Интегрированный урок в 10-м классе (литература + психология) по теме: "Евгений Онегин выбирает профессию"

Разделы: Литература, Школьная психологическая служба


Цель: осмысление учащимися мотивов выбора жизненного пути через актуализацию поиска литературного героя (Е. Онегин) своего места в жизни.

Задачи:

  • Развитие представлений об основных мотивах выбора профессии через поиски своего места в жизни литературным героем.
  • Обучение учащихся приемам работы с художественной литературой, содержащей сведения о стратегии выбора профессии.
  • Воспитание личностных качеств, необходимых при выборе профессии.

Материал:

  • рисунки Евгения Онегина;
  • анкеты;
  • тесты;
  • выставка книг “Мир профессий”;
  • сказки А.С. Пушкина:
    • "Сказка о попе и его работнике Балде";
    • "Сказка о рыбаке и рыбке".

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

II. Вступительное слово учителя литературы

– Роман А.С. Пушкина “Евгений Онегин” – вершина русской литературы XIX века, в центре этого произведения – современная поэту русская действительность, люди пушкинского поколения и их судьбы. Особенно близок Пушкину Евгений Онегин. Названием романа поэт подчеркивает центральное положение Онегина среди других героев произведения.

III. Устный опрос учащихся

– Евгений Онегин – типичная фигура для дворянской молодежи 20-х годов XIX века. Еще в поэме “Кавказский пленник” Пушкин ставил своей задачей показать в герое “ту преждевременную старость, которая стала основной чертой молодого поколения”. Но поэт, по его же собственным словам, не справился с этой задачей. В романе “Евгений Онегин” эта цель была достигнута.

– Что мы знаем об этом литературном герое?
– Что известно о его детстве?
– Кто его родители?
– Какое воспитание он получил?
– Какие науки его интересовали?

– Итак, воспитатели подготовили еще одного посетителя балов и гостиных, но в характере молодого человека было и нечто отличающее его от “золотой молодежи” светского общества. На это обратил внимание известный литературный критик XIX века В.Г. Белинский. Он писал: “Вспомните, как воспитан Онегин, и согласитесь, что натура его была слишком хороша, если ее не убило такое воспитание”.

– Что же было “необычайного” в его характере, в его натуре? (Скрывать истинные побуждения и лицемерить.)

– Расскажите о типичном светском дне Евгения Онегина, о котором поэт говорит: строки из романа.
“Но счастлив ли Евгений Онегин?” – задает вопрос автор. (Нет, ему все наскучило, причина всего – хандра.)

– Что же предпринял Евгений Онегин, чтобы избавиться от скуки? (Сочинительство.)

– Можно перефразировать известную пословицу и сказать: “Скажи мне, что ты читаешь, и я скажу, кто ты”. Книги тоже характеризуют человека, который их читает. Давайте заглянем в домашнюю библиотеку нашего литературного героя и узнаем, что он читает.

Учащийся готовит ответ на вопрос, какие книги были в библиотеке Онегина.

– Книги, что читал Е. Онегин, свидетельствуют о том, что умственные интересы героя требуют знания передовых тем того времени.

– Как же еще пытался изменить свою скучную жизнь герой? (Путешествовать.)

– Как вы расцениваете эти попытки? Каков результат?

– Итак, Онегин – пассивная или активная натура?
А как оценили Е. Онегина литературные критики: В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.А. Добролюбов? (Домашнее задание для учащихся, а на уроке зачитывают.)

– Говоря о недостатках своего героя, порожденного средой, поэт подчеркивает и положительные стороны героя, показывает, что он по своему интеллектуальному складу на голову выше окружающих. Онегин не удовлетворен своим праздным и пустым существованием.
Автор расстается с Е. Онегиным после решительного объяснения его с Татьяной. Душа Онегина вновь проснулась, ожила, осталась на перепутье: погибнет она или найдет себе применение, где он может проявлять все лучшие качества своей натуры: просвещенный ум, “гордость и прямую честь”?
Финал остался открытым. Давайте поможем любимому герою А.С. Пушкина найти себя!

