Как пробудить ген победителя в сознании современного школьника? (Изучение творчества В.Н.Крупина)

Разделы: Литература, Внеклассная работа

Ключевые слова: смысловое чтение, духовно-нравственное воспитание, В.Н.Крупин «Платон и Галактион», В.Н.Крупин


Мы живём в эпоху «нечтения», когда важно учить учеников вдумчивому чтению, чтобы нацелить их на глубокое восприятие произведения и вызвать стремление к идеалу, что испокон века было свойственно русской душе.

Как вернуть ребёнка из мира виртуального обмана к представлениям о реальной жизни?

В этом может помочь только «живая» литература. Ученикам нужно размышлять над тем, что есть истина, добро, настоящая красота. Одним из самых неравнодушных и любящих Россию писателей является В.Н.Крупин. Он всегда пишет только о реальных людях и событиях. Например, в рассказе «Платон и Галактион» - о своих пра-пра-прадедах.

При чтении этого произведения происходит постижение смысла текста через загадку и интригу, что «включает» сознание ребёнка, но не ради развлечения, а для мобилизации его творческого потенциала и духовного роста.

Анализ рассказа В.Н.Крупина «Платон и Галактион» лучше всего проводить в 5 классе. Название урока «Платоново - галактионово чудо или А при чём тут звёзды?» сразу вызывает интерес у ребят.

Название темы занятия включает в себя и сказку, и интригу, то есть то, что очень нравится пятиклассникам, так как они находятся в возрасте «наивных реалистов» и воспринимают вымысел «как жизнь», а в прозе обыденности разглядят загадочность и волшебство. Эпиграф к уроку передаёт идею рассказа: «Будь ты холоден или горяч, но не тёпел».

- Хотели ли бы вы быть богатырями? (Приём привлекательной цели)

Каждому хочется разгадать секрет силы Платона и Галактиона, у которых «силы колёсные», в 50 лет у них рождались крепенькие детишки, а сколько арбузов и телят они могли поднять! Такими были наши предки.

Используется многогранная работа со словом: чтение по ролям, хоровое чтение, нотирование текста (над словами с помощью музыкальных знаков отмечаются паузы и логические ударения). С особым наслаждением ребята читают по ролям, это помогает «приблизить» далёких прапрадедов к современным «наследничкам», а игра «в молекулы» и физический опыт позволяют почувствовать себя маленькой частичкой мирозданья. Происходит «включение» восприятия школьников через воздействие на слух, обоняние, осязание.

В первой половине занятия работа с текстом ведётся с опорой на антитезу: Галактион (мороз) - Платон (жара). Составляется таблица различий двух богатырей, читается диалог Платона и Галактиона, в котором они не понимают друг друга, и, как молекулы пара, отталкиваются в разные стороны. Фигура Андрея Первозванного объединяет спорщиков: дед Платон добрался до описания апостолом славянских обычаев, «как тот был изумлён <...> банями», в которых сначала жарко парились, а потом, обливались ледяной водой и «тако» оживали.

При чтении финальной части рассказа всё стремится к объединению:

- Вот оно! - возглашает Галактион, - вот…Платон! Руку! (Ребята тоже с удовольствием протягивают друг другу руки.) Соседи - противники помирились и построили одну баню, которая от прапрадедов перешла в руки праправнуков.

По-хозяйски поступили Платон и Галактион, поставив такую чудесную баню, потому что были своими на своей земле, думали о будущих наследничках. И смотрит Рождественская звезда сотни лет, как сменяется одно поколение другим, соединяясь в единый монолит под названием Русь. Ещё с помощью своих лучей звезда объединяет темы рассказа. А писатель соединяется с читателями, и на фортиссимо, с абсолютной искренностью, звучат слова: «Спасибо великое святому апостолу Андрею. Всехвальному. Первозванному. И за баню, и за дедушек. И за внуков, и за Русь Святую.» Наивно? А 5 класс - это возраст «наивного реализма». «Наивность есть справедливость», - пишет В.Н.Крупин в рассказе «Боковой ветер», несомненно, он прав. От игры «в молекулы» или чтения сцены «Разговор у самовара» ребята переходят к пониманию мировоззрения писателя, через полилог учитель - автор - ученики формируется интерес к предмету и любовь к русскому слову. Чем больше мыслей и чувств сумеем мы пробудить в детях при работе над художественным произведением, тем глубже и прочнее будут выводы, которые помогут повзрослевшему ученику уверенно идти по дороге под коротким названием «Жизнь».

Разговор со старшеклассниками нужно вести в ином ключе. Можно начать со слов Крупина: «В жизни нет трудностей, кроме одной - трудно остаться (сделаться) человеком». Изучая рассказ-хронику «Мы не Иваны не помнящие родства» (урок «Юдоль, жизнь и история России в контексте экологии культуры») ученики снова погружаются в глубь веков. Земная юдоль - жизнь, полная страданий. В произведении «Мы не Иваны не помнящие родства» раскрывается смысл слова «юдоль». Юдоль нашей родины. Какова она?

