Экспериментальная деятельность для детей. Тема: "Солнце дарит нам тепло и свет"

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: экспериментальная деятельность


Цель: Развитие и расширение представлений детей об окружающем мире, развитие интеллектуально-творческого потенциала детей по средствам знакомства с элементарными знаниями об основных физических свойствах и явлениях.

Задачи:

Образовательные.

  • Учить быть активными и любознательными
  • Учить стремится к самостоятельному познанию и размышлению

Развивающие.

  • Развивать у детей познавательный интерес
  • Развивать у детей представления о свойствах воздуха
  • Расширять мыслительные способности : анализ, классификация, сравнение.
  • Формирование способов познания путем сенсорного развития.
  • Закреплять умения внимательно и аккуратно работать, во время эксперимента.

Воспитательные:

  • Воспитывать коммуникативные навыки
  • Воспитывать культуру поведения (умения выслушать напарника)

Предварительная работа:

  • Беседа на тему «Солнце-звезда», «Солнце - источник тепла». «Как осторожно пользоваться электроприборами»;
  • Рассматривание иллюстраций на тему «Солнечная система»;
  • Чтение литературных произведений К.И.Чуковского «Краденное солнце»;
  • Разгадывание загадок на тему «Светило»;
  • Занятие по рисованию на тему «Нарисуй змейку в круге», «Солнечная система»;
  • Длительное наблюдение на прогулке «Солнышко встаёт - все просыпается»;
  • Самостоятельная игра детей в настольную игру «Солнечная система»;
  • Выполнение заданий в дидактической игре «Собери солнышко».

Материал для занятия:

  • Игрушка «Солнце»
  • Настольная лампа
  • Плакат с изображением солнечной системы
  • Знак «Осторожно пользоваться!»
  • Набор предметов, изготовленных из разных материалов (бумага, пластмасса, дерево, металла, белые и чёрные лоскутки, светлые и темные камни)
  • Бумага, ножницы, нитки, иголки, для изготовления змейки.
  • Изображение строений в жарких странах со светлыми стенами и с солнечными батареями на крыше.

Ход занятий

1. Организационная часть

Воспитатель загадывает детям загадку.

Что на небе расцветает
И теплом всех согревает?
(Солнце)

После того как дети отгадали её. Он интересуются, почему так думают.

На что похоже солнце? (Огненный шар)

После этого воспитатель рассказывает, что Солнце - самая близкая к Земле звезда: Солнце - главный осветитель. Оно горит над землей, как гигантская лампочка:

Что было бы, если б не было Солнца?

Воспитатель предлагает вспомнить сказку К.И.Чуковского «Краденное солнце».

Не будь Солнца, всё погрузилось бы во мрак, и жизнь на Земле вскоре угасла.

Как можно проверить, что Солнце дарит нам тепло?

Игровая разминка «Самолёты»

Самолеты загудели Дети вращают перед грудью согнутыми в локтях руками
Самолеты полетели Разводят руки в сторону, выполняют поочередно наклоны вправо-влево
На поляну тихо сели, Приседают руки к коленям.
Да и снова полетели «Полетели».

Хотите в этом убедится?

Нарисуйте на бумаге по трафарету большой круг и вырежьте его. Проведите по контуру линии, чтобы получилась спираль, вырежьте её.

На что похожа спираль? (на змею)

С помощью иголки проденьте сквозь ее голову нитку. Повести ее над лампочкой.

Что наблюдаете? Почему змейка вращается?

Поднимающийся на верх теплый воздух заставляет вращаться змейку.

Как вы думаете, какая температура на поверхности Земли? (Большая)

На поверхности Солнца температура шесть тысяч градусов. При такой температуре любое тело мгновенно расплавится, а в центре Солнца температура ещё больше.

Как вы думаете, все ли предметы солнце нагревает одинаково?

Давайте проверим. Возьмите разные материалы и расположите их под лампой.

(расстояние от поверхности стола до лампы 12-15 см)

На основании лампы висит знак «Осторожно пользоваться!»

Детям предлагают белые и черные лоскутки ткани, темные светлые камни, песок.

Наощупь проверяем степень нагревания.

Какие материалы нагреваются сильнее? Почему?

Темные предметы нагреваются сильнее, поглощают больше солнца - световой энергии. Чем больше тепловых лучей поглощает какое-либо тело, тем выше становится его температура.

Поэтому жители жарких стран красят стены домов в белый цвет.

Светлые поверхности отражают часть тепловых лучей, не могут нагреваться.

2. Практическая работа

Воспитатель предлагает представить, что электрическая лампочка это Солнце.

Подставьте ладошку.

Что чувствуете? (Тепло, хорошо)

Ладошка нагрелась. Проверьте, нагрелись ли от света электрической лампочки разные предметы.

Что вы обнаружили?

Все предметы нагреваются, когда на них попадает свет. Солнце раскаленное небесное тело. Кроме света от раскаленных тел исходит тепло. Вот солнечные лучи нагревают поверхность земли, от неё нагревается воздух. Тёплый воздух легче холодного, поэтому он поднимается наверх.

Люди научились использовать солнечную энергию, они придумали солнечные батареи, где эта энергия преобразовывается в электричество

3. Заключительная часть

Почему люди Солнце ласково называют «солнышко»?

С неба смотрит Солнышко миллионы лет,
"Льёт на Землю Солнце и тепло, и свет.

Солнце - великий труженик - работает круглые сутки. Как оно работает, вы нарисуете, и этими рисунками мы украсим нашу группу.