Факультативный курс "Традиции Великобритании"

Разделы: Иностранные языки, Дополнительное образование

Классы: 8, 9

Ключевые слова: английский язык


Пояснительная записка к программе факультативного курса по английскому языку «Традиции Великобритании» для 8-9 классов

Основная цель курса - формирование коммуникативной и социокультурной компетенции обучающихся. Особое внимание уделяется изучению истории Великобритании и ее проектирование на реалии современной жизни, поскольку знание истории необходимо для правильного понимания явлений и фактов, относящихся к повседневной действительности англоговорящих народов. Акцент делается на межкультурное общение.

Данный факультатив предназначен для обучения учащихся 8-9 классов средней школы. В ходе изучения данного курса, обучающиеся познакомятся с физической географией и достопримечательностями страны изучаемого языка, с ее обычаями и традициями, искусством и литературой. Обучающиеся узнают о географическом положении страны, о ее климате, о государственных деятелях, о правительстве Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии.

Курс предусматривает знакомство с некоторыми историческими фактами страны, с праздниками британцев, их национальной одеждой и кухней. В ходе занятий происходит знакомство с биографией таких известных исторических личностей как О.Кромвель, сэр К.Рен, адмирал Г.Нельсон. Кроме того, обучающиеся познакомятся с событиями, в которых они принимали участие.

В курсе предусмотрено знакомство с некоторыми произведениями английского фольклора, героями легенд и баллад. На ряду с этим активизируется лексика по темам «Семья», «Продукты», «Одежда».

Факультатив рассчитан на 35 часов, из расчета 1ч. в неделю.

Данный курс предполагает и позволяет:

  • развивать и поддерживать интерес к стране изучаемого языка;
  • отрабатывать и повторять учебный материал в занимательной форме;
  • пополнять активный словарный запас;
  • развивать творческие способности обучающихся;
  • учить культуре общения и взаимодействию;
  • расширять кругозор обучающихся;
  • знакомить с жизнью и деятельностью выдающихся личностей в истории Соединенного Королевства и его достопримечательностями.

Обоснование актуальности курса

Актуальность курса состоит в необходимости расширения обучающимися сферы практического применения английского языка в занимательной форме для достижения предметных, метапредметных и личностных образовательных результатов.

Новизна программы заключается в уверенном овладении языковыми средствами общения при решении коммуникативной задачи в занимательной форме. Работа над лексическими и грамматическими навыками общения основывается на активизации навыков чтения, говорения и письменной речи при работе с различными источниками информации.

Цель программы - развитие иноязычной коммуникативной компетенции обучающихся в совокупности ее составляющих: речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной и познавательной. Эта цель реализуется через достижение личностных, метапредметных и предметных образовательных результатов.

Содержание курса

Недостаточное владение различными средствами выражения речевых намерений и оформления иноязычной речи приводит к тому, что обучающиеся не могут в полной мере без ошибок построить высказывание или адекватно воспринимать и понимать иноязычное сообщение. Организация занятий факультативного курса в форме изучения отдельных моментов в истории Соединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии способствует созданию различных ситуаций общения, погружению в язык, развитию грамматически правильной речи и лучшему пониманию менталитета английского общества. Интерактивные задания стимулируют воображение, требуют от участников умения добывать запрашиваемую информацию и работать в команде, приносят радость поиска и нахождения правильного решения. Интересные задания учат добиваться успеха во взаимодействии, способствуют развитию мотивации к изучению иностранного языка. Темы и материалы курса соответствуют возрасту, интересам и уровню языковой подготовки учащихся. Игровые элементы, включённые в учебный процесс, способны помочь сделать процесс обучения языку динамичным и интересным. А проявление интереса к изучаемому предмету - первая ступень в достижении успеха.

Планируемые образовательные результаты

Предметные результаты

Обучающиеся научатся

Обучающиеся получат возможность научиться

Речевая компетенция

диалогическая речь

вести диалоги в стандартных ситуациях неофициального общения, соблюдая нормы речевого этикета

брать и давать интервью;

монологическая речь

рассказывать о семье, своих интересах, планах на будущее; описывать события с опорой на зрительную наглядность и вопросы, давать краткую характеристику людей и событий

делать сообщение на заданную тему, описывать фото, комментировать факты из прочитанного текста и прослушанного сообщения, аргументировать свое отношение к прочитанному/ прослушанному, кратко высказываться без подготовки в соответствии с ситуацией общения, кратко излагать результаты выполненной работы

аудирование

воспринимать на слух запрашиваемую информацию, содержащую как изученные языковые явления, так и некоторое количество незнакомой лексики;

выделять основную мысль в воспринимаемом на слух сообщении, использовать языковую догадку и переспрос для компенсации непонятой информации

