Системный подход к подготовке ЕГЭ по английскому языку как эффективный метод формирования иноязычной компетентностий

Разделы: Иностранные языки

Ключевые слова: английский язык, Подготовка к ЕГЭ по английскому языку


Чтение

Анализ системы упражнений, формирующих ключевые умения, проверяемые на ЕГЭ по английскому языку.

Понимание основного содержания прочитанного. По-английски это звучит как reading for gist, skim reading или skimming. В отечественной методике также используется термин ознакомительное чтение. Текст прочитывается как можно быстрее с целью понять основное содержание и общую структуру текста или выбрать главные факты.

Для этого вида чтения достаточно понимание 70% текста; главное - это умение выделить и понять ключевые слова. При обучении этому виду чтения необходимо научиться обходить незнакомые слова и не прерывать чтение, если такое встречается. Нужно также учиться догадываться о значении ключевых слов из контекста. Необходимо также помнить, что здесь не нужно фокусировать внимание на грамматических структурах текста и анализировать их. Главное - это уметь обобщить содержание текста, т.е. синтезировать основную коммуникативную задачу текста - какую информацию он дает и какие мысли являются наиболее важными.

Как показывает опыт, многие школьники не владеют этим способом чтения на иностранном языке, т.к. сразу же начинают пытаться перевести текст и застопориваются при виде первого незнакомого слова. Эти "вредные" привычки должны быть преодолены. Как правило, любое первичное чтение учебного текста во многих современных учебниках носит ознакомительный характер, и первое задание перед чтением дается на понимание общего содержания текста или его ключевых моментов. При выполнении этого задания не нужно прибегать к переводу или лезть в словарь за незнакомыми словами. Один из способов борьбы с этим - установить жесткие временные рамки на чтение текста, а учителю рекомендуется не отвечать на просьбы учащихся объяснить незнакомые слова на этом этапе чтения.

Рекомендации по подготовке учащихся к выполнению заданий в формате экзамена

  • Обсудите с учащимися, что нужно уметь для успешного выполнения задания подобного типа, а именно: находить ключевые слова и определять лексические поля.
  • Разделите класс на группы и дайте задание каждой группе разделить какой-либо текст на смысловые части и придумать подзаголовок (рубрику) к каждой части. Группы обмениваются обработанными таким образом текстами, и учащиеся подбирают рубрики к частям текста, подготовленного другой группой.
  • Дайте учащимся список ключевых слов и выражений и попросите придумать рубрику (заголовок) к тексту, из которого они взяты.
  • Подготовьте задания на определение класса списка предметов (например, train, plane, hovercraft, ferry, coach are kinds of transport) или классификацию предметов из предложенного списка (например, задания типа распределить слова по соответствующим колонкам).
  • Обязательно обговаривайте время выполнения тренировочных заданий и жестко соблюдайте установленные временные рамки для того, чтобы преодолеть боязнь нехватки времени и возникающее вследствие этого состояние паники на экзамене.

Рекомендации для учащихся

Важно! С целью экономии времени не нужно прочитывать все тексты сразу.

Прочитайте сначала рубрики, а затем каждую часть текста в отдельности.

  • Внимательно прочитайте рубрики (подзаголовки). Чтобы вспомнить всевозможные слова, ассоциирующиеся с данной рубрикой, и предугадать ключевые слова, задайте самому себе вопросы (примеры см. ниже) и подумайте, какие ключевые слова могут содержаться в тексте для каждой рубрики.

Например:

Рубрика

Вопросы для обдумывания

Предполагаемые ключевые слова

Transport

Какие бывают формы транспорта?
What forms of transport are there?

buses, trains, trams, trolleybuses, taxis

Какие другие слова ассоциируются со словом транспорт?
What other words collocate with public transport?

public transport, driver, passenger, fares, ticket, bus conductor

Information

Кому может понадобиться информация об Ирландии?
Who might need information about Ireland?

tourist, visitor

Зачем?
For what purpose?

find out addresses, hotels, sights, places of interest

Где можно найти такую информацию?
Where might such information be obtained?

Tourist Office

Затем прочитайте первый текст, найдите и подчеркните ключевые слова.

Например:

Heading

Text

Transport

Most buses in big cities in Ireland have conductors who collect the money, but in small places passengers pay the driver. The trains in Ireland are not cheap, but they usually leave on time. Taxis are easy to get although they are rather expensive compared to other countries.

Information

The best place to learn how to get a room in a hotel, change money and much more is your nearest Tourist office. In Dublin city-centre the Tourist office is situated at 14 Upper O'Connell Street, beside the Savoy cinema.

  1. Подберите самую подходящую рубрику первому тексту на основе ключевых слов. Напишите рубрику рядом с этим текстом. Если вы не уверены, какая часть текста подходит данной рубрике, отложите принятие окончательного решения до тех пор, пока не подберёте остальные рубрики к текстам.
  2. Проделайте то же самое с остальными частями текста.
  3. Вернитесь к отложенным рубрикам и подберите подходящий к ним текст (если вы все ещё затрудняетесь, попробуйте отгадать правильный ответ).
  4. Убедитесь, что вы не использовали одну и ту же рубрику дважды.
  5. Удостоверьтесь, что неиспользованная вами рубрика не подходит ни к одному тексту.
  6. Внимательно перенесите ваши ответы в Бланк ответов.
  7. Проверьте, правильно ли вы записали ваши ответы в Бланке.

