Подготовка к написанию сочинения-рассуждения (в формате ЕГЭ)

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Ключевые слова: сочинение-рассуждение


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (4 МБ)


При подготовке к сочинению необходимо повторить особенности текста-рассуждения, его структуру. Кроме того, учащиеся очень часто не понимают, что такое комментарий, и их сочинение превращается в пересказ. Не менее распространенная ошибка - недостаточное количество или вообще отсутствие фактического материала, в нашем случае аргументов. Поэтому при подготовке к сочинению необходимо рассказать об аргументах, их видах. Эти задачи и будут решены на уроке.

Алгоритм написания сочинения:

  1. Сочинение является итогом размышлений над предложенным на экзамене тексте. Поэтому первый шаг-очень внимательно прочитайте текст. Прочитав текст, определите его проблематику (проблематика - круг проблем).
  2. Сформулируйте ОДНУ проблему. (В тексте могут быть затронуты несколько проблеме. Вам нужна одна, на ваш выбор)
  3. Прокомментируйте ее (объясните, как вы поняли, в чем суть проблемы).
  4. Определите и сформулируйте авторскую позицию, подкрепляя свое суждение примерами из текста.
  5. Выразите свое мнение по проблеме. Обязательно подберите аргументы, подтверждающие ваше суждение.
  6. Аргументы: в качестве аргументов можно использовать примеры из художественной литературы, примеры из различных отраслей знаний, примеры из жизни. В вашем тексте должно быть 2-3 аргумента для того, чтобы ваше суждение было обосновано.
  7. В тексте необходимо показать, что вы поняли смыл прочитанного, способны судить о значимости затронутых в тексте проблем, умеете ясно и убедительно излагать свою позицию и обосновывать ее, причем ваша позиция может не совпадать с авторской. Излагая свои мысли, не забывайте о нормах литературного языка, правилах орфографии и пунктуации и уместности использования выразительных средств.

Дальше необходимо повторить особенности текста-рассуждения, цели, композицию. Это тип речи, назначение которого - обосновать или опровергнуть какое-либо суждение с помощью аргументов. Рассуждая, мы объясняем что-либо, доказываем или опровергаем с помощью аргументов свою точку зрения на предмет или явление действительности.

Рассмотрим качестве примера текста-рассуждения фрагмент из рассказа Михаила Зощенко «Обезьяний язык». Найдем тезис и аргумент.

Трудный этот русский язык, граждане! Беда, какой трудный!
Главная причина в том, что иностранных слов в нем до черта…Вся речь пересыпана словами с иностранным, туманным значением…
М.Зощенко «Обезьяний язык»

Тезис-аргумент: трудный этот русский язык - почему? - потому что «иностранных слов в нем до черта…».

Наше сочинение - это тот же текст-рассуждение. В качестве тезиса выступает наше суждение, которое мы обосновываем с помощью аргументов. В качестве аргументов можно использовать примеры из художественной литературы, примеры из различных отраслей знаний, примеры из жизни. В тексте должно быть 2-3 аргумента для того, чтобы суждение было обосновано.

Суждение - это ваше мнение о проблеме, затронутой автором текста. Что же такое проблема и как ее выявить?

Проблема (от греч. - задача, спорный вопрос) -это сложный вопрос, волнующий конкретного человека в определенной ситуации, многих людей, все человечество. Эти вопросы могут затрагивать разные стороны бытия человека и общества . Выделяются следующие категории проблем: философские, социальные, политические экологические, нравственные проблемы. В тексте часто это вопрос, волнующий автора , поэтому можем формулировать проблему в виде вопроса:

  • Возможно ли выбрать профессию на всю жизнь?
  • Возможно ли гармоничное сочетание материального и духовного в жизни человека?
  • Что поможет человечеству сохранить мир?

Если речь идет о состоянии чего-либо или процессе, вызывающем опасения автора, то можно в формулировке проблемы использовать отглагольные существительные.

  • Падение уровня культуры речи
  • Незнание родной истории
  • Загрязнение лесов и рек

Очень важно понять разницу между темой и проблемой и стараться не смешивать их. Рассмотрим несколько примеров формулировок проблемы.

  • Проблема леса - НЕТ
  • Проблема вырубки лесов - ДА
  • Ненадлежащее санитарное состояние - ДА
  • Растущая безработица - ДА

Еще раз повторим, что тема - это предмет речи, а проблема - вопрос, состояние, процесс, вызывающие беспокойство автора. Выявив проблему и сформулировав ее, необходимо прокомментировать. Что это такое - комментарий?

Комментарии-рассуждения, пояснительные замечания по поводу чего-либо
(Большой толковый словарь русского языка Д.Н.Ушакова)

То есть комментарий - объяснение. Прокомментировать проблему-объяснить своими словами, в чем суть проблемы. Комментарий показывает, насколько глубоко и полно вы поняли выделенную проблему, проследили за ходом авторской мысли.

Необходимо отличать комментарий от пересказа!

В чем же разница?

Пересказывая, вы говорите о том, что делают герои.

Комментируя, вы говорите о том, что делает автор.

Какова роль книги в жизни человека? Над этой проблемой размышляет автор текста….