чтение

читать и понимать основное содержание аутеничных текстов, содержащих некоторое количество незнакомой лексики; читать и выборочно понимать запрашиваемую/ значимую/нужную информацию в текстах;

читать и полностью понимать различные аутентичные тексты, построенные в основном на изученном языковом материале, догадываться о значении незнакомых слов по сходству с русским языком, по словообразовательным элементам, по контексту, игнорировать незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста, выстраивать логическую последовательность событий текста

письменная речь

заполнять анкеты, формуляры, таблицы полученной общения информацией, делать краткие записи, составлять рассказы

кратко излагать в письменном виде результаты своей деятельности

Языковая компетенция

Фонетическая сторона речи

соблюдать ритмико-интонационных особенностей предложений различных коммуникативных типов (утвердительное, вопросительное, отрицательное, повелительное);
делать правильное ударение в используемых словах, использовать правило отсутствия ударения на служебных словах

выражать модальные значения, чувства и эмоции с помощью интонации

Лексическая сторона речи

распознавать и употреблять в речи:
• основные значения изученных лексических единиц (слов, словосочетаний, реплик-клише речевого этикета) в соответствии с решаемой коммуникативной задачей;
• многозначные слова;
• синонимы, антонимы

• распознавать части речи по словообразовательным элементам;
• использовать языковую догадку в процессе чтения и аудирования.

Грамматическая сторона речи

• оперировать в процессе общения основными синтаксическими конструкциями речи и морфологическими формами в соответствии с коммуникативной задачей в коммуникативно-значимом контексте;
• распознавать и употреблять в речи различные коммуникативные типы предложений: утвердительные, отрицательные, вопросительные, побудительные;
применять на практике все изученные грамматические формы

распознавать в речи и употреблять условные предложения нереального характера;
употреблять герундий;
фразовые глаголы;
сравнительные конструкции like\unlike, as…as, not so as,
употреблять сложноподчиненные предложения с союзами although, as long as, so that, in spite of, whatever
косвенную речь в утвердительных и вопросительных предложениях

Социокультурная компетенция

• представлять родную страну и родную культуру на английском языке;
• находить сходство и различия в традициях своей страны и англоязычных стран;
• понимать социокультурные реалии при чтении и аудировании в рамках изученного материала;
• распознавать и употреблять в устной и письменной речи в ситуациях формального и неформального общения основные нормы речевого этикета, принятые в странах изучаемого языка (реплики-клише, наиболее распространённую оценочную лексику)

• использовать социокультурные реалии при создании устных и письменных высказываний;
• распознавать принадлежность слов к фоновой лексике и реалиям страны изучаемого языка (в том числе традициям в проведении выходных дней, основных национальных праздников и т. п.);
• распознавать распространённые образцы фольклора (скороговорки, поговорки, пословицы);
• оказывать помощь зарубежным гостям в нашей стране в ситуациях повседневного общения

Компенсаторная компетенция

• выходить из положения при дефиците языковых средств;
• пользоваться языковой и контекстуальной догадкой, прогнозировать содержание текста при чтении и аудировании на основе заголовка, предварительно поставленных вопросов;
• использовать перифраз, синонимичные средства, антонимы при дефиците языковых средств;
• переспрашивать, просить повторить, уточняя значение незнакомых слов

• использовать в качестве опоры при формулировании собственных высказываний ключевые слова, план к тексту, тематический словарь и т.д.;
• догадываться о значении незнакомых слов по используемым собеседником жестам и мимике

Специальные учебные умения

• находить ключевые слова и социокультурные реалии при работе с текстом;
• определять значение слова на основе языковой догадки;
• пользоваться двуязычным и толковым словарями.

• осуществлять словообразовательный анализ;
• выборочно использовать перевод;
• участвовать в проектной деятельности межпредметного характера

Метапредметные результаты

Познавательные УУД

строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, классифицировать по критериям, делать самостоятельные выводы;
извлекать основную, запрашиваемую/нужную, полную и точную информацию из прослушанного/прочитанного текста;
понимать и употреблять устойчивые обороты речи;
сокращать, расширять устную и письменную информацию, заполнять таблицы;
работать с разными источниками на иностранном языке: справочными материалами, словарями, интернет-источниками

Регулятивные УУД

самостоятельно определять цели деятельности, формулировать задачи, определять последовательность действий;
самостоятельно планировать пути достижения цели, способы и средства решения коммуникативной задачи, соотносить свои действия с планируемыми результатами;
оценивать результат своей деятельности, осознанно управлять своим поведением, определять причину затруднений

Коммуникативные УУД

осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации;
взаимодействовать в группе с другими участниками проектной деятельности;
отстаивать свою точку зрения корректно;
разрабатывать краткосрочный проект;
организовывать и планировать учебное сотрудничество

