уроке. Атмосферу заинтересованности на уроке вызывало наличие большого количества наглядного материала, а также использование песен "Город, которого нет" (И.Корнелюк) и "Город" (группа "Танцы минус").

  • Система упражнений по формированию навыка чтения целыми словами 2005

    Автор: Ашурок Антонида Александровна

    В статье отражен опыт работы педагога по самообразованию, практические рекомендации и упражнения на развитие осознанного беглого безошибочного чтения.

  • Анализ мотивной организации и его место в системе уроков по пьесе А.Н.Островского "Гроза" 2005

    Автор: Баландина Алла Давидовна

    На уроке идет работа над системой персонажей пьесы, осуществляется анализ основных мотивов пьесы, обсуждаются основные положения статей А.А. Григорьева, Н.А. Добролюбова и Д.И. Писарева.

  • Урок внеклассного чтения по рассказу Ю.Нагибина "Зимний дуб" 2005

    Автор: Цветкова Татьяна Михайловна

    Урок по рассказу Ю. Нагибина "Зимний дуб" формирует в сознании учеников нравственные категории добра и толерантности. Рассказ небольшой, но его текст насыщен философскими рассуждениями автора о смысле жизни, которые вполне доступны пониманию учащихся.


  • Приемы создания ситуации диалога, как основного элемента эффективного процесса обучения на уроках литературы в старших классах 2005

    Автор: Переляева Вера Викторовна

    Последние два года занимаюсь созданием модели урока-диалога. Теперь я могу сказать, что у меня сложился собственный подход к преподаванию литературы, который можно назвать комбинаторной системой, представляющей сочетание уже известных методов преподавания и собственных творческих наработок. В чем я вижу новизну? В применении нетрадиционных приемов, форм и типов организации урока. Предпочтение отдано урокам креативного типа: урок-противоречие, урок-фантазия, поисковый урок, урок художественного моделирования, эвристический урок, деловая игра, урок-наоборот (ученик в роли учителя; сначала зачет по теме, потом ее изучение), урок защиты творческих работ, урок-диспут, урок-диалог. В этой работе сделана попытка систематизировать имеющиеся знания в области современных технологий по использованию методов и приемов, соединить с ними свой опыт и предпочтения в выборе содержания и техники преподавания последних двух лет.

  • Педагогическая мастерская по литературе в 11-м классе на тему: "Крайний" 2005

    Автор: Переляева Вера Викторовна

    Тип данной мастерской - мастерская самопознания. Имя Зинаиды Гиппиус учащимся было известно только в связке с именем Дмитрия Мережковского, стоявшего у истоков философии символистов: она – его жена и тоже из «серебряной» плеяды. Знакомясь со стихотворениями, содержащими парадоксальные, порой просто полярные мысли и ощущения, учащиеся наблюдали за состоянием души авторов, думая, что это разные поэты, пытались понять их философию. Хочется верить, что творчество З.Гиппиус стало им ближе и понятнее. С особым чувством я прочла их тексты, написанные во время рефлексии на мастерской. Некоторые из ребят впервые, мне показалось, взглянули на жизнь как воплощение себя в мире и мира в себе.

  • Разработка уроков по повести А. Алексина "Безумная Евдокия" 2005

    Автор: Бедрина Александра Михайловна

    Главной целью учителя при анализе произведения было довести до каждого ученика мысль о необходимости воспитывать добро в себе и по-доброму относиться к другим людям. Работа с эпиграфом, анализ стихотворения Н.Заболоцкого "О красоте человеческих лиц", подбор ключевых слов и словосочетаний, помогли учащимся определить тему разговора. Для того, чтобы привлечь внимание к тексту, детям было дано опережающее задание, на уроке работали творческие группы, велась работа с иллюстрациями.

  • Можно ли учить творчеству 2005

    Автор: Жукова Татьяна Михайловна

    "Учить творчеству" нельзя, но целенаправленно, сознательно помогать тому, чтобы оно не гасло, а развивалось необходимо. Можно и нужно давать на уроках и во внеурочное время такие задания, благодаря которым ученик понимает, что значит быть автором художественного произведения, приобретает опыт "бывания в авторской позиции" (М.Бахтин). А задавая тему и средства работы, мы создаем те "предлагаемые обстоятельства", в которых развернется собственное творчество ребенка. Творческие задания ставят ребенка в позицию творца, подводят к той черте, за которой может начаться порождение собственных творческих замыслов. Внутренняя мотивация является одним из мощнейших двигателей творчества. Для того чтобы человек стремился к творчеству, необходимо, чтобы окружающая среда подпитывала его внутреннюю мотивацию.

  • Урок внеклассного чтения по рассказу Рея Брэдбери "Улыбка". Тема урока: "Трудно быть человеком?" 2005

    Автор: Авдонина Галина Юрьевна

    Урок внеклассного чтения в 8-м классе знакомит учащихся с творчеством Рея Брэдбери. Анализируя рассказ "Улыбка", ученики стараются ответить на вопрос "Трудно ли быть человеком?"

  • Конспект урока литературы в 5-м классе по теме: "Рождественские гадания" 2005

    Автор: Раковская Валентина Васильевна

    Данный урок знакомит обучающихся с православным религиозным праздником Рождество. Как праздновали его в старину. Как гадали. Так как наша школа работает по программе "Традиция", то дети узнают обычаи и обряды своего родного села.