Следующий этап работы с текстом - это выявление авторской позиции. Проблему мы сформулировали, объяснили, в чем ее суть. Не менее важно определить авторскую позицию. Авторская позиция- это вывод, к которому приходит автор, рассуждая о той или иной проблеме. Если это вопрос, то позиция автора - ответ на вопрос.

Например:

«Как преодолеть непонимание между близкими людьми? Я думаю, мы должны прежде всего слушать и слышать друг друга…»

Ваша задача-показать мнение автора по конкретной, прокомментированной вами проблеме.

Например:

«Я выступаю против жестких систем, но я всячески ратую за продуманное систематическое чтение»
(С.Львов)

Как выявить позицию автора? В этом помогут языковые средства, прежде всего оценочная лексика, то есть слова, выражающие отношение автора к предмету речи.

Например:

«Жизнь - жестокая штука, она всё расставит по своим местам и равнодушно, как маляр, закрасит серой краской наши пылкие мечты, нарисованные в юности»
(С.Мизеров)

Потренируемся:

В каких словах и выражениях отражается авторская позиция?

Писать красиво, даже чересчур красиво, ярко, даже чересчур ярко - этого сейчас не умеет только ленивый. Это можно «сделать». Чего нельзя подделать, так это совести слов.

Очень худой симптом - то, что делается с русским языком, и притом как раз на фоне известного подъема литературной культуры. Глухота к языку сплошь и рядом выступает в соседстве с языковой изысканностью. На русском языке пишут так, словно это мертвый язык, последний носитель которого умер столетия или тысячелетия назад.
С Аверинцев «Надежды и тревоги»

Ну и несколько слов об аргументах, без которых нет полноценного рассуждения, без которых нельзя доказать свою правоту, правильность суждения и понимания.

Так как цель цель текста-рассуждения - убедить читателя в чем-либо, укрепить или изменить его мнение, для этого подтверждать собственную правоту или опровергать чужую точку зрения мы должны с помощью аргументов. Этого требует закон логики - закон достаточного основания:

Зако́н доста́точного основа́ния (4 закон логики) принцип, согласно которому каждое осмысленное выражение, понятие, суждение может считаться достоверным только в том случае, если оно было доказано, то есть были приведены достаточные основания, в силу которых его можно считать истинным.

Для отработки навыка аргументироваать, можно сделать следующее упражнение. В тексте найдите тезис и аргумент:

Это наши лучшие друзья, - любил повторять отец, указывая на книги. - И какие дорогие друзья…. Нужно только подумать, сколько нужно ума, таланта и знаний, чтобы написать книгу. Потом ее нужно издать, потом она должна сделать далекий-далекий путь, пока попадет к нам, на Урал. Каждая книга пройдет через тысячи рук, прежде чем встанет на полочку нашего шкафа.
Д.Мамин-Сибиряк. "О книге"

Тезис:

Это наши лучшие друзья,…. и какие дорогие друзья…. ПОЧЕМУ?

Аргумент: сколько нужно ума, таланта и знаний, чтобы написать книгу… Потом ее нужно издать, потом она должна сделать далекий-далекий путь,… Каждая книга пройдет через тысячи рук.

Что такое аргументы, откуда их брать, какими они бывают?

Аргументы - это доказательства, которые приводятся в поддержку тезиса. От тезиса к аргументу можно задать вопрос: «Почему?» Аргумент отвечает: «Потому что…».

Аргументы различаются по степени воздействия на ум и чувства людей. Они бывают сильными, слабыми, несостоятельными.

К сильным аргументам относятся:

  • Факты, события
  • Научные аксиомы
  • Ссылки на авторитетных людей,
  • цитаты из их произведений
  • Примеры из художественной литературы

При написании сочинения кроме вышеприведенных видов аргументов можно использовать и аргументы, опирающиеся на жизненный опыт:

  • Примеры из личной жизни
  • Примеры из жизни окружающих
  • Обобщенные наблюдения над жизнью
  • Примеры из истории
  • Пословицы и поговорки

Тренировочное упражнение:

Найдите в тексте аргументы и определите их тип.

Настоящая любовь к людям, к памятникам ли никогда не остается без ответа. Потому-то люди находят друг друга, а ухоженная людьми земля находит любящих ее людей и сама отвечает им тем же.

Именно такой, внутренне богатый человек и был со мной на Бородинском поле: Николай Иванович. Пятнадцать лет он не уходил в отпуск: он не может отдыхать вне Бородинского поля. Он живет несколькими днями Бородинской битвы и днями, которые предшествовали битве. Поле Бородина имеет колоссальное воспитательное значение.
Д.С.Лихачев «Письма и добром и прекрасном»

Итак, мы рассмотрели основные понятия, необходимые для написания сочинения-рассуждения, структуру будущего сочинения. И, подводя итоги, еще раз обратим внимание на следующее. При оценке текста сочинения учитывается:

  • Наличие формулировки проблемы
  • Наличие комментария к проблеме
  • Отражение авторской позиции

Собственное аргументированное мнение по проблеме (2-3 аргумента).

Речевое оформление текста: смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения; точность и выразительность речи; соблюдение орфографических, пунктуационных и речевых норм.

Успехов в работе.

Тезисы к презентации