Возможности использования элементов технологии критического мышления в начальной школе

Разделы: Начальная школа, Общепедагогические технологии

Ключевые слова: технология критического мышления


Переход начального образования на обучение по ФГОС требует от педагогов абсолютно нового подхода в организации обучения. Работая многие годы в школе , мы замечаем, что как бы мы ни старались,-обучаются успешно лишь 10% учащихся. Почему?

Объяснение простое - только 10% людей способны запомнить и понять то, что они читают. И только когда мы говорим и участвуем в реальной деятельности, только тогда мы запоминаем до 90%.

На уроках ребёнку бывает трудно ответить на вопрос, грамотно и последовательно предать содержание текста, высказать своё мнение и аргументировать его. Эти трудности связаны со снижением познавательной деятельности, нежеланием читать, находить и узнавать новое, низкой мотивацией к обучению. Для решения данных проблем необходимы новые педагогические подходы, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Мы часто задаём себе вопрос: как помочь маленькому человеку справиться с тем обилием информации, которая на него сваливается и в школе и дома? Как научить использовать эту информацию? Как выбрать нужное? Как повысить мотивацию к обучению у современных школьников? Как вовлечь их в образовательный процесс и сделать его более интересным, творческим?

Именно благодаря способности человека мыслить решаются трудные задачи, делаются открытия, появляются изобретения. Мыслительный процесс начинается тогда, когда возникает задача или проблема, у которой нет готового способа решения. Если есть стремление что-то понять, в чём-то разобраться, то здесь тоже речь идёт о мышлении.

Как и другие качества ума, мышление можно развивать. Развивать мышление - значит развивать умение думать. Работа с детьми младшего школьного возраста требует постоянного поиска продуктивных методов и приёмов работы. Активизировать интеллектуальную и мыслительную деятельность ребёнка, вовлечь его в процесс обучения позволяет технология критического мышления.

Критическое мышление - это открытое мышление, не принимающее догм, развивающееся путем наложения новой информации на жизненный личный опыт. Это направленное мышление, которое отличается логичностью и умением учесть свою точку зрения и другие мнения, а если это необходимо, то отказаться от собственных предубеждений.

Какие же цели и задачи ставит данная технология? Формирование нового стиля мышления; развитие таких базовых качеств личности, как коммуникативность, самостоятельность, креативность, мобильность; развитие аналитического мышления; формирование культуры чтения, включающей в себя умение ориентироваться в источниках информации; стимулирование самостоятельной поисковой творческой деятельности.

Основа данной технологии - трёхфазовая структура урока: вызов, осмысление, рефлексия. Каждому этапу присущи собственные методические приемы и техники, направленные на выполнение задач этапа. Комбинируя их, учитель может планировать уроки в соответствии с уровнем зрелости учеников, целями урока и объемом учебного материала, своими предпочтениями, целями и задачами. Если ребенок способен мыслить критически, он легко вступает в любую фазу урока. Учитель, соответственно, создает условия, побуждающие к принятию самостоятельных решений, подготавливает новые познавательные ситуации, сталкивает различные суждения и направляет усилия учеников в нужное русло.

В начальной школе затруднительно выстроить весь урок по какой-либо одной технологии. Но очень просто использовать её элементы. Приведём примеры приёмов, направленных на структурирование информации в табличных формах.

Приём «Верные - неверные утверждения» на уроке окружающего мира во 2 классе по теме «Солнце - ближайшая к нам звезда» используется с целью актуализации знаний. Учитель предлагает несколько утверждений по еще не изученной теме. Дети выбирают «верные» утверждения, полагаясь на собственный опыт. Они настраиваются на изучение, выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из утверждений были действительно верными, а какие - ошибочными и корректируют ответы.

Утверждения

Верно

Неверно

1.Земля - это одна из планет солнечной системы.
2.Солнце - ближайшая к нам звезда, раскалённый шар.
3.Масса Земли в 330 тысяч раз больше массы Солнца.
4. Специалистов, изучающих астрономию, называют астронавтами.
5.Земля движется вокруг Солнца.
6.Наблюдать за Солнцем можно, глядя в бинокль, подзорную трубу.