  • Критическое обозрение "Денисьевский цикл Ф.И.Тютчева" 2005

    Автор: Юдина Светлана Максимовна

    Имя Федора Ивановича Тютчева читатели-десятиклассники открывают для себя как новый мир, как новую планету. Поэт многогранен, и каждая грань его творчества сверкает первозданной красотой откровенного и чистого сердца. Он - поэт-философ, поэт-космист, поэт Любви и Нежности, Страдания и Счастья. После смерти его первой жены на жизненном небосклоне поэта засверкали две звезды, одинаковые по силе и неизбывности своего чувства, высоте женского самопожертвования и великого всепрощения. Два ангела, сохраняющие его жизнь и творчество: Эрнестина Тютчева и Елена Денисьева - Нести и Леля.


  • Конспект открытого урока по литературе в 6-м классе по теме: "Николай Васильевич Гоголь — создатель "Вечеров на хуторе близ Диканьки" 2005

    Автор: Казаренко Людмила Александровна

    О творчестве Н.В.Гоголя, о создании "Вечеров на хуторе близ Диканьки", об отзывах известных писателей и литераторов узнаем из писем Гоголя.

  • Поэтический вечер "Тайна Черубины де Габриак" 2005

    Автор: Щелина Лидия Анатольевна

    Эпоха Серебряного века дала поэзии замечательные имена. Черубина де Габриак - одно из них. Явление Черубины, как и ее творчество, прекрасно, таинственно. Всего два месяца в 1909 году в журнале "Аполлон" появлялись ее стихи, но это было время, наполненное восхищением, поклонением, влюбленностью в творчество и в самое "бронзовокудрую" Черубину де Габриак. Мистификация, в результате которой в поэзию символистов было вписано новое имя, гениально разыграна Е.И.Дмитриевой под руководством М.Волошина. Эта история, судьба, стихи Черубины де Габриак - интересны, талантливы и, конечно, с ними надо знакомить наших учеников. Данный материал собран из воспоминаний участников событий и построен драматургично. Это дает большой простор для фантазии педагога и его учеников. Можно разыграть пьесу, организовать поэтическую гостиную и т.д. конечно, нужна музыка.

  • Литературная гостиная "Мы жили тогда на планете другой…" 2005

    Автор: Кононова Светлана Николаевна

    Совершенно случайно несколько лет назад попал мне в руки двухтомник "Мы жили тогда на планете другой", включающий стихотворения поэтов-эмигрантов, хорошо знакомых и почти или совсем неизвестных. И родилась идея литературной гостиной, рассказывающей о трагедии русской эмиграции, масштабы которой одиннадцатиклассники не представляют.

  • Сопоставительный анализ на уроках литературного краеведения 2005

    Автор: Щербинина Елена Васильевна

    Часто испытывая нехватку учебного времени, учителя, особенно молодые, недостаточное внимание уделяют литературному краеведению. Чтобы этого не произошло, предлагается проводить сопоставительный анализ тем, идей, образов, эпизодов произведений общеизвестных и местных авторов, рассматривая сначала обобщенный взгляд на проблему у классика, затем более частное восприятие у местного автора. В качестве примера предлагаются схемы анализа прозаических и поэтических текстов.

  • Урок литературы в 9-м классе по теме: "Загадка Шекспира. Сонеты" 2005

    Автор: Лиджиева Татьяна Викторовна

    Ренессанс... Что это за эпоха, в которую суждено было жить великому Шекспиру? Кто скрывается под именем Уильям Шекспир: сын разорившегося перчаточника, "полуобразованный дикарь" и "нутряной поэт", творящий шедевры по внутреннему наитию, или один из учёнейших людей того времени с университетским образованием? Кто автор произведений, требующих не только ума, таланта, но и обширных историко-культурных познаний? Каковы адресаты сонетов Шекспира?.. На эти и многие другие вопросы мы попытались ответить на уроке литературы "Загадка Шекспира. Сонеты".

  • Интегрированный урок по русскому языку, литературе, информатике по теме: "Памяти Бунина" 2005

    Авторы: Студеникина Валентина Ильинична, Сурина Людмила Ивановна

    Урок посвящен жизни и творчеству нашего земляка Ивана Алексеевича Бунина и проводился в 11-м классе. Данный урок рассматривается как обобщающий по пройденным темам русского языка, литературы и информатики и дает возможность ученикам на практике использовать полученные ими на уроках знания, умения и навыки. Урок – информационно-насыщенный, одна из главных его особенностей - совместное творчество учителя и учеников при его подготовке. Найденная учителями форма проведения урока была использована при подготовке и проведении уроков, посвященных творчеству Ф. Тютчева, А. Твардовского.

  • Лев Толстой и Казанский край (Умники и умницы — викторина по материалам литературного краеведения) 2005

    Автор: Смирнов Иван Андреевич

    Урок-игра "Умники и умницы" для учащихся 10–11-х классов проводится по материалам литературного краеведения.

    умники и умницы


  • Тема урока: "Сказка, не более как сказка, а между тем высокая трагедия" 2005

    Автор: Шевченко Алена Михайловна

    Знакомя учащихся со сказками Салтыкова-Щедрина, наша задача донести до детей мысль о том, что сказки - это не только развлекательный жанр, содержащий в себе народную мудрость, но и политическая сатира на современное общество и государственное устройство. На примере сказок "Дикий помещик" и "Сказка о том, как один мужик двух генералов прокормил" мы рассматриваем особенности изображения действительности, знакомимся с сатирическим изображением персонажей.

  • Литературная композиция "Дух мой высок…" (о творчестве Зинаиды Гиппиус) 2005

    Автор: Домина Наталья Валентиновна

    Литературная композиция рассказывает о творчестве прекраснейшей поэтессы Серебряного века Зинаиды Гиппиус. После Октябрьской революции 1917 года, многие поэты и писатели были незаслуженно забыты, творчество других вообще было под запретом. Сейчас настало время вспоминать о них. Жизнь и творчество З.Гиппиус являются для нас примером гражданского мужества и патриотизма.