Извлечение необходимой информации. По-английски это звучит как reading for specific information или scanning. В отечественной методике также используются термины поисковое (при поиске конкретной информации) и просмотровое чтение (при беглом просмотре текста с целью выяснить, содержит ли этот текст какую-либо полезную читателю информацию).

При поисковом чтении текст прочитывается с целью нахождения относительно небольшого количества информации для последующего ее использования в определенных целях. Это может быть дата, время, часы работы, имена и названия, или более развернутая информация в виде описания, аргументации, правил, оценочных суждения. Классический пример задачи поискового вида чтения - найти номер платформы поезда в расписании поездов на вокзале.

При просмотровом чтении читатель собирает информацию о полезности текста, о том, понадобится ли ему эта информация для использования в дальнейшем, например, какой музей будет интереснее всего посетить. Для этого достаточно познакомиться со структурой текста, прочитать заголовки и подзаголовки, отдельные абзацы.

Этот вид чтения подразумевает поиск конкретных ключевых слов и нахождение по ним той части текста, где содержится необходимая информация. Чтение же всего текста - лишняя трата времени. Поэтому при обучении этому виду чтения также необходимо строгое ограничение времени для выполнения задания.

Рекомендации по подготовке учащихся к выполнению заданий в формате экзамена

  1. Каждый раз, давая задание прочитать текст, сокращайте отводимое для чтения время, пока учащиеся не научатся укладываться в нужное время.
  2. При поиске ответов на вопросы к тексту, обращайте внимание на то, что, прежде всего, нужно определить ключевые слова в самих вопросах, а затем по ним находить только ту информацию, которая запрашивается, избегая детального прочтения всего текста
  3. Давайте задания такого типа: предложите текст для чтения и задайте вопрос, который не совсем подходит к тексту, и попросите учащихся изменить либо текст, либо вопрос так, чтобы они соответствовали один другому.

Рекомендации для учащихся

Важно! Сначала внимательно прочитайте вопросы, а затем бегло просмотрите все тексты сразу. Не застопоривайтесь на каком-либо тексте, если вдруг не можете подобрать к нему вопрос. Помните, что один текст лишний.

Внимательно прочитайте вопросы и выделите в них ключевые слова.

Например (общая тематика текстов - музеи):

Question:

Which museum is more than a century old?

Which museum looks very different from other museums?

  1. Быстро просмотрите все тексты сразу, чтобы получить общее представление о содержании текстов.
  2. Перечитайте первый текст и сопоставьте его со списком вопросов. По ключевым словам, выделенным вами в вопросах, постарайтесь подобрать вопрос к данному тексту. Напишите номер этого вопроса рядом с подходящим к нему текстом. Вычеркните использованный вами вопрос из списка. Если вы затрудняетесь подобрать к первому тексту подходящий вопрос, переходите ко второму.
  3. Проделайте то же самое с каждым текстом.
  4. Если вам не удалось подобрать вопрос к какому-либо тексту, перечитайте этот текст и еще раз постарайтесь подобрать к нему вопрос. Не забывайте, что один текст - лишний, к нему нет подходящего вопроса.
  5. Если вы не уверены в правильности вашего ответа, попытайтесь просто отгадать правильный ответ.
  6. Перенесите ваши ответы в Бланк ответов.
  7. Проверьте, правильно ли вы записали ваши ответы в Бланке.

Полное понимание прочитанного. По-английски это звучит как reading for detailed comprehension или reading for detail. В отечественной методике также используется термин изучающее чтение. Этот вид чтения предполагает полное и точное понимание всех основных и второстепенных фактов, их осмысление и запоминание. Учащийся должен уметь оценить, прокомментировать, пояснить информацию, сделать из прочитанного вывод. Предполагается, что для овладения этим видом чтения учащийся должен уметь догадываться о значении слов по контексту, понимать логические связи в предложении и между частями текста.

Рекомендации по подготовке учащихся к выполнению заданий в формате экзамена

  • Регулярно давайте задания прочитать текст и ответить на вопрос, проверяющий понимание основного содержания, четко обговаривая время и строго соблюдая временные рамки выполнения задания.
  • Давайте задания на нахождение по ключевым словам той части текста, где содержится необходимая информация.
  • Посвятите один-два урока на ознакомление учащихся со словами и выражениями, описывающими чувства и эмоции, и их синонимами.
  • Давайте задания на формирование умения "читать между строк" - делать выводы и интерпретировать прочитанное.

Рекомендации для учащихся

Важно! Сначала быстро прочитайте весь рассказ, не углубляясь в подробности. Цель такого первичного прочтения - понять лишь общее содержание и основные события повествования. При выполнении каждого задания внимательно перечитывайте только ту часть, где должен быть ответ.

  1. Быстро прочитайте текст, не вдаваясь в детали.
  2. Прочитайте первое задание .
  3. Просмотрите весь рассказ еще раз и найдите ту часть, где должен содержаться ответ.
  4. Внимательно прочитайте эту часть и сопоставьте ее с четырьмя предложенными вариантами ответов.
  5. Выберите вариант, наиболее подходящий смыслу текста. Если вы не уверены, отложите этот вопрос на потом, когда ответите на другие вопросы.
  6. Проделайте шаги 2, 3, 4 и 5 при выполнении каждого последующего задания.
  7. Вернитесь к отложенным заданиям и еще раз попытайтесь выбрать правильный ответ. Если вы по-прежнему сомневаетесь, попробуйте угадать!
  8. Перенесите ваши ответы в Бланк ответов.
  9. Проверьте, правильно ли вы записали ваши ответы в Бланке.

Аудирование

Лексика и Грамматика

Письменная речь