Интегрированный урок (информатика + математика + искусство) "Законы гармонии"

Разделы: Математика, Информатика, МХК и ИЗО, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (5 МБ)


Тип урока: комбинированный.

Цель урока:

  • расширение представлений о практическом применении математики и информатики для различных отраслей жизни;
  • развитие техники вычислений.

На интегрированном уроке учащиеся используют знания по математике и информатике, что развивает их потенциал, побуждает к активному познанию окружающей действительности, осмыслению и нахождению причинно-следственных связей, развитию логики, мышления, коммуникативных способностей.

Задачи:

  • образовательные:
    • Познакомить учащихся с числами Фибоначчи и золотым сечением, их проявлениями в природе, архитектуре, живописи.
    • Обобщить и систематизировать знания, умения и навыки по теме «Дроби».
    • Расширить представление о применении математических редакторов.
  • развивающие - продолжать развивать логическое мышление, умение анализировать, находить закономерности, замечать их в окружающем нас мире; понимать, что математика - это язык, с помощью которого записываются все законы природы, и его необходимо изучать.
  • воспитательные - воспитывать у учащихся такие качества как любознательность, настойчивость в достижении своей цели, понимание того, что красота тесно связана с математикой.

Техническое сопровождение:

  • компьютеры (каждой паре)
  • интерактивная доска
  • принтер

Технологии:

  • Информационно-коммуникационные технологии;
  • Технология развития «критического мышления»;
  • Исследование в обучении

Формы организации учебной деятельности:

  • практическая работа с раздаточным материалом;
  • самостоятельная практическая работа;
  • беседа;
  • исследование.

Этапы урока

1. Организационный момент

Ребята проходят в кабинет; случайным образом (при входе выбирают картину) формируются в группы. (Приложение 1)

Под стульями прикреплены стикеры с заданиями (примеры с десятичными дробями).

При решении примера - каждый ребенок меняет правильное решение на букву. В результате, у каждого ребенка есть буква. (Приложение 2) Задача всего коллектива - соединить буквы в словосочетание "Золотое сечение".

2. Актуализация знаний. Открытые нового

Мотивационная беседа. Ребятам задаются наводящие вопросы о золотом сечении. Кто придумал «золотое сечение»? Что это такое «золотое сечение»?

Демонстрируется презентация. (Приложение 3) Ребят знакомим с числами Фибоначчи. В процессе просмотра презентации ребята узнают, что правилу золотого сечения подчиняются многие окружающие объекты, в том числе в искусстве, архитектуре и даже живые организмы.

Вопрос на который предстоит дать ответ ребятам в процессе урока: Является ли Золотое сечение законом гармонии и красоты или нет?

3. Групповая практическая исследовательская работа

Ребятам предлагается выполнить измерения своего тела и проверить результат - выполняется ли правило пропорции золотого сечения.

Дети формулируют самостоятельно гипотезу и выполняют работу в группах, в соответствии с маршрутным листом: заполняют таблицу, проводят вычисления, проверяют гипотезу. Во всех рабочих группах, при расчетах получились числа, стремящиеся к одному значению.

В большинстве случаев полученные данные стремятся к числу золотого сечения - 1,618, однако наверняка появятся и другие результаты. Так можно ли назвать золотое сечение - правилом гармонии?

Известно, что художники часто прибегают к "Золотому сечению" при построении композиции.

Проверим это.

Дети формулируют новую гипотезу. Приступают к выполнению практической работы за компьютером. В математическом редакторе, работая с измерительными инструментами, шаблонами ребята проверяют на "золотое сечение" картины известных художников. Заполняют данные, полученные при расчетах, делают вывод.

Для тех кто быстро справился с работой предусмотрено дополнительное задание. (Приложение 4)

- Дорогие ребята, сегодня на занятии вы были настоящими исследователями. Так ответьте нам на вопрос, только честно! - у всех ли вас получились значения приближенные к числу 1,618?

- Нет, не у всех!

И это отлично! Потому что законы гармонии не всегда подчинены «золотому сечению».

4. Итог. Рефлексия

Ребята отвечают на главные вопрос урока:

Что-же такое золотое сечение?

Что такое гармония? Можно ли назвать золотое сечение - законом гармонии?

Сегодня на уроке мы убедились на практике, что не все предметы живой и неживой природы, произведения искусства, отвечают принципам «золотого сечения» но они могут быть тоже гармоничны и красивы.

5. Домашнее задание

Произвести исследование окружающих объектов на "золотое сечение".