Таблица «Знаю - Хочу знать - Узнал» - один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы. На уроке окружающего мира в 4 классе по теме «Куликовская битва» учащиеся работают с новым материалом и последовательно систематизируют информацию, заполняя таблицу.

Знаю

Хочу узнать

Узнал

Было давно

Где происходила?

Сражение было на Куликовом поле у р.Дон

Сражались русские
войска

В каком году?

8 сентября 1380г.

С кем сражались?

Сражались русские войска с татаро-монголами.

Кто возглавлял войска?

Князь Дмитрий Иванович и хан Мамай

Какое было оружие?

Мечи, луки, боевые топоры.

Кто победил?

Победили русские войска.

Приём «Концептуальная или сравнительная таблица» полезен, когда предполагается сравнение объектов. По вертикали располагаются критерии, по которым происходит сравнение, по горизонтали записываются объекты сравнения. Представлен данный приём при изучении и сравнении басен Эзопа «Ворон и лисица» и И.А.Крылова «Ворона и лисица» в 3 классе.

Линии сравнения

Басня Эзопа

Басня И.А.Крылова

Название

«Ворон и лисица»

«Ворона и лисица»

Герои басни

Ворон, лисица.

Ворона, лисица.

Композиция

Мораль в конце басни.

Мораль в начале басни.

Из чьих уст звучит мораль?

Лисица становится в позицию автора, читает ворону мораль: «Эх, ворон, кабы у тебя ещё и ум был в голове…»

Из уст автора: «Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна…»

Можно ли прочитать по ролям?

нет

да

Каким языком написана басня?

Прозаическим.

Поэтическим.

Задача приёма «Да-нетки» - научить детей задавать «умные вопросы» и, отгадывая предмет или явление, сужать круг поиска рациональными способами.

Появляется цветок с лепестками. До начала игры дети кладут перед собой только середину с надписью «Что это?» Если первый вопрос задан о размере, то берут лепесток с буквой Р и не кладут к цветку до тех пор, пока через вопросы, требующие ответов «да» или «нет», не выяснят данную характеристику предмета.

Аналогично работаем со всеми лепестками и делаем вывод о спрятанном предмете. Эта игра интересна для учащихся 1-2-класса. В 3-4 её следует заменить на более подходящий вид работы - в табличном варианте.

Кто это?

Возможные вопросы детей

Размеры

Довольно большой.

Это животное маленькое? (Нет)
Оно очень большое? (Да)

Части тела

Лапы с перепонками,
вытянутое тело, короткий хвост, клюв, небольшие крылья.

Лап 4? (Нет)
Лапы 2? (Да)
Есть клюв? (Да)
Есть крылья? (Да)
Крылья большие? (Нет)

Цвет

Бело-чёрный.

Цвет коричневый (Нет)
Чёрный? (Нет)
Рыжий ?( Нет).
Разноцветный? (Да)
Чёрно-белый? (Да)

Летает

Нет.

Это животное умеет летать? (Нет)

Передвигается

Прыжками по суше, плавает.

Животное прыгает? (Да)
По суше? (Да)
А плавать умеет? (Да)

Живёт

На юге.

Живёт в холодных краях? (Нет)
На экваторе? (Нет)
Живёт на юге? (Да)

Ура!

Это …. пингвин!

Использование технологии критического мышления позволит ребёнку в современном мире решать трудные задачи, принимать травильное решение, уметь отстаивать собственное мнение, анализировать и отвергать неуместную и ненужную информацию. Ценность данной технологии и в том, что она учит детей слушать и слышать, развивает речь, даёт возможность общения, активизирует мыслительную деятельность, познавательный интерес, побуждает детей к действию, поэтому работают все.

Литература

  1. Фещенко Т.С. Умение работать с информацией как основа непрерывного образования // Человек и образование 2012. №2.
  2. Виноградова Т.С. Информационная компетентность: проблемы интерпретации // Человек и образование 2012. №2.
  3. 3.Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление: технология развития. - СПб: Издательство «Альянс «Дельта», 2012.
  4. Заир-Бек С.И. Развитие критического мышления через чтение и письмо: стадии и методические приемы // Директор школы. 2005. №4.
  5. Клустер Д. Что такое критическое мышление. - М.: ЦГЛ. 2015.
  6. 6.Халперн Д. Психология критического мышления. - СПб., 2010.