Литература
-
Из опыта работы. "Информационно-ценностный подход в обучении чтению со звуковым ориентиром (методика А.М. Кушнира) 2011
Система работы по обучению чтению со звуковым ориентиром, применяемая автором статьи, заинтересовывает детей с первого дня обучения в школе, учит самостоятельно мыслить и действовать, способствует творческому сотрудничеству между учителем и учеником, учителем и родителем, создает высокую мотивацию учения, способствует формированию высоконравственной личности и глубоких патриотических убеждений.
-
Календарно-тематическое планирование уроков литературы в 6-м классе по программе А. Кутузова 2011
В статье представлено календарно-тематическое планирование уроков литературы по программе А.Г. Кутузова, рассчитано на 105 часов (3 урока в неделю) и используется в классах с углубленным изучением русского языка.
-
Урок-мастерская по рассказу Л. Петрушевской "Борьба и победа" 2011
Урок-мастерская по рассказу Л. Петрушевской «Борьба и победа» предполагает развитие критического мышления, аналитических навыков при работе с текстом, формирование духовно-нравственных качеств личности. Неоднозначность трактовки образа героини произведения способствует рефлексии, формированию навыка адекватного поведения в условиях нравственного выбора.
-
Интегрированный урок (история + литература) по теме "Окончание смутного времени. Отражение исторических событий в русской литературе" 2011
Урок знакомит учащихся с темой "Начало правления династии Романовых", повторяет тему "Смутное время", обращается к литературному произведению К.Ф. Рылеева "Иван Сусанин". Рассматривается краеведческий материал на примере Минина и Пожарского.
-
Урок на тему "Русский национальный характер" (по сказу Н.С. Лескова "Левша") 2011
Урок литературы в 7-м классе по произведению Н.С. Лескова «Левша» служит воспитанию интереса и уважения к истории России через интеграцию личности в историческое пространство художественной литературы.
-
Урок внеклассного чтения по рассказу С.Есенина "Бобыль и Дружок" в 6-м классе 2011
Занятие ставит целью познакомить учащихся с рассказом С. Есенина «Бобыль и Дружок», а также сформировать умение анализировать произведение, определять его тему, идею.
-
Урок "В. Высоцкий и его поэзия". 8-й класс 2011
Урок внеклассного чтения по литературе знакомит учащихся с личностью и творчеством В. Высоцкого, открывает мир человека, актера, автора и исполнителя; развивает навык выразительного чтения; умение составлять отзыв на самостоятельно выбранное и выученное поэтическое произведение (с мотивировкой своего отношения к героям и событиям произведения); воспитывает интерес к литературе как предмету, любовь к поэзии, к творчеству.
-
Урок на тему "Авторская песня Б.Ш. Окуджавы и В.С. Высоцкого" 2011
Конспект двухчасового урока в форме поэтического кафе. Обстановка кабинета должна соответствовать данному образу. Можно подготовить презентацию с использованием фильма и песен. В качестве кроссворда можно предложить любой материал по творчеству поэтов. Домашнее задание обязательно должно быть творческим.
-
Тема урока: "Народная мудрость в сказке К.Г. Паустовского "Теплый хлеб" 2011
Урок является заключительным на этапе изучения рассказа К.Г. Паустовского "Теплый хлеб". Задачи урока: ввести учащихся в неповторимый мир авторской сказки, помочь увидеть им глубину содержания, народную мудрость, выйти на понимание смысла названия, активизировать познавательную и поисково-исследовательскую деятельность учащихся, продолжать работу над теоретико-литературоведческими понятиями, работать над развитием речевых навыков.
-
Урок "Монологи В.М. Шукшина о своей малой родине" 2011
Цели урока: используя монологи В.М. Шукшина о своей малой родине, познакомить учащихся с биографией писателя; учить умению слушать, понимать сказанное; воспитывать любовь к родине.