участвовать в работе над краткосрочным проектом;
планировать и осуществлять учебно-исследовательскую работу: выбирать тему исследования, составлять план работы, анализировать полученные данные и интерпретировать их, пользоваться исследовательскими методами
выступать с устной презентацией проекта с аргументацией, отвечать на вопросы по проекту

Личностные результаты

умение ориентироваться в нормах, правилах поведения и сотрудничества в группах;
стремление достойно представлять родную культуру, традиции;
стремление участвовать в межкультурной коммуникации: принимать решения, давать оценки, уважительно относиться к собеседнику

формирование:
моральных норм и ценностей;
устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;
готовности к самообразованию и самовоспитанию;
правового сознания

Результативность курса

Использование программы курса в учебном процессе позволит добиться положительной динамики в показателях качества знаний по английскому языку, что будет способствовать повышению мотивации к изучению иностранного языка и участию в олимпиадах и конкурсах.

Познавательный интерес и умение решать проблемы помогает обучающимся разрабатывать и успешно защищать исследовательские проекты, темы которых связаны с английским языком и межкультурной коммуникацией, а также способствует расширению кругозора обучающихся.

Факультатив не подлежит обязательному оцениванию знаний обучающихся, но процесс самостоятельного оценивания учащимся собственной деятельности, поведения и своих образовательных навыков и умений имеет очень большое педагогическое значение: во-первых, на занятии обеспечивается обратная связь, благодаря которой обучающийся видит своё продвижение в изучении материала и может корректировать свою деятельность; во-вторых, повышается учебно-познавательная активность обучающегося, что положительно сказывается на результативности образовательного процесса; в-третьих, обучающийся овладевает навыками рефлексии - одной из ключевых компетенций современного человека. Исправление языковых ошибок проходит в обобщенной форме на этапе рефлексии на каждом занятии.

Поурочное планирование факультатива для 8-9 класса «Традиции Великобритании»

Тема занятия

Лексика и грамматика

Творческие задания

1

Великобритания. Вводное занятие

Названия частей Великобритании

Просмотр видеоролика. Работа с контурной картой.

2

Природные условия Великобритании. Население

Названия рек, озер, гор.
Употребление артикля с географическими названиями. Работа с текстом, выполнение послетекстовых заданий.

Работа с контурной картой.
Заполнение круговой диаграммы.

3

Лондон - столица Великобритании

Употребление артикля с географическими названиями. Работа с текстом.

Работа с контурной картой.

4

Население Лондона. Вероисповедание

Употребление артикля с географическими названиями. Работа с текстом, выполнение послетекстовых заданий.

Заполнение круговой диаграммы.

5

История основания Лондона

Активизация навыков чтения, говорения и письменной речи. Работа с текстом, выполнение послетекстовых заданий.

Просмотр презентации. Написание рассказа по картинке, пересказ.

6

Лондон во времена англо-саксов

Активизация навыков чтения, письма и говорения. Работа с текстом и составление рассказа по картинке.

Просмотр презентации. Работа с контурной картой. Составление рассказа по картинке.

7

Легенда о короле Артуре

Активизация навыков поискового чтения. Работа с текстом и выполнение послетекстовых заданий.

Просмотр презентации.

8

Норманское завоевание

Активизация навыков поискового чтения и говорения. Работа с текстом и выполнение послетекстовых заданий.

Просмотр презентации. Работа с контурной картой.

9

Жизнь в Англии во времена норманского правления

Активизация навыков чтения. Работа с текстом и выполнение послетекстовых заданий.

Заполнение диаграммы.

10

Легенда о Робин Гуде

Активизация навыков поискового чтения и говорения.

Просмотр презентации. Проект «Сравнительный анализ текста и баллады о Робин Гуде», составление диалогов.

11

Тауэр. Белая башня

Активизация навыков аудирования.

Просмотр видеороликов. Работа с контурной картой.

12

Томас Мор

Активизация навыков чтения. Работа с текстом и выполнение послетекстовых заданий.

Просмотр видеоролика.

13

Лондон в средние века

Активизация навыков поискового чтения и говорения. Работа с текстом и выполнение послетекстовых заданий.

Просмотр презентации. Пересказ текста.

14

Лондон в начале нового времени

Активизация навыков поискового чтения и говорения. Работа с текстом и выполнение послетекстовых заданий.

Просмотр видеоролика.

15

Торговый Лондон

Активизация навыков поискового чтения и говорения. Работа с текстом и выполнение послетекстовых заданий.

Составление рассказа по картинке.

16

Ночь Гая Фокса

Активизация навыков чтения и говорения. Работа с текстом и выполнение послетекстовых заданий.

Просмотр презентации. Проект «Изготовление чучела Гая Фокса».

17-18

Герои А.Дюма в Лондоне

Активизация навыков поискового чтения и говорения. Работа с текстом и выполнение предтекстовых и послетекстовых заданий.

