Использование технологии критического мышления на уроках в начальной школе

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: технология критического мышления


Одним из направлений моей опытно-экспериментальной деятельности стала работа по теме «Технология развития критического мышления через чтение и письмо». С опытом этой работы я вам предлагаю познакомиться.

С внедрением новых стандартов повышается значимость инновационной активности человека во всех сферах деятельности. В этих условиях необходимо создание инновационной системы образования, важнейшим условием которой является ориентация на новые образовательные стандарты. Одной из технологий способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. Технология критического мышления предполагает гуманистический подход к обучению. Гуманистический подход в противоположность авторитаризму предполагает личностную вовлеченность ученика в процесс учения: ученик в нем инициативен и самостоятелен, он учится осмысленно, его инициатива поощряется. ФГОС второго поколения акцентирует внимание на обеспечении условий для развития личности обучаемых, стимулируя тем самым инновационные аспекты деятельности учителей. В настоящее время в мире сокращается значимость репродуктивной деятельности, связанной, как правило, с использованием традиционных технологий. В век динамичных изменений главным становится умение учиться самостоятельно. Таким образом, и новые стандарты и технология критического мышления акцентируют внимание на личностно-ориентированном обучении.

Технология «Развитие критического мышления» является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы. Она позволяет добиваться таких образовательных результатов как умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение решать проблемы; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); умение сотрудничать и работать в группе; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми.

Поскольку в настоящее время школа призвана воспитать свободную, развитую и образованную личность, владеющую определенным субъективным опытом, способную ориентироваться в условиях постоянно меняющегося мира, формирование критического мышления в период расширения информационного пространства приобретает особую актуальность.

В основе технологии формирования критического мышления через чтение и письмо лежит теория осмысленного обучения Льва Семеновича Выготского «…всякое размышление есть результат внутреннего спора, так, как если бы человек повторял по отношению к себе те формы и способы поведения, которые он применял раньше к другим.» (Выготский, 1984: 243), а также идеи Д.Дьюи, Ж.Пиаже о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу.

Таким образом, при определении понятия критического мышления отражаются оценочные и рефлексивные свойства мышления. Это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. В этом и есть его отличие от творческого мышления. Критическое мышление - отправная точка для развития творческого мышления, они развиваются в синтезе, взаимообусловлено.

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения и технология критического мышления предполагают равноправные взаимодействия субъектов обучения, диалогические отношения между ними, возможность высказывать свои суждения, рассчитывая быть услышанным, выслушивать, понимать и принимать другие мнения, выстраивать систему аргументов в защиту своей позиции, сопоставлять разные позиции. Технология критического мышления в соответствии со стандартами второго поколения позволит научить учащихся:

  1. Организации своей деятельности;
  2. Душевности и чуткости;
  3. Ощущению свободы и счастья бытия;
  4. Самореализации, сохранения ценностей;
  5. Пониманию себя и пониманию других;
  6. Умению мыслить;
  7. Формированию и отстаиванию своей точки зрения;
  8. Партнерские отношения;
  9. Умению сотрудничать;
  10. Гибкости мышления;
  11. Умению слушать;
  12. Мобильности;
  13. Способности оценивать свои действия. Рефлексии.

Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов. Структура технологии развития критического мышления через чтение и письмо стройна и логична, так как ее этапы соответствуют закономерным этапам когнитивной деятельности личности (то есть, деятельности, опирающейся на познавательные способности ученика).

Для того чтобы дать детям возможность активно работать с получаемым знанием, авторы технологии предлагают строить урок по привычной схеме: «введение - основная часть - заключение». Подобная же схема действует и при решении проблем: «введение в проблему - подходы к ее решению - рефлексия результата». В рамках технологии развития критического мышления данные этапы получили несколько иные названия и функции. Итак:

Первый этап - ВЫЗОВ - задачи (функции) которого:

  • актуализировать и проанализировать имеющиеся знания и представления по изучаемой теме;
  • пробудить к ней интерес;
  • активизировать обучаемого, дать им возможность целенаправленно думать, выражая свои мысли собственными словами;
  • структурировать последующий процесс изучения материала.

Второй этап - ОСМЫСЛЕНИЕ - поиск стратегии решения поставленной проблемы и составления плана конкретной деятельности; теоретическая и практическая работа по реализации выработанного пути решения. Функции этапа:

  • получение новой информации;
  • ее осмысление (в том числе необходимо перечитывать часть текста в том случае, если учащийся перестает его понимать, воспринимая сообщение, задавать вопросы или записывать, что осталось не понятно для прояснения этого в будущем);
  • соотнесение новой информации с собственными знаниями. Обучаемые сознательно строят мосты между старыми и новыми знаниями, для того, чтобы создать новое понимание;
  • поддержание активности, интереса и инерции движения, созданной во время фазы вызова.

Третий этап - РАЗМЫШЛЕНИЕ:

  • выражение новых идей и информации собственными словами;
  • целостное осмысление и обобщение полученной информации на основе обмена мнениями между обучаемыми друг с другом и преподавателем;
  • анализ всего процесса изучения материала;
  • выработка собственного отношения к изучаемому материалу и его повторная проблематизация (новый «вызов»).

При таком подходе происходит не просто более глубокое усвоение знаний детьми, но и реализуется идея связей материала (в рамках одного предмета, межпредметных, теоретического с практическим), его структурирования самим ребенком. Постановка учащимися самостоятельно цели обучения, создает необходимый внутренний мотив к процессу учения. Тем самым (в идеале), у каждого учащегося создается целостное когнитивное поле, объединяющее все имеющиеся теоретические знания, практические сведения, навыки и умения.