-
Тема: "Противоречивость характера главного героя романа И.А. Гончарова "Обломов" 2011
Данный урок является стимулом интереса к учебе, развивает эмоционально-нравственную сферу личности, раскрывает понятие "обломовщина". Творческая работа студентов по анкете заключается в умении определить признаки обломовщины в себе, обобщить их и устранить. Экспресс-опрос направлен на проявление умения быстро ориентироваться в вопросах и ответах пройденной темы.
-
Методическая разработка урока внеклассного чтения в 6-м классе по феерии А. Грина "Алые паруса" 2011
Представленный урок разработан в соответствии с программой по литературе для 6-го класса под редакцией В.Я. Коровиной. Программный материал предусматривает подробный анализ 1-й главы феерии, полностью дети читают произведение дома и обсуждают на уроке внеклассного чтения. Представленный урок является уроком обобщения и систематизации знаний.
-
"Не потому ли я живу, что умерли они". По повести Г.Бакланова "Навеки – девятнадцатилетние" 2011
Урок памяти имеет большое воспитательное значение. Подробно проанализировав содержание повести Г.Бакланова "Навеки – девятнадцатилетние", пройдя путем испытаний главных героев повести, учащиеся должны понять, "какою ценой завоевано счастье", понять, каким героическим было поколение, вступившее в схватку с фашизмом. На уроке звучат стихи и песни о войне поэтов военной поры.
-
Элективный курс "Под голубыми небесами…" 2011
Элективный курс, разработанный для учащихся 9-го класса, апробированный в рамках предпрофильной подготовки. Занятия элективного курса направлены на расширение знаний учащихся о биографии Александра Сергеевича Пушкина, воспитание любви к памятным местам, связанных с жизнью поэта, приобщение к системе духовных и культурных ценностей, что будет в дальнейшем способствовать многостороннему развитию личности.
-
А.М. Горький. "Детство" 2011
Автобиографическая повесть М.Горького «Детство» рассказывает о формировании личности Алеши Пешкова. Жизненная стойкость бабушки, бесстрашие Цыганка, дружба с квартирантом Хорошее Дело – все развивает характер героя повести. Алеша умеет в себе сохранить ценности, которыми богата реальная жизнь. М.Горький показывает ценность человеческой жизни, учит стремиться к добру и красоте, отстаивать лучшее в себе и других.
-
Развитие творческих способностей и навыков самостоятельной исследовательской работы учащихся на уроках русского языка и литературы 2011
Творческая деятельность дает учащимся возможности для проявления собственной индивидуальности, формирования навыков самостоятельной исследовательской работы по русскому языку и литературе, открывает широкий простор для развития школьников. В работе подробно рассмотрен процесс организации творческой деятельности подростка на каждом этапе.
-
Гражданский и творческий подвиг А.Н. Островского 2011
Урок знакомит с особенностями творческой биографии А.Н. Островского. Учащиеся учатся конспектировать, анализировать прослушанное. На уроке используются фрагменты из произведений писателя.
-
Язык аллегории в стихотворении А.А. Фета "Учись у них – у дуба, у березы" (поэтический урок-экскурсия для учащихся 6-го класса) 2011
Поэтический урок-экскурсия по творчеству А.А. Фета для учащихся 6-х классов знакомит с биографией и творчеством знаменитого лирика XIX века. Урок направлен на подготовку учащихся к выразительному чтению и анализу стихотворения "Учись у них – у дуба, у березы...". Приобщение к русской поэзии помогает формировать духовно богатую, развитую личность. Данное занятие – открытое для родителей и педагогов.
-
"Пророк" М.Ю. Лермонтова и Н.А. Некрасова. Восприятие, истолкование, оценка 2011
В статье дан сопоставительный анализ стихотворений "Пророк" М.Ю. Лермонтова и Н.А. Некрасова. Одна из основных тем творчества Лермонтова и Некрасова – тема поэта и поэзии. Взгляды на назначение поэта, его места в обществе менялись по мере развития в творчестве поэтов реалистических тенденций.
