Дистанционное обучение в школе

Разделы: Общепедагогические технологии

Ключевые слова: дистанционное обучение


В современном мире, с распространением информационных технологий, обычным явлением в образовательной системе стало дистанционное обучение. До пандемии 2019-2020 года одной из задач современной школы являлось повышение многообразия видов и форм организации образовательного процесса обучающихся. По мнению экспертов, дистанционные технологии, внедренные в педагогическую систему, смогли бы существенно повысить уровень образованности школьников и позволить выбрать и реализовать траекторию развития в условиях открытого образовательного пространства.

Согласно ст. 17 ФЗ "Об образовании в РФ" №273 в Российской Федерации образование может быть получено:

  • в организациях, осуществляющих образовательную деятельность;
  • вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования и самообразования).

Право выбора форм получения образования принадлежит родителям (законным представителям) обучающегося, которые таким образом могут выбрать либо получение образования в образовательной организации, либо семейное образование.

При получении образования в образовательных организациях могут использоваться различные формы обучения: очная, очно-заочная, заочная, и применяться «различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение».

В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

Условно можно выделить электронное и дистанционное обучение. Электронное подразумевает под работу с информацией, которая содержится в различных базах данных, а также использование информационных технологий для обработки и передачи информации между учителем и учеником. К числу таких технологий относятся: «Учи.ру» - интерактивная образовательная онлайн-платформа, «Российская электронная школа» - это интерактивные уроки по всему школьному курсу с 1 по 11 класс от лучших учителей страны; Сервис «Яндекс.учебник»; Цифровой образовательный ресурс «ЯКласс»; Цифровая образовательная платформа «Дневник.ру»; «SkySmart» - онлайн-школа для детей и подростков; «Сдам ГИА» - Образовательный портал для подготовки к экзаменам по всем предметам; Сервис «Google Classroom» и множество других онлайн ресурсов. Кроме этого, существуют средства онлайн визуализации для организации деятельности и оценивания достижений обучающихся. Среди них кластеры, ментальные карты, ленты времени и т.д. Также существуют средства для организации рефлексии такие как документы Google, Microsoft Excel online, Microsoft Word online, интерактивные доски.

Дистанционное же обучение строится на использовании информационно-телекоммуникационной сети, которая позволяет взаимодействовать учителю и учащемуся друг с другом. К числу платформ, позволяющих использовать данную технологию можно отнести: «Сферум» -бесплатная платформа для учёбы и общения; программное обеспечение с закрытым кодом, обеспечивающее текстовую, голосовую и видеосвязь через Интернет, примером таких программ могут послужить: Skype, Discord, Zoom.

Благодаря использованию технологий дистанционного обучения можно обеспечить реализацию концепции непрерывного образования школьников, а также развивать систему дополнительного образования. Однако необходимо учесть достоинства и недостатки дистанционного обучения.

К числу достоинств технологии дистанционного обучения можно отнести:

  • обучение учащихся в спокойной обстановке, где им не приходится отвлекаться на шум в классе или беседу с другими учащимися;
  • повторение материала, за счет возможности сохранения записи урока и повторного просмотра объяснения педагога;
  • экономия времени, ввиду отсутствия траты времени на дорогу в школу и обратно, а также сокращается время для рутинных задач учителя, таких как проверка домашнего задания;
  • возможность учиться из любой точки мира, так как для обучения потребуется только компьютер и интернет;
  • использование интернет библиотек, при дистанционном обучении учащийся может пользоваться интернет ресурсами для расширения своих знаний;
  • развитие навыков самостоятельного владения персональным компьютером, что расширяет возможности использование мультимедийных технологий в обучении.

Однако у дистанционного подхода к обучению есть и следующие недостатки:

  • нехватка общения, во время дистанционного обучения учащиеся зачастую лишены общения со сверстниками, что негативно влияет на коммуникативные навыки;
  • самостоятельная работа, не все ученики умеют рационально распоряжаться своим временем и владеют навыками самоорганизации;
  • необходимы навыки работы на электронных площадках, не у всех учащихся они в наличии;
  • отсутствие качественного интернет соединения, перегруженность сети при работе школ, как правило в одно и то же время, нарушает качество передачи информации;
  • отсутствие единых способов получения и передачи информации, ввиду многообразия площадок дистанционного обучения.

Таким образом выходит, что организация дистанционного обучения в современных условиях затруднительна, ввиду ряда недостатков, что мешает успешной реализации образовательного процесса. Для решения данной проблемы необходимо решить следующие задачи:

  • развить материальную инфраструктуры (создать новые каналы связи и устройств для использования новых цифровых материалов в обучении);
  • внедрить цифровые программы (проведение контроля над усвоенным учениками материалом с помощью компьютера - организация онлайн-тестирований);
  • развивать онлайн-платформы и модернизировать способы их использования;
  • разработать новейшие системы управления образованием (это обеспечит гибкость обучения);
  • развивать системы универсальной идентификации учащегося;
  • создать с помощью технологий модель идеальной школы и стремиться к ней;
  • повысить навыки преподавательского состава в сфере цифровых технологий, повышение их квалификаций.

С появлением дистанционного образования в процесс обучения включилось большое количество техники и онлайн платформ, позволяющих организовать учебный процесс наиболее эффективно.

Литература

  1. Андреева Н.В., Рождественская Л.В., Ярмахов Б.Б. Шаг школы в смешанное обучение. М.: Буки Веди., 2016. 280 с.
  2. Апестина В.В. Соблюдение требований к условиям реализации обновленных ФГОС НОО и ООО [электронный ресурс]. - Режим доступа. - URL: https://iro23.ru/wp-content/uploads/2022/02/Использование-электронных-средств-обучения-дистанционных-технологий.pdf (дата обращения: 25.02.2023).
  3. Калинин Д.А. Трудности, испытываемые преподавателями в условиях дистанционного обучения / Д.А.Калинин // Науковедение. - 2015. - Т. 7. №3.
  4. Самерханова Э.К, Круподерова Е.П., Панова И.В. Цифровые ресурсы для организации образовательного процесса и оценки достижений обучающихся в дистанционном формате: обзор цифровых ресурсов для дистанционного образования. Н.Новгород: Мининский университет, 2020. 50 с.
  5. Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция) [электронный ресурс]. - - Режим доступа. - URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_140174/ (дата обращения: 25.02.2023).