IV. Вступительное слово педагога-психолога

– Как было сказано уже ранее, Е. Онегин был не удовлетворен своим пустым и праздным существованием. Возникает вопрос: "Что может сделать серые будни праздником?" Конечно же, любимое дело. В подтверждение этой фразы хотелось бы зачитать слова прибалтийского писателя Яна Райниса “Только труд может сделать серые будни праздником”.
Понятие "труд" тесно связано с понятием "любимая профессия". Выбор профессии, профессиональное самоопределение – извечные темы, над которыми человеку приходится задумываться несколько веков. Этой проблеме посвящены многие художественные фильмы, нарисованы картины, написаны художественные произведения. Уже с малых лет родители читали книги писателей и поэтов, где было сказано о том, как важно выбрать профессию, найти свое место в жизни. (Д. Родари. "Чем пахнут ремесла", В.В. Маяковский. "Кем быть?", А.С. Пушкин. "Сказка о попе и его работнике Балде", С.Я. Маршак. "Почтальон", С. Михалков. "А что у вас?").

Учащимся дается домашнее задание – вспомнить художественные произведения, где речь шла о выборе профессии.

– А теперь вернемся к Е. Онегину и немного пофантазируем. Как известно, он сам предпринимал попытки изменить свою жизнь, так вот, давайте представим, что наш литературный герой решил выбрать себе любимую профессию и таким образом найти применение своим силам, знаниям и умениям.
Вы сейчас представите себя на месте профессиональных профконсультантов. Вы сидите в светлом просторном кабинете, на двери висит табличка: “Профессиональная профконсультация”, открывается дверь и заходит Е. Онегин, с просьбой помочь ему выбрать профессию.

V. Работа с рисунками

Рисунки выполняются дома. Они развешиваются на доске, и учащиеся на уроке описывают внешний вид Онегина.

VI. Заполнение анкеты

Работа в профконсультационном пункте с клиентом начинается с заполнения анкеты:

  • Ф.И.О.,
  • Место рождения,
  • Семейное положение,
  • Дети,
  • Образование,
  • Место работы, занимаемая должность,
  • С какой целью выбирается профессия,
  • Желательный доход.сведения о личностных качествах.

Данную анкету можно заполнить своими словами или строчками из текста.

VII. Работа с понятиями “могу”, “хочу” и “надо”

Объясняется, как с психологической точки зрения правильно сделать свой выбор (см. Приложение). Так как урок литературы, то понятие “хочу” объясняется через "Сказку о рыбаке и рыбке” (просьбы старухи), понятия “могу и надо” через "Сказку о попе и его работнике Балде” ("могу": перечисление способностей Балды, надо: поиски попом дешевого и умеющего работника на рынке).

VIII. Работа с психологическими тестами

Далее клиенту предлагается пройти тестирование, чтобы выяснить, к какому типу профессий он принадлежит. Ученики пытаются ответить на тесты так, как бы на них ответил Е. Онегин. Тесты: “Хочу”, “Могу” (см. Приложение) По его интересам получаются два типа: человек–человек, человек–знак, и так же по способностям, человек он творческий.

IX. Работа со списком профессий

– Теперь мы должны представить Е. Онегину список профессий, которые пользовались спросом в те времена, и относились к двум типам профессий:

  • гувернер;
  • банкир;
  • переводчик;
  • экономист;
  • бухгалтер;
  • учитель;
  • адвокат;
  • коммивояжер;
  • дипломат;
  • полицмейстер;
  • доктор;
  • военный;
  • литературный критик;
  • философ (список можно продолжить).

Учащиеся выбирают профессии для Онегина с его позиции.

X. Рефлексия

Уходя, посетители оставляют отзыв в профконсультационном пункте. В нем они говорят о том, довольны ли они профконсультацией, интересно и познавательно им было, что нового узнали о себе, о чем их заставили задуматься, свои пожелания на будущее.