Технология развития критического мышления

Разделы: Администрирование школы, Внеклассная работа, Общепедагогические технологии, Классное руководство, Дополнительное образование

Ключевые слова: технология критического мышления


Критическое мышление - это один из видов интеллектуальной деятельности человека, который характеризуется высоким уровнем восприятия, понимания, объективности подхода к окружающему его информационному полю.

Технология развития критического мышления (ТРКМ) - это целостная система взаимодействия с идеями и информацией, которая позволяет активизировать исследовательскую и интеллектуальную деятельность обучаемого, вовлечь в процесс обучения его личностное начало.

Технология РКМ имеет две особенности (базируется на «двух китах»):

  • структура урока, включающая три фазы: вызов, осмысление и рефлексию,
  • содержание, в основе которого - эффективные приёмы и стратегии, направленные на формирование у учащихся критического мышления.

Принципиальными моментами для технологии «РКМЧП» являются:

  • активность учащихся в образовательном процессе;
  • организация групповой работы в классе;
  • развитие навыков общения;
  • учитель воспринимает все идеи учеников как одинаково ценные;
  • мотивация учащихся на самообразование через освоение приёмов ТРКМ;
  • соотнесение содержания учебного процесса с конкретными жизненными задачами, выявлением и решением проблем, с которыми дети сталкиваются в реальной жизни;
  • использование графических приёмов организации материала. Они являются эффективными для формирования мышления.

Модели, рисунки, схемы и т.п. отражают взаимоотно­шения между идеями, показывают ход мыслей.

Процесс мышления, скрытый от глаз, становится наглядным, обретает видимое воплощение.

Графическая организация материала может применяться на всех этапах учения как способ подготовки к исследованию, как способ направить это исследование в нужное русло, как способ организовать размышление над полученными знаниями.

Приемов развития критического мышления очень много. Приведу несколько из них:

1. КЛАСТЕР

Описание приёма.

Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приёма - представление информации в графическом оформлении.

В центре записывается ключевое понятие. Рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Ключевое понятие соединяется линиями или стрелками со всеми понятиями "второго уровня".

Кластер используется, когда нужно собрать у учеников все идеи или ассоциации, связанные с каким-либо понятием (например, с темой урока).

Кластер - универсальный приём. Он отлично подходит для любой стадии урока.

2. КОРЗИНА ИДЕЙ

Это прием организации индивидуальной и групповой работы учащихся на начальной стадии урока, он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока. Учитель выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы школьники выписывали все, приходящие им на ум ассоциации.

3. Прием «Инсерт» - это маркировка текста по мере его чтения.

Применяется для стимулирования более внимательного чтения. Чтение превращается в увлекательное путешествие.

Чтение индивидуальное.

Читая, ученик делает пометки в тексте:

  • V - уже знал;
  • + - новое;
  • - - думал иначе;
  • ? - не понял, есть вопросы.

Читая, второй раз, заполняют таблицу, систематизируя материал.

4. ПРИЁМ «ФИШНБОУН» или «РЫБИЙ СКЕЛЕТ»

Данная графическая техника помогает структурировать процесс, идентифицировать возможные причины проблемы (отсюда еще одно название - причинные (причинно-следственные) диаграммы (причинные карты)). Такой вид диаграмм позволяет проанализировать причины событий более глубоко, поставить цели, показать внутренние связи между разными частями проблемы.

Голова - вопрос темы, верхние косточки - основные понятия темы, нижние косточки - суть понятий, хвост - ответ на вопрос. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.

5. ПРИЁМ: "Верю - не верю"

Проводится с целью вызвать интерес к изучению темы и создать положительную мотивацию самостоятельного изучения текста по этой теме.

Проводится в начале урока, после сообщения темы.

Вывод: Технология критического мышления предполагает.

Изменение роли учителя

  • Признание ценности личности каждого учащегося, его права на раскрытие собственного творческого потенциала, собственных учебных приоритетов.
  • Организация учебной деятельности, позволяющая каждому учащемуся раскрыть свои способности.
  • Использование мониторинга с целью коррекции знаний учеников. Коррекция собственных педагогических подходов, приемов и методов обучения.
  • Открытость учителя для новых идей. Творческий поиск.
  • Понимание того, что ученик находится в центре внимания, в центре педагогической деятельности и педагогических усилий.

Презентация