Сейчас вашему вниманию я представлю мастер-класс по теме «Нахождение площади прямоугольного треугольника» математика. 4 класс.

На материале данного мастер-класса вы увидели специфику структуры урока, построенного на основе использования технологии критического мышления. Следующие два мастер класса продемонстрируют возможность использования различных приемов данной технологии.

Многие современные школьники вряд ли назовут чтение художественной литературы одним из любимых развлечений. Кроме того, если судить по анкетам, самое большое место в детском чтении занимает так называемая массовая литература (фантастика, детективы, романы-фэнтези), которая мифологизируя незрелый детский ум, уводит его от реалий окружающего мира. С другой стороны, есть дети, для которых законы взрослого общества не являются тайной за семью печатями: они уже сейчас в полной мере испытали на себе все его неприглядные стороны, и чтение художественной литературы для таких детей не представляет интереса. Поэтому уроки литературного чтения, где чаще всего используются художественные тексты, вызывают сложность у школьников. На уроках приходится не только читать текст и извлекать предполагаемую информацию, но и анализировать художественную реальность во всем многообразии, оценивать с разных точек зрения, а зачастую создавать собственный текст, строящийся с учетом особенностей художественного произведения.

Как использование технологии развития критического мышления ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом можно увидеть на следующем примере Литературное чтение. 2 класс. Тема: «В.Осеева Доброе слово».

Здесь использован методический прием, который получил название «чтение с остановками». Смысл данного приема заключен в использовании различных типов вопросов. При использовании данного приема учителем были учтены следующие особенности:

  • текст не должен быть знаком учащимися;
  • текст заранее делится на части. Части по объему могут быть разными, важнее смысловое единство внутри каждого отрывка. Остановок не должно быть много, чтобы учащиеся могли увидеть произведение в его целостности и понять взаимозависимость частей.
  • задания и вопросы к тексту формулируются с учетом иерархии уровней познавательной деятельности (по Б.Блуму):
  • простые вопросы (это вопросы, отвечая на которые необходимо назвать какие-то факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию)
  • уточняющие вопросы (обычно начинаются со слов: то есть ты говоришь, что…, если я правильно понял, то… Целью этих вопросов является предоставление человеку возможностей для обратной связи, относительно того, что он только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсутствующей в сообщении, но подразумевающейся.)
  • Интерпретационные (объясняющие) вопросы. Обычно начинаются со слова почему? Как правило, они направлены на установление причинно-следственных связей. Если ответ на этот вопрос известен, он из интерпретационного превращается в простой. Следовательно, данный тип вопроса срабатывает тогда, когда в ответе присутствует элемент самостоятельности.
  • Творческие вопросы. Если в вопросе есть частица бы, элементы условности, предположения, прогноза мы называем его творческим.
  • Оценочные вопросы. Эти вопросы направлены на выяснение критериев оценки тех или иных событий, явлений, фактов.
  • Практические вопросы. Вопросы, направленные на установление связей между теорией и практикой.

Опыт показывает, что учащиеся всех возрастов (начиная с первого класса) понимают значение всех типов вопросов, то есть могут привести свои примеры. При разработке уроков «чтение с остановками» дополняется другими приемами.

С некоторыми приемами визуальной организации материала вы сможете познакомиться в ходе мастер класса по теме «Имя существительное». Русский язык 4 класс.

В технологии развития критического мышления большое место отводится визуальным формам организации материала. С их помощью учащиеся пытаются предварительно систематизировать материал, высказывают свои идеи, визуализируя их. Прием визуальной организации материала является «кластеры». Кластеры могут стать как ведущим приемом на стадии вызова и рефлексии, так и стратегией урока в целом, как оказалось в нашем мастер-классе. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто интуитивно распределяем их особым образом, компонуя их по категориям. Наши мысли уже не громоздятся, а располагаются в определенном порядке. Правила составления кластера очень простые. Рисуем модель солнечной системы: звезду планеты и их спутники. Звезда - это наша тема, планеты - крупные смысловые единицы, у планет спутники, у спутников свои спутники. Данный прием наиболее приемлем на уроках обобщения и позволяет систематизировать знания учащихся.

Говорят, что полноценное использование технологии развития критического мышления возможно только с 6 класса. Таким образом вся моя работа является подготовительной. Примером подготовительной работы является мастер-класс по теме «Ты и твои друзья». Окружающий мир. 1 класс.

Мной использован популярный прием среди учителей нашей школы - это заполнение таблицы «Знаю - хочу узнать - узнал» или бортовой журнал. При использовании данного приема информация не только более активно воспринимается (прослушивается, записывается), систематизируется, но и оценивается. Большое значение в технологии развития критического мышления отводится приемам, формирующим умение работать с вопросами. В то время как традиционное преподавание строится на готовых ответах, которые преподносятся ученикам как данность, технология критического мышления ориентирована на вопросы как основную движущую силу мышления. Учащимся необходимо обращаться к собственной интеллектуальной энергии. Только учащиеся, которые задаются вопросами или задают их, по-настоящему думают и стремятся к знаниям.

Я надеюсь на то, что применение даже некоторых приёмов технологии РКМ даст Вам возможность развить и совершенствовать творческий потенциал учащихся. Учитель в свою очередь станет организатором самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся, у него появляется возможность для совершенствования процесса обучения, целостного развития личности учащихся.