Проект «Маршрут и продолжительность путешествия Д'Артаньяна».
Сравнительный анализ литературных героев с их прототипами.
Викторина.

19

Герои Англии. Герцог Бекингем

Активизация навыков чтения и говорения. Работа с текстом и выполнение послетекстовых заданий. Пересказ текста.

Пересказ текста.

20

Герои Англии. О.Кромвель. Английская революция.

Активизация навыков чтения и говорения. Работа с текстом и выполнение послетекстовых заданий.

Просмотр презентации. Краткий пересказ текста.
Работа с контурной картой.

21

Великая чума в Лондоне

Активизация навыков чтения и говорения. Работа с текстом и выполнение послетекстовых заданий.

Просмотр отрывка из фильма «Пир во время чумы».

22

Великий лондонский пожар

Активизация навыков чтения и говорения. Работа с текстом и выполнение послетекстовых заданий.

Просмотр видеоролика. Заполнение таблицы.

23

Герои Англии. Адмирал Нельсон. Битва при Трафальгаре

Активизация навыков чтения и говорения. Работа с текстом и выполнение послетекстовых заданий.

Просмотр видеоролика. Работа с контурной картой.

24

Культурное значение Лондона

Активизация навыков чтения и говорения. Работа с текстом и выполнение послетекстовых заданий.

Работа с контурной картой.

25

Королевская семья

Активизация навыков чтения и говорения. Работа с текстом и выполнение послетекстовых заданий.

Проект «Составление генеалогического древа».

26

Вестминстерский дворец

Активизация навыков чтения и говорения. Работа с текстом и выполнение послетекстовых заданий.

Просмотр видео экскурсии по дворцу.

27

Собор Св. Павла

Активизация навыков чтения и говорения. Работа с текстом и выполнение послетекстовых заданий.

Знакомство с историей и архитектурой собора.

28

Замки Лондона

Активизация навыков чтения и говорения. Работа с текстом и выполнение послетекстовых заданий.

Работа с контурной картой.

29

Традиционные церемонии

Активизация навыков чтения и говорения. Работа с текстом и выполнение послетекстовых заданий.

Сопоставление церемонии с ее описанием и изображением. Составление рассказа.

30

Театры Лондона

Активизация навыков чтения и говорения. Работа с текстом и выполнение послетекстовых заданий.

Просмотр презентации. Проект «Театральная афиша».

31

Лондон - туристический центр

Активизация навыков чтения и говорения.

Просмотр видеоролика. Ролевая игра «Экскурсия».

32

Клан Кокни

Активизация навыков чтения и говорения. Работа с текстом и выполнение послетекстовых заданий.

Просмотр презентации. Разгадывание ребусов на языке кокни.

33

Английская мода

Активизация навыков чтения и говорения. Работа с текстом и выполнение послетекстовых заданий.

Просмотр презентации. Проект «Эскиз одежды будущего».

34

Английская традиционная кухня

Активизация навыков чтения и говорения. Работа с текстом и выполнение послетекстовых заданий.

Просмотр презентации.
Составление рецепта.

35

Викторина «Лондон»

Обобщение и повторение изученного материала.

Викторина «Лондон».

Оборудование и формы работы

В ходе работы по КТП факультатива «Традиции Великобритании» для 8-9 классов потребуется следующее оборудование: ПК, ТВ или видео проектор; принтер для печати материалов; канцелярские товары для выполнения проектов.

Формы работы: «Mозговой штурм»; составление рассказов; составление грамматических схем, таблиц; чтение и перевод; парная и групповая работа; самостоятельная работа; сбор и анализ информации; анализ и коррекция ошибок.

Список литературы

  1. Три д'Артаньяна: Исторические прототипы героев романов «Три мушкетёра», «Двадцать лет спустя» и «Виконт де Бражелон» - М.: Астрель: ACT CORPUS, 2009. - 411 c.

Список интернет-источников

  1. Фильм Д'Артаньян и три мушкетёра
  2. https://100legend.ru
  3. https://bystudin.ru/
  4. https://bystudin.ru/
  5. https://dzen.ru/a/YjAPxHRGfkNt4h6l
  6. https://history-thema.com/normandskoe-gosudarstvo-v-anglii/
  7. https://ozhegova-slovar.ru/russkij-yazyk/kto-napisal-roman-tri-mushketera.html
  8. https://ru.wikipedia.org/wiki/
  9. https://stories-of-success.ru/tomasa-mora
  10. https://travel-in-time.org/puteshestviya-vo-vremeni/puteshestvie-v-starinnyiy-london/
  11. https://valyarzhevskaya.wordpress.com/2014/10/08/robinsquires/
  12. https://www.weblitera.com/book/?id=33&lng=1&ch=1&l=ru