Истинно культурный человек, конечно, должен хорошо знать и изучать историю своей страны. Смысловым мостом (интертекстом) станет книга Д.С.Лихачёва «Заметки о русском», точнее одна её глава - «Экология культуры»…

Книга Д.С.Лихачёва заканчивается словами: «Чтобы сохранить памятники культуры, необходимые для «нравственной осёдлости» людей, мало только платонической любви к своей стране, любовь должна быть действенной.

А для этого нужны знания, и не только краеведческие, но и более глубокие, объединяемые в особую дисциплину - экологию культуры.

Старшеклассникам предлагается придумать заголовки к предложенным отрывкам, то есть определите их микротему:

1. «Любовь к родному краю, к родной культуре, к родному селу или городу, к родной речи начинается с малого - с любви к своей семье, к своему жилищу, к своей школе». (Большее начинается с малого.)

2. «Итак, в экологии есть два раздела: экология биологическая и экология культурная, или нравственная. Убить человека биологически может несоблюдение законов биологической экологии, убить нравственно может несоблюдение законов экологии культурной. И нет между ними пропасти, как нет чётко обозначенной границы между природой и культурой». (Экология - это не только биологическая наука.)

3. «Человек - существо нравственно осёдлое, даже тот, кто был кочевником, для него тоже существовала «осёдлость» в просторах его привольных кочевий. Только безнравственный человек не обладает осёдлостью и способен убивать осёдлость в других». ( Нравственное значение осёдлости для человека.)

А вот некоторые вопросы (всего их 25) викторины непосредственно по тексту Крупина:

- Какие слова свидетельствуют о жестоком грабеже и непосильных данях ордынского ига татаро-монголов? («У кого коня нет - у того корову возьмет. У кого коровы нет - у того жену возьмет».)

- Какие знаменитые сражения выиграл Александр Невский, и кто явился заказчиком этих неравных битв? (1240 год - на реке Неве победа над шведами, 1242 год - «Ледовое побоище» с тевтонцами на Чудском озере, противники русских выполняли заказ Ватикана.)

- Как говорил А.С.Пушкин о юдоли России? («Я не хочу иметь никакой другой истории, кроме той, что Господь Бог дал России».)

Подобные задания помогают разобраться, что имел Д.С.Лихачёв под определением «экология культуры».

В настоящее время идут продолжительные «бои за историю», за историческую память нации.

«У России», - писал М.Ю.Лермонтов в 1841 году, - нет прошедшего [это не значит: нет прошлого, нет истории!]: она вся в настоящем и будущем». С этим нельзя не согласиться, достаточно посмотреть на исторические картины Павла Викторовича Рыженко (11.07.1970 -16.07.2014), которые не только приближают к нам «дела давно минувших лет», но своей психологической глубиной далеко уходят в будущее. Будучи заслуженным художником РФ, одним из ведущих мастеров Студии военных художников имени М.Б.Грекова, художник называет сумасшествием всё, что не относится в живописи к реализму.

Старшеклассникам предлагается интервью художника этого удивительного художника с обязательным заданием.

*Прочитайте слова художника и определите доминанту (идею) текста: «На реке Угре произошёл отрыв России от ханского ярма. Сейчас такое же стояние за Землю Русскую на метафизической Угре. Нужно оторваться от слабости, от нашей трусости, от нашей греховной переменчивости и понять окончательно, что Россия не имеет ничего общего с остальным миром в плане судьбы. Россия является ковчегом завета, Россия является престолом Пресвятой Богородицы, и она призвана к единственному служению, высшему служению - это к хранению и реализации в жизнь чистоты православия. Для этого Россия должна вернуться к самой себе. Необходимо вдохновить этой диорамой, этим панно, этим окном в живую историю, современных, совершенно спившихся, опустившихся, безыдейных, безынициативных, но имеющих генетическую память. В каждом русском живёт генетически воин с поля Куликова, воин с Бородина, воин с Первой мировой и со Второй мировой Отечественной… Он должен пройти сквозь ядерный реактор диорамы, облучиться… В нём должен ожить ген богатыря, ген орла, двуглавого, могучего, способного на подвиг ради царя, ради Бога, ради народа, ради Отечества».

Как же всё-таки вернуть ребёнка из мира виртуального обмана к представлениям о реальной жизни?

Прежде всего, дать почувствовать себя героем.

Размышляя над тем, «что есть истина», подлинное добро, настоящая красота, дети получают образцы поведения, при которых не может быть безразлична судьба родной земли - в этом главная цель творчества русского писателя В.Н.Крупина. Вот что пишет В.Распутин о своём товарище, - через душу проходит каждое слово; не в чернильницу макается его перо, а в душу".

Вспомним финал сказки «Финист-ясный сокол»: «Одна слеза обожгла сердце Финиста, а другая открыла ему глаза, и он в ту же минуту проснулся».

Одна слеза проливается через рассказы В.Н.Крупина и других писателей, любящих Россию, а вторая - через такие полотна как у Павла Рыженко. Так пробуждается душа подростка для того, чтобы восхититься счастьем, выпавшим просто так, не за какие-то заслуги: родиться в России и постичь главные человеческие истины с рождения, на генном уровне.

Библиографический список

  1. Лихачёв Д.С. Заметки о русском. Москва, Советская Россия, 1984.
  2. Крупин В. Н. Вятская тетрадь. Киров (Вятка): Буквица, 2016.