-
Региональный компонент в преподавании литературы 2011
То, что дорого сердцу учителя и учеников, изучается увлекательно и интересно, и поэтому часто результаты этой учебы становятся достаточно яркими, такими как участие и победы детей в различных конкурсах, конференциях, олимпиадах.
-
Воспитание у учащихся культуры общения на уроках литературы 2011
В статье рассматриваются примеры воспитания у подростков культуры общения в процессе занятий литературой, о возможностях литературы в этом направлении.
-
Система письменных работ по литературе в 5-м классе 2011
Авторы предлагает использовать в 5-м классе три вида письменных работ. Это развернутое литературно-критическое высказывание, самостоятельное публицистическое творчество и создание художественного образа.
-
Технологии исследовательской деятельности и проблемного обучения на уроке литературы. 8-й класс 2011
Статья по технологиям исследовательской деятельности на уроках литературы на примере изучения творчества Шекспира.
-
Образ Иисуса Христа в поэме А.Блока "Двенадцать" 2011
Урок литературы в 11-м классе. Поэма Блока остается до сих пор предметом спора, поэтому на уроке идет разговор о причинах этого нескончаемого спора, об особенностях в изображении загадочного образа Иисуса Христа. Ученики сравнивают Христа в поэме Блока и Христа, созданного русскими художниками XIX–XX веков, а также с изображениями на иконах XII–XV веков.
-
Урок по роману Т.Н. Толстой "Поэт и Муза" (анализ текста) 2011
Урок позволит получить дополнительную информацию о направлении постмодернизма в современной литературе, закрепить умение анализировать художественный текст, закрепить навыки работы с фрагментом текста по типу заданий ЕГЭ.
-
Тема урока "Салют Победы". 7-й класс 2011
Внеклассное мероприятие направлено на воспитание чувства патриотизма и гордости за свою страну и ее народ, бережное отношение к ветеранам, труженикам тыла. На мероприятии предлагается чтение стихотворений, инсценировка, исполнение частушек о войне, сообщения обучающихся о ветеранах-пашковцах, рассказ труженицы тыла о жизни села во время Великой Отечественной войны. На мероприятии присутствует региональный компонент, элементы ИКТ.
-
Интегрированный урок в 5-м классе по теме "Весна" 2011
Интегрированный урок направлен на развитие бережного и внимательного отношения к природе, а также творческого потенциала учащихся. На уроке предлагается чтение стихотворений, письмо по памяти, прослушивание музыкальных произведений, сочинение-описание иллюстрации картины К.Ф. Юона «Мартовское солнце». Учитель работает над развитием монологической речи учащихся через сообщения. Дается анализ миниатюры М.Пришвина «Рождение звука», стихотворения Ф.И. Тютчева «Весенние воды».
-
Биография И.С. Шмелева. Рассказ "Как я стал писателем" – воспоминания о пути к творчеству. 9-й класс 2011
На уроке учащиеся знакомятся с биографией и творчеством писателя. Цель урока: проследить, какое влияние оказала историческая эпоха на судьбу и творчество И.С. Шмелева.
-
Любовь в жизни и творчестве С.Есенина 2011
Урок литературы в 11-м классе, продолжительностью 2 часа, который посвящен теме любви в жизни и творчестве Сергея Есенина, помогает выяснить, как чувства к женщине влияли на творчество поэта; раскрывает искренность любовной лирики поэта.
-
Архипелаг ГУЛаг в литературе и действительности (репрессивная система в нашей стране в 1920–1950 гг.) 2011
Урок литературы с элементами интеграции (история) в 11-м классе, на котором учащиеся должны вспомнить причины первого витка репрессий в 30-е годы XX века, выявить тему репрессий в советской литературе послевоенного периода на примере рассказа А.И. Солженицына, «достоверного летописца лагерной жизни», «Один день Ивана Денисовича». Урок знакомит учащихся с новым витком репрессий после Великой Отечественной войны на